Сказать, что наш город очень большой – слукавить. Из конца в конец можно пройти пешком за час с небольшим. А уж на автобусе или машине вообще объедешь за 10 минут. Вернее, раньше можно было, когда не было пробок. Живу в Выксе четверть века и ещё помню те времена, когда по городу регулярно ходили всего 5 автобусных маршрутов (2, 3, 4, 8 и 9), да раз в полтора часа ездил №18. И ведь все всегда везде успевали.
Совсем недавно (не далее как 25 сентября) печатали в «ВР» новое расписание автобусов. В нём уже 17 маршрутов, да все сложные: с заездом туда, с выездом оттуда. При этом и «деревенские» автобусы до прибытия на автостанцию проезжают чуть ли не полгорода. Вроде бы всё предусмотрено, рассчитано. Так почему же тогда выксунцы с завидным постоянством жалуются в газету на неудовлетворительную работу пассажирского автотранспорта?! Число жителей за это время не увеличилось (по крайней мере, так утверждает беспристрастная статистика), а вот количество личных автомобилей возросло значительно (иначе бы мы не стояли в пробках по утрам и вечерам!). В чём же дело?
Причин, как всегда, множество. Люди справедливо хотят комфорта – добираться до места следования на сидячем месте, при этом чтобы автобусы отправлялись каждые три минуты (не подстраивать же свой личный график под расписание транспорта!). Очереди из желающих стать водителем автобуса нет, поскольку и зарплаты там не как у топ-менеджеров, да и работа не самая лёгкая (повставай-ка на смену в три утра, поработай без кондуктора, постой в пробках и т.д.). Автопарк изношен, даже те 40 автобусов, что приобретены в лизинг всего три года назад, прошли уже по 500 тысяч километров и требуют срочного ремонта. А если этого не сделать сейчас, то в скором времени и они превратятся в развалины.
Может быть, дело в том, что большинство пассажироперевозок осуществляется МУП «ПАП»? По себе знаем, что МУП (а именно в этой форме работает и юридическое лицо «Выксунский рабочий») не самая удобная и прибыльная форма собственности для предприятия. Муниципальные унитарные предприятия создавались в конце прошлого века для решения социальных задач – обеспечения населения необходимыми услугами по минимальным ценам. Забота о населении – дело правое. Сдерживание тарифов и расценок тоже необходимо – и с этим никто не поспорит. Вот только стоит ли социальная роль того, чтобы мириться с убыточностью этих предприятий? Хватит ли у местных бюджетов сил, чтобы продолжать субсидирование или финансирование? Здесь есть о чём «крепко» подумать!..
Впрочем, на «круглом столе», состоявшемся недавно в администрации округа, и частные перевозчики говорили об убыточности деятельности, о неточно простроенной логистике, о существовании серьёзных проблем в этой сфере. Полный отчёт с «круглого стола» читайте в «ВР» за 23 октября. Почему я сегодня анонсирую этот материал? Во-первых, потому что хочу, чтобы вы обязательно купили нашу газету за следующую среду, ведь эта проблема касается большинства выксунцев (а ещё лучше подпишитесь на «ВР» – льготная цена на подписку действует до 18 октября). Во-вторых, надеюсь, что все неравнодушные выксунцы выскажут своё видение проблемы, а возможно, и пути её решения. Сделать это можно уже сейчас, оставив комментарий на нашем сайте www.vr-vyksa.ru, позвонив по телефону 3-08-66 или отправив письмо по адресу: Выкса, ул. Вавилина, 10, редакция газеты «Выксунский рабочий». Ждём.
С уважением
Лиля Фролова