В народе он известен ещё и как День независимости. Здесь едва ли стоит искать слепое подражание Соединённым Штатам. Обращаясь к истории, уточняем: именно 12 июня 1990 года была принята «Декларация о государственном суверенитете РСФСР». Ещё через год 11 июня вышло постановление о том, что 12 июня с 1992-го считается праздничным днём – «Днём принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР». И слово «суверенитет», означающее независимость, дало празднику его народное название «День независимости».
Праздник был примечателен и тем, что как раз 12 июня 1991 года президентом России стал Борис Ельцин, победивший на выборах путём народного голосования. Он же в 1994 году придал празднику «государственный» статус. И именно Ельцин в 1998 году предложил переименовать его название на «День России». В 2001 году уже Владимир Путин заметил, что эта дата положила начало отсчёта новой истории государства. И с 1 февраля 2002-го праздник стал именоваться «Днём России».
Смысл его заключается в национальном единении, гражданской свободе и добровольном признании верховенства закона самим народом. Это великий момент осознания своей Родины, понимания истории становления той России, какой она сегодня себя позиционирует – демократической.
Власть избирается народом
Демократия (буквальный перевод греческого dеmokratía – народовластие) – это форма политической организации общества, основанная на признании народа, наделённого довольно широким кругом прав и свобод, в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных, а на уровне Выксунского округа – муниципальных дел. Общеизвестно, что демократия берёт истоки «снизу» при любом государственном строе – вспомним принцип демократического централизма из Кодекса строителя коммунизма. Так было во времена социализма, так происходит и сейчас. Пользуются ли выксунцы данными им Конституцией РФ правами на деле?
Очевидно, что очень даже пользуются. Два года назад, в марте, они достаточно дружно проголосовали за объединение муниципалитетов района в единое муниципальное образование округ (тогда явка на участки для голосования составила более 50%). Спустя полгода, уже в сентябре, они вновь явились на избирательные участки, уже для того, чтобы сказать «да» тем кандидатам, которых посчитали наиболее достойными того, чтобы представлять интересы народа в Совете депутатов округа. Напомним, что тогда часть депутатов избиралась по одномандатным округам, а часть – по партийным спискам. То есть граждане выражали своё отношение не только к персоналиям, но и к официально зарегистрированным политическим партиям, точнее, их программам. Таким образом, они в какой-то степени возложили ответственность за своё будущее и будущее округа на парламентариев.
Кто, кому, кого и как
Наделённые полномочиями, о которых скажем ниже, депутаты приступили к своим обязанностям. Выбрали главу местного само-управления (он же – председатель Совета депутатов, он же – секретарь местного отделения партии-лидера, «Единой России») Игоря Матюкова. Назначили главу администрации, им стал победивший в конкурсном отборе Игорь Раев (контракт с сити-менеджером по поручению Совета депутатов заключает глава МСУ). Тот сформировал команду. Был создан ещё один орган, контрольно-счётная инспекция. И пошла работа.
Здесь неслучайно так подробно рассматривается структура муниципальной власти. На удивление часто люди весьма смутно представляют, кто в «белом доме» (у старшего поколения в ходу название «исполком») за что отвечает, кто кому подчиняется, кто кого контролирует, и как вся эта махина функционирует вообще. Попробуем разобраться.
Проще всего представить процесс, обратившись к несложной схеме. В целом она даёт ответы на наиболее популярные вопросы, возникающие у народа. Некоторые из них:
лава местного самоуправления
обеспечивает осуществление ОМС
полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных
полномочий, переданных законами
Совет депутатов
принимает решения по вопросам,
отнесённым к его ведению, и
осуществляет контроль за исполнением
ОМС и должностными лицами местного
самоуправления полномочий по решению
вопросов местного значения
Администрация
осуществляет полномочия
по решению вопросов местного значения и отдельные
государственные полномочия, переданные законами
Контрольно-счётная инспекция
осуществляет контроль за исполнением
бюджета и соблюдением порядка управления
и распоряжения муниципальным имуществом
Каков состав органов местного самоуправления (ОМС) муниципального образования городской округ город Выкса?
В него входят:
– Совет депутатов. Орган представительный, так как депутаты представляют интересы избравшего их населения, и законодательный, так как депутаты своими решениями принимают законы, по которым живёт округ;
– высшее должностное лицо на территории: глава муниципального образования – глава местного самоуправления. Он же – председатель Совета депутатов. Избирается из состава Совета депутатов голосованием депутатов;
– администрация. Орган исполни-тельно-распорядительный, то есть исполняющий решения Совета депутатов через осуществление хозяйственной деятельности. Орган возглавляет глава администрации, который назначается на должность Советом депутатов по контракту, заключаемому главой МСУ по результатам конкурса;
– контрольно-счётная инспек-ция.
Каким образом глава МСУ обеспечивает осуществление полномочий (ОМС)?
Через организацию деятельности Совета депутатов.
Какие вопросы в ведении Совета депутатов, какие – администрации?
У Совета депутатов 59 полномочий (ст. 22 Устава городского округа город Выкса), у администрации – 95 (ст. 37 Устава).
Текст Устава размещён на официальном сайте округа www.gorod.wyksa.ru в разделе «Муниципальные правовые акты», Решение Совета депутатов от 27 декабря 2011 № 63.
Как работает контрольно-счёт-ная инспекция?
Проводит проверки и осуществляет финансово-экономическую экспертизу проектов муниципальных правовых актов.
Как осуществляется контроль над исполнением органами МСУ полномочий Советом депутатов?
Форм несколько. Это:
1. Заслушивание на заседаниях Совета депутатов:
– отчёта о результатах деятельности главы МСУ и Совета депутатов;
– отчёта о результатах деятельности главы администрации и администрации;
– отчёта о работе контрольно-счётной инспекции;
– отчёта о решении вопросов, поставленных Советом депутатов.
2. Заслушивание информации ОМС о решении отдельных вопросов местного значения.
3. Заслушивание информации администрации о реализации долгосрочных целевых программ.
4. Истребование информации, в большей степени от администрации.
5. Депутатский запрос (по вопросам, имеющим общественное значение).
6. Проведение депутатских слушаний (по вопросам, имеющим общественное значение).
7. Участие депутата от имени Совета депутатов в работе коллегиальных органов при администрации.
8. Мониторинг правоприменения решений Совета депутатов.
Власть отвечает перед властью
Как реализуется контроль Советом депутатов над исполнением органами МСУ полномочий, рассмотрим на конкретном примере – заседании Совета депутатов, состоявшегося 03.06.2013. Кстати, граждане имеют право присутствовать на таких заседаниях, как правило, проводятся они в открытом режиме. Однако этим правом мало кто пользуется. Так было и в указанный день: послушать депутатов пришли менее десятка человек от общественности, хотя повестка была весьма содержательной. В частности, она включала вопрос «Об отчёте о деятельности главы администрации, деятельности администрации городского округа город Выкса в 2012 году и решении вопросов, поставленных Советом депутатов».
Предыстория. Сам отчёт прозвучал на мартовском заседании Совета депутатов. На страницах «ВР» были опубликованы материалы и о заседании, и о содержании отчёта (см. №24 от 03.04.2013 и №26 от 10.04.2013). Тогда депутатами был поставлен перед администрацией ряд вопросов с установлением сроков для устранения выявленных проблем, касающихся завершения строительства бизнес-инкубатора, устранения недостатков, допущенных при строительстве домов для детей-сирот и молодых специалистов, квартир, предназначенных для переселения граждан из ветхого жилфонда.
Кроме того, депутаты потребовали от исполнительной власти определения мероприятий, направленных на совершенствование её взаимоотношений с управляющими компаниями, предприятиями сферы ЖКХ и населением. Сроки истекли 1 июня. А уже 3-го глава администрации вновь отчитывался перед депутатским корпусом. Игорь Раев говорил о том, что:
– бизнес-инкубатор в полном объёме не сдан. Готовность объекта на 1 июня составила 97%. Пока не установлены противопожарные двери, не сделана часть работ на цокольном этаже здания, благоустройство выполнено на 55%;
– в доме в Шуховском квартале 22 квартиры для переселения из ветхого фонда де-факто
готовы (но не де-юре!), 18 из них жители приняли, четверо пока не успели «дойти за ключами»;
– в домах для детей-сирот ещё в апреле все огрехи исправлены. Не занимались лишь одним домом, хозяева которого затевают свой особый ремонт; окончательно вопрос решится летом;
– дома для молодых специалистов на улицах Луговских и Фигуровской также переданы их хозяевам. Из 24 только с одного не снята проблема, в нём треснул фундамент. Его приведут в порядок к 15 июля;
– администрацией издан ряд документов, призванных оптимизировать ситуацию в сфере ЖКХ; намечена организация учёбы для старших по домам, председателей ТСЖ и пр.
Также он обратил внимание депутатов на то, что в 2012 году было сделано для того, чтобы жизнь в округе стала более комфортной. Среди прочего он отметил:
– разработку Генерального плана округа;
– начало комплексной застройки микрорайона Выкса-Сити;
– завершение строительства гимназии;
– газификацию Вили (работы продолжаются);
– начало строительства первого этапа объездной дороги;
– выделение более чем 200 участков под ИЖС многодетным семьям;
– проведение I Выксунского инвестиционного форума;
– уже готовую, прошедшую госэкспертизу документацию на строительство ФОКа, детского сада в Борковке, канализационного коллектора в западной части округа.
Игорь Раев подчеркнул, что не стоит забывать и о недостатках. Так, по его словам, администрация не всегда на высоте при осуществлении полномочий в части муниципального заказа и муниципального же контроля; требует скрупулёзности строительная сфера; не решены проблемы захоронения ТБО, капремонта детских садов, кадровой политики. Однако при всём при том округ признан вторым в регионе по социально-экономическому развитию и оценке эффективности за 2012 год, традиционно уступив пальму первенства Кстово.
Нельзя сказать, что отчёт был встречен единодушно «на ура!». Были вопросы – о сроках реального ввода в эксплуатацию бизнес-инкубатора, о практике упреждающего финансирования строительства объектов, о строительных недоделках, всплывших уже после сдачи гимназии в эксплуатацию. Задавали их, в основном, депутаты от «Справедливой России» и КПРФ. «Единая Россия» придерживалась мнения, что, поскольку из пяти в марте поставленных проблем четыре решены, а пятая, по бизнес-инкубатору, решится вот-вот, отчёт следует принять к сведению. За то, чтобы принять его, проголосовали 16 депутатов, против – шесть, воздержались трое.
Надо отметить, что, наверно, впервые власть представительная так жёстко спросила с власти исполнительной. А та, в свою очередь, так подробно отчиталась.
С власти спрашивает народ
Активными были и присутствующие на заседании представители общественности. Многодетная мать Ирина Лазарева говорила о нарушениях, допущенных при заключении договоров о предоставлении земельных участков в аренду семьям с тремя и более детьми. Спрашивала и о сроках подведения инженерных сетей к этим участкам. Игорь Раев гарантировал, что уже в текущем году приступят к строительству этих сетей к 90 участкам (к каким именно, станет известно после 15 июня).
Председатель ТОС Шиморское Татьяна Егорова требовала организации публичных слушаний (по обсуждению вопроса изменения вида разрешённого использования земельного участка в посёлке) во внерабочее время и в поселении, а не в здании администрации в Выксе. К слову, ввиду отказа главы МСУ перенести публичные слушания с 16 часов 5 июня из Выксы в Шиморское на послерабочее время, его соответствующее распоряжение (о назначении мероприятия) было обжаловано Татьяной Егоровой в суд. Буквально на следующий день после выступления председателя ТОС на Совете депутатов суд вынес решение, отменив распоряжение главы МСУ и обязав его провести указанные слушания в Шиморском после работы.
Значит, граждане не только знают свои права, но и умело, в рамках закона, отстаивают их. С этой целью они консолидируются, создавая, в числе прочих объединений, территориальные общественные самоуправления: впервые появились легитимные ТОСы – в Шиморском, в Новодмитриевке; в других поселениях тоже идёт работа в данном направлении. Наличие ТОСов подтверждает развитие гражданского общества, то есть и демократии.
Спрашивается, какая связь между национальным праздником и особенностями местного самоуправления отдельно взятого муниципалитета? Самая непосредственная. Вернёмся на 12 лет назад. Тогда, 12 июня 2001-го, выступая в Кремле на торжественном приёме по случаю Дня принятия Декларации о государственном суверенитете России, президент РФ Владимир Путин сказал, что «с этого документа начался отсчёт нашей новой истории. Истории демократического государства, основанного на гражданских свободах и верховенстве закона. А его главный смысл – это успех, достаток и благополучие народа».
Очевидно, отсчёт медленно, но идёт: и на уровне государства, и на местном. Есть что праздновать!
Татьяна Снегирева. Фото Ольги Поповой и из открытых интернет-источников