18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-07
Рекламный баннер 300x60px right-2

По русски, порусски или ПО-РУССКИ?

15:50 12.02.2014 16+
2011

И не для того, чтобы посмотреть на самые распространённые ошибки (все мы их делаем), а чтобы найти советы, как легче и веселее выучить правила нашего Великого, Могучего и Богатого. Пусть с одной стороны Всемирная паутина и является площадкой, где многие пишут так, как им подсказывает правое предсердие или левая пятка, с другой – это ресурс, где можно найти огромный объём полезной информации в свободном доступе.

 

В открытой группе «Знаете ли вы» ВКонтакте недавно были размещены «44 правила, по которым выучить грамматику проще простого!». В этих предложениях формулировки простейших правил, но с «подковыркой». Автор сразу же приводит пример их несоблюдения. Предлагаем вам поправить их так, как считаете верным. Первый, кто принесёт свой вариант в редакцию «ВР», получит приз!

 

Запоминайте, как писать не нужно!

  1. Если, короче, хочешь типа, чтобы слушали, ты как бы того, сорняки особо не используй, вот.
  2. Сознательно сопротивляйся соблазну сохранить созвучие.
  3. Кое-кто стали забывать правила согласования главных членов предложения.
  4. Притяжательные местоимения надо уметь грамотно использовать в зависимости от ихней функции.
  5. Если хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит автор.
  6. Не следует пытаться не избегать двойных отрицаний.
  7. Страдательный залог обычно должен быть избегаем.
  8. Не забывайте про букву «ё», иначе трудно различить падеж и падеж, небо и небо, осел и осел, совершенный и совершенный, все и все.
  9. И в оффшорном оффисе кристалльно чётко представляйте, где пишутся сдвоеные согласные, а где они обосновано не сдвоенны.
  10. У слова «нет» нету форм изменения.
  11. Мягкий знак в неопределённой форме глагола должен находится на своём месте, что иногда забываеться.
  12. Не редко человек ниразу правильно нинапишет «не» и «ни» с глаголами и наречиями.
  13. Плохо зная грамматику, сложные конструкции должны употребляться с осторожностью.
  14. Мы хотим отметить, что менять лицо, от имени которого ведётся изложение, автор этих строк не рекомендует.
  15. Автор использующий причастные обороты должен не забывать о пунктуации.
  16. Не используйте запятые, там, где они не нужны.
  17. Вводную конструкцию конечно же выделяйте запятыми.
  18. Притом, некоторые слова, буквально, очень похожие на вводные, как раз, никогда не выделяйте запятыми.
  19. Ставьте правильные чёрточки-тире длинное, с пробелами, а дефис чуть — чуть покороче, без пробелов.
  20. Тех, кто заканчивает предложение предлогом, посылайте на. Не грубости ради, но порядка для.
  21. Проверяйте в тексте пропущенные и лишние слова в тексте.
  22. Правило гласит, что «косвенная речь в кавычки не берётся».
  23. Ответ отрицательный на вопрос о том, ставится ли вопросительный знак в предложении с вопросительной косвенной речью?
  24. НИКОГДА не выделяйте слова заглавными буквами.
  25. Никакой самовлюблённый Банк, его Президент и Председатель Совета Директоров не пишутся с заглавной буквы.
  26. Правиряйте по словарю напесание слов.
  27. Склонять числительные можно сто двадцать пятью способами, но только один из них правильный.
  28. Неделите не делимое и не соединяйте разно родное, а кое что пишите через дефис.
  29. Сдержанность изложения – всегда абсолютно самый лучший способ подачи потрясающих идей.
  30. Преувеличение в миллион раз хуже преуменьшения.
  31. Ненужная аналогия в тексте – как шуба, заправленная в трусы.
  32. Не применяйте длинные слова там, где можно применить непродолжительнозвучащие.
  33. Будьте более или менее конкретны.
  34. Как учил Эмерсон: «Не цитируйте. Сообщайте собственные мысли».
  35. По нашему глубокому убеждению, мы полагаем, что автор, когда он пишет текст, определённо не должен приобретать дурную привычку, заключающуюся в том, чтобы использовать чересчур много ненужных слов, которые в действительности совершенно не являются необходимыми для того, чтобы выразить свою мысль.
  36. Убирайте и изгоняйте из речи тавтологии – избыточные излишества.
  37. Помните о том, что в большинстве случаев связку «о том» можно исключить.
  38. Hанизывание существительных друг на друга приводит к затруднению понимания метода решения уравнения.
  39. Уточнения в скобках (хоть и существенные) бывают (обычно) излишними.
  40. Если хочешь быть правильно понятым, never use foreign language.
  41. Использование терминов, значения которых вы не вполне понимаете, может привести к аффектированным инсинуациям в ваш адрес.
  42. Использование нерусифицированного шрифта ведёт к íåïðåäñêàçóåìûì ïîñëåäñòâèÿì.
  43. Ради презентативности будь креативным промоутером исконно-русских синонимов на топовые позиции рейтинга преференций.
  44. Подлежащее, оно не нуждается в уточнении местоимением.

 

Уж замуж невтерпёж

Казалось бы – выучи правила и пиши спокойно. Но нет… нужно знать исключения из правил. Многими поколениями советских и российских школьников, педагогов были выработаны наиболее простые для запоминания формулировки исключений.

*Правило: «После ц в корне пишется и: цианистый, цибик, цивилизация» – Запоминаем исключения: «Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц!»

* Правило: «В личных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени у глаголов I спряжения пишутся гласные е, у (ю): имеешь, имеет, имеем, имеете, имеют; у глаголов II спряжения – и, а (я): смотришь, смотрит, смотрим, смотрите, смотрят».

Исключение: «К I спряжению относятся два глагола на ить: брить, стелить. Ко II спряжению относятся семь глаголов на -еть, и четыре на –ать:

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть;
И обидеть, и терпеть;
И зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья:
Их на «е» спрягать нельзя!»

* Правило: «В прилагательных с суффиксами ан, ян пишется одно н»

Исключения:

«Вот солдатик оловянный
Взял топорик деревянный
И построил дом стеклянный,
В нём ни потолка, ни стен,
И живут две буквы «н».

 

«Запоминалки» для некоторых правил русского языка

Количество «С» в слове «искусство» и их место:

Коль есть к искусству интерес —
То научись писать в нём «С».
На первом месте «С» одно,
Про это знают все давно.
А ежели второе,
То «С» уже двойное.

«Расчёт» и «рассчитать»:

В трудном слове «рассчитать»
Будем мы две «С» писать.
А в «расчётливый», «расчёт»
Пишем только корень «чёт».

«Т» в сложных корнях:

И ужаСНо, и опаСНо
Букву «Т» писать напраСНо!
Но извесТно, как прелесТно
Букву «Т» писать умесТно!

Чередование в корне «тир» и «тер»:

Если после корня – «А»,
В корне «И» пиши всегда.
Вот пример, запоминай:
– Ноги вытЕр? ВытИрай!

 

А как звучит?!

В устной речи мы сталкиваемся с другими трудностями. Например, как правильно поставить ударение.

Срубили ель, сорвали щавЕль.

***

ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.

***

Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!

***

Долго ели тОрты –
Не налезли шорты!

***

ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог:
ЗвонИт и говорИт.

 

Этот сложный русский язык

Задело – за дело.
И дико мне – иди ко мне.
Покалечилась – пока лечилась.
Мы женаты – мы же на ты.
Ты жеребёнок – ты же ребёнок.
Несуразные вещи – несу разные вещи.
Ему же надо будет – ему жена добудет.
Надо ж дать – надо ждать.

 

«Я всё прослушал». Как толковать эту фразу?

На сайте «Музей фактов» (http://muzey-factov.ru) собрали интересные факты о русском языке. Выбрали особенно нам запомнившиеся.

* Энантиосемия – это термин для обозначения ситуации, когда одно слово имеет два противоположных значения. Например, во фразе «прослушать лекцию» глагол «прослушать» можно понять как «воспринять», так и «отвлечься и не услышать». Существует и межъязыковая энантиосемия, которая довольно часто проявляется в славянских языках. Польское uroda означает «красота», woń – «запах, аромат», zapominać – «забывать»; в переводе с чешского čerstvý значит «свежий», potraviny – «продукты», ovoce – «фрукты», pozor! – «внимание!», úžasný – «восхитительный»; сербское «вредност» переводится как «ценность», а «понос» – «гордость».

* Слова «ракета» и «ракетка» этимологически никак не связаны. «Ракета» появилась в русском языке при Петре I из немецкого, а в немецком, в свою очередь, от итальянского «rоссhеttа», что означает «веретено». Это объясняется тем, что ракеты-шутихи напоминали веретено внешним видом. А вот «ракетка» пришла из французского языка, где была позаимствована от арабского «rāħat» – «ладонь».

* Популярное выражение «вернуться в родные пенаты», означающее возвращение в свой дом, к домашнему очагу, правильнее произносить по-другому: «вернуться к родным пенатам». Дело в том, что Пенаты – это римские боги-хранители домашнего очага, и каждая семья обычно имела изображения двух Пенатов рядом с очагом.

* В древнерусском алфавите буква Х называлась «хер». Отсюда произошло слово «похерить» в значении «перечеркнуть что-то на бумаге крестом». И лишь впоследствии это слово приобрело современное значение: «испортить», «потерять».

* Слово «зонтик» появилось в русском языке из голландского именно в таком виде. Уже потом оно было воспринято в народе как уменьшительно-ласкательное, и для больших зонтиков стали употреблять слово «зонт».

 

Улыбнёмся

Русский язык хорош тем, что он заставляет нас улыбаться и предоставляет обширнейший простор для творчества, в том числе сетевого.

 

Проверь себя, всё ли ты знаешь?

  1. Сколько можно сомневаться «приДТи» или «приЙТи»? Запомните раз и навсегда, правильно – «приЙТи». 
  2. Заказали «экспрессо»? Чтобы быстрее приготовили? Кофе называется «ЭСПРЕССО»! 
  3. Как правильно: «едь» или «ехай», или «езжай»? Никак! Повелительная форма от глаголов «поехать» и «ехать» будет только «ПОезжай» или «ЗАезжай», «ПРИезжай» и т.п. Употребление слова «езжай» без приставки считается допустимым, но нежелательным в разговорной речи. 
  4. Как правильно: «ПОБЕДЮ» или «ПОБЕЖДУ»? Никак! У глагола «победить» нет формы 1-го лица единственного числа в будущем времени. «Одержу победу», «сумею победить» вполне себе заменяют эту форму. 
  5. Не существует слов «вообщем» и «вобщем»! Есть слова «ВООБЩЕ» и «В ОБЩЕМ».
  6. В документах стоит «ПОДПИСЬ», а вот в Сикстинской капелле на алтарной стене – «РОСПИСЬ». Не путаем, друзья, не путаем! 
  7. С точки зрения лексической сочетаемости выражение «самый лучший» звучит так же нелепо, как «более красивейший». Большой привет режиссёрам «Самого лучшего фильма». 
  8. «Занять» – это взять взаймы! «Займи мне денег» – неверно. Нельзя занять КОМУ-ТО, можно только У КОГО-ТО. «Одолжи мне денег», «Можно мне занять у тебя?» – правильно. 
  9. «В_течениЕ» какого-то времени, в продолжение, но «в_течениИ», например, реки, течении – как направлении в искусстве. Обратите внимание, всегда раздельно! 
  10. АДронный коллайдер! Не «АНдронный». Кто такой этот «Андрон»? Адроны – это элементарные частицы, в их честь и был назван коллайдер. «Коллайдер», кстати, с двумя «л». 
  11. ВыИграть! Не выЙграть! Искренне не понимаем, что движет людьми, которые ставят туда «Й». Проверочное слово – ИГРА. 
  12. Нельзя говорить «ИХНИЙ» или «ИХИЙ». Правильно «ИХ».
  13. За написание «извЕни» вместо «извИни» пора вводить денежные штрафы.

 

Правила, заученные в школе, могут забываться, да и не всё о своём родном языке мы успеваем узнать за каких-то 11 лет – учить его можно всю жизнь. Мы регулярно сталкиваемся со словами, значения которых нам неизвестны, с ситуациями, когда написание того или иного сложного слова, предложения вызывает затруднение. С большой буквы или с маленькой? Две буквы «н» или одна? Ставить запятую или нет?

Самый простой совет такой: если не знаешь, как написать фразу, попытайся заменить её другой, близкой по смыслу. Вот только это – выход не из всех положений. Лучшими помощниками вам станут всевозможные словари и учебники русского языка. Достоинство нашего продвинутого века в том, что сегодня книги не обязательно держать на столе (место нужно много), литературу можно найти в Интернете. Будем учиться!

 

 

Оксана Русова. Использованы материалы http://www.nsu.ru, http://russkiy-na-5.ru, http://pomnupi.ru, http://www.babyblog.ru.
Фото и рисунки из открытых интернет-источников

 

Оставить сообщение