Так вот мне довелось открыть его №16 за 2012 год, где размещена статья Тумаринсона «Вездесущий гвоздь». «Интересно, – подумала я с некоторым предубеждением, – что уж такого нового и интересного можно рассказать про гвоздь?»
Из учебников истории помню, что первые гвозди изготавливали из обожжённой глины древние шумеры. Они крепили ими тростниковые циновки к глинобитным стенам своих жилищ. Во время бронзовой эпохи (3000 лет до н.э.) – делали из меди и бронзы, а 1000 лет до н. э. – из железа (!). Древние люди очень бережно к ним относились, не выбрасывали, а использованные вновь пускали в дело. А помните, что туземцы Полинезии Куку за гвоздь давали целую свинью или лодку рыбы.
Со странным чувством познакомилась с информацией о том, что в Италии, в Милане, под куполом одного из соборов, хранится в хрустальном футляре, чтобы вы думали, … священный гвоздь. А вот и ещё новость. Оказывается, в 1811 году станок для изготовления гвоздей сконструировал престарелый Джеймс Уатт, тот самый, который получил патент на изобретение паровой машины. А до этого во всё мире гвозди изготавливали в основном, вручную, как правило, ковкой.
В современной жизни много каких гвоздей делают, да и материалы для них используют разные: металлы, сплавы… а вот в Великобритании корабельные гвозди научились делать из стеклопластика. Они прочны: не горят, не тонут и не ржавеют, что весьма важно в морском судостроении.
Забавна и байка из театральной среды о том, что актёры в качестве талисмана носят на груди гвоздь, выдернутый из сцены. К месту вспоминается и русское слово «гвоздок», обозначающее крепость и нравственную силу ребёнка и юноши, и балладу Николая Тихонова о защитниках Ленинграда, когда он писал: «гвозди б делать из этих людей, крепче б не было в мире гвоздей».
И, конечно, как мне было не вспомнить по этому поводу о заводах братьев Баташевых Шепелевых – Общества Выксунских горных заводов, на которых гвозди изготавливались веками сотнями, тысячами пудов.
И каких только гвоздей не делали наши прадеды: подковные, корабельные, мебельно-каретные, обойные, строительные, разных размеров и профилей. Делали их из проволоки,ковали из специальной заготовки для придания особых качеств; лудили, подвергали воронению. Гвозди изготавливали на Нижне-Выксунском, Пристанском, Велетьменском заводах. И особенно много на Верхне-Железницком, располагавшемся в Виле и Проволочном.
Давно закрыты они в Велетьме и на пристани в Досчатом, в Виле и Проволочном… Нет Сноведского и Средне-Выксунского. И мы забыли даже места их нахождения.
Казна округа и металлургического предприятия не оскудеет, если будут установлены недорогие памятные знаки на территориях бывших заводов. Можно посадить деревья, заложить аллею или камень поставить – это уж как фантазия подскажет.
Можно даже о сувенире подумать. Пусть это будет фигурный гвоздь, увитый проволокой, ваза из проволочного каната, литой якорёк. Поверьте, души выксунцев только обогатятся от этого новыми знаниями, но и проникнутся благодарной памятью к мастеровым предкам.
Надежда Князева. Фото из открытых интернет-источников
Рукописи не рецензируются и не возвращаются.
При цитировании материалов ссылка на газету обязательна.
За содержание и достоверность объявлений редакция не отвечает.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.
E-mail: info@wyksa-r.ru 18+