18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-07
Рекламный баннер 300x60px right-2

Герой cвоего времени

13:07 07.02.2014 16+
1974

Не перестаю удивляться силе русского характера! Всякий раз, когда мои краеведческие поиски выводят на человека с необычной судьбой, то удивляюсь тому, как судьба Родины отражается в судьбе личности. Наши соотечественники никогда не отделяли себя от страны. Они просто так жили. Иного не знали.

Передо мной скупые строчки автобиографии, написанные в 1939 году. Короткие воспоминания дочери. И даже из этих кратких сведений составляется судьба человека целеустремлённого, преданного делу, к которому был призван.

Константин Щеглов родился в 1894 году в семье рабочего железнодорожной станции Ржев-1 и крестьянки с. Никольское Ржевского уезда Тверской губернии. Очевидно, родители понимали силу знания, потому что Костя учился в школе пять-шесть лет, получив, как тогда говорили, «начальное высшее» образование. С такими знаниями взяли его писцом в управление железной дороги. Но проработал он там недолго, потому что поступил (по большому конкурсу!) в строительное железнодорожное училище в г. Верхний Волочёк, которое окончил в 1914 году.

Молодого человека взяли в Крымскую геолого-разведочную экспедицию, там он вёл геологические съёмки местности в районах Симферополя и Ялты. Удалось проверить свои знания и во время дноуглубительных работ на каналах Мариинской системы, в то время важной водной магистрали страны.

В послереволюционные годы, в 1918-м, судьба занесла его в Выксу, где он проводил изыскательские работы для прокладки железнодорожных путей в Выксунском горном, а потом и в Приокском горном округе. Здесь встретил свою любовь – Любовь Духовскую. Свадьба состоялась в 1922 году. Время было тяжёлое, бушевали политические и военные страсти, а строители работали во имя созидания. Муж получил новое назначение, в Свердловское отделение железных дорог, и молодые супруги уехали. На новом месте предстояло восстановить 149 жилых домов, разрушенных в боях с колчаковцами.

В 1924-ом он участвовал в восстановлении разрушенного войной стеклозавода «Красная звезда» на железнодорожной станции Сылва Пермской железной дороги. Эта работа была посложнее, потому как нужно было капитально ремонтировать стеклоплавильные печи с регенераторами и высоченными дымовыми трубами. Здесь Константин Константинович значительно обогатил свой строительный опыт, который пригодился ему при возведении стеклозавода «Новая Гутта». То была стройка всесоюзного значения. Однако завершали её уже без Щеглова: заболела жена и в декабре 1926 года супруги вернулись в Выксу.

Работая техником-строителем в техническом отделе Приокского горного округа, Константин Щеглов поступил в Московский строительный институт на заочное отделение и успешно окончил его в 1932 году. В 1927-ом на Базарной площади началось возведение уникального для Выксы здания – Дворца культуры металлургов. Его сооружали силами стройорганизации Приокского райкома профсоюза металлистов. Щеглов с увлечением трудился помощником производителя работ, отвечая и за технику безопасности небывалой стройки в Выксе.

Пережив вместе со всеми жителями радостный день торжественного открытия Дворца культуры 1 мая 1929 года, Константин Константинович перевёлся прорабом в «Госстройтрест» (впоследствии он несколько раз реформировался, менял название, и, в конце концов, стал именоваться «Гор-крайпромстройтрест»).

В организованном в 1932 году тресте «Выксастрой» Щеглов трудился главным инженером четыре года, до 1936-го. То было время строительства трубного цеха №2, нового мартена, машиностроительного завода, жилья и объектов социально-культурного назначения.

Его ценили за объективность, ум, чёткость действий, последовательность в принятии решений. Именно поэтому, когда на одной из строек случился пожар, его не арестовали, не оклеветали, не выгнали с должности… Но тем не менее он решил сменить место работы и уехал в Кулебаки, став главным инженером металлургического завода. Но Выкса и стройка продолжали притягивать к себе, и в 1939 году он был принят на завод ДРО старшим прорабом УКСа.

Великая Отечественная война – яркая страница биографии строителя Щеглова. В июне 1941-го он был мобилизован в числе первых добровольцев. Служил в сапёрных подразделениях инженерных войск на многих фронтах. Командиром сапёрного батальона капитан Щеглов строил железнодорожные пути и переправы в сражающемся Сталинграде, участвовал в штурме прусской цитадели Кёнигсберга, а в феврале 1945 года строил мост через р.Одер… Здесь был тяжело ранен, демобилизован в 1945 году инвалидом.
Однако отдыхать долго после военных баталий было не в его правилах, и он вышел на прежнюю работу в УКС. Сил хватило только до зимы 1948 года: умер, не дожив до 54-летия.

Жизнь Константина Щеглова – пример судеб фронтовиков, которые в болезнях и трудах после Победы пожили-то всего каких-то два-три года… И это тоже цена Победы.

 

Надежда Князева. Фото из архива семьи Щегловых-Есиных

 

Оставить сообщение
Последние новости