18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-07
Рекламный баннер 300x60px right-2

Имена вне времени – лауреаты Государственной премии

14:41 26.03.2014 16+
5120
1

Золотой фонд завода

Музей истории «Дробмаша»В 2013 году музей трудовой истории «Дробмаша» обрёл своё второе рождение. В богатой событиями жизни завода, его тружеников как в капле воды отразилась вся история нашей страны, нашего города. В музее собраны интереснейшие документы, экспонаты, рассказывающие о создании, становлении, развитии производства дробильно-размольного оборудования и славных традициях выксунских машиностроителей. Здесь можно узнать об уникальном опыте не одного поколения работников завода. И удивиться, задуматься о том, что во многих производственных начинаниях они стали первопроходцами не только в Выксе, но и в России. Из молодых об этом сейчас мало кто знает – за несколько десятилетий выросли новые поколения, многие из которых даже не слышали имён людей, ставших в 50-е годы в маленькой тогда провинциальной Выксе лауреатами Государственной премии СССР! Люди с такими званиями даже в крупных городах были наперечёт. И вдруг столь значимые события в мало кому известной в то время Выксе...

Не удивительно, что первыми обладателями высоких наград в ДРО стали конструкторы. Именно конструкторский отдел предприятия привлекал к себе талантливых людей, создававших выдающиеся разработки российского масштаба.

 

Мозговой центр ДРО

30 марта 1933 года принято считать моментом образования завода ДРО. Почему? Именно в это время была готова первая дробилка (по чертежам немецкой фирмы Круппа), над проектом которой трудился технический отдел с конструкторским и технологическим подразделениями. Первым начальником технического отдела был назначен К.А. Стародубский.

В 1934 году Выксе был присвоен статус города, и можно считать, что весомую роль в этом сыграло и стремительное развитие ДРО, где трудились десятки сотен выксунцев.

В 1939 году на заводе был создан самостоятельный конструкторский отдел. Его до 1941 года возглавлял Фёдор Кузьмич Вагин. А в лихие военные времена главным конструктором стал Виктор Прокофьевич Киреев.

Из воспоминаний Фёдора Кузьмича Вагина:

– В 1941-м интенсивно достраивался блок №3, где планировалось создавать бронекорпуса для самолётов Ил-62 (их за годы вой-ны выпущено 200 единиц). Для ускорения процесса освоения выпуска бронекорпусов меня командировали на Ижорский завод, где они изготавливались. Затем назначили начальником смены в корпусный (сварочный) цех. Делали корпуса танков. С завершением сооружения блока №3 в нём было организовано производство мин М-82, авиабомб, снарядов к «Катюшам». Во время воздушных тревог в ночную смену все уходили в бомбоубежище, подростки мгновенно засыпали. Услышав сигнал «Отбой воздушной тревоги», быстро возвращались на рабочие места.

 

Создатели проектов, творцы новых идей

С.В. ГиляревскийПосле войны закипела работа конструкторского отдела по созданию новой промышленной техники строительных материалов – стране нужно было быстро восстанавливать разрушенное, возводить заводы, жилые здания. С 1947-го по 1962 год главным конструктором ДРО становится В.А. Стрельцов. В это время разрабатываются и запускаются в производство новые молотковые и щёковые дробилки, другая передовая техника. Нововведения резко сократили потребление стального литья, получаемого с заводов СССР.

В.А. СтрельцовВасилий Алексеевич Стрельцов и Сергей Вячеславович Гиляревский руководили разработкой передвижных дробильно-сортировочных установок – единственных в стране. Один такой агрегат заменял труд 500 рабочих. Они в 1951 году стали первыми лауреатами Государственной премии в ДРО и в Выксе. Получить столь высокую награду всегда непросто, в то время – особенно. Поэтому очень хочется побольше узнать о таких людях, чьи талантливые разработки создавали трудовую славу завода, города, но, к сожалению, сведений о них немного.

 

Знаменитый дом на улице Красные зори

Известный дом известных людей (ул. Красные зори, 33)Вспоминает Людмила Николаевна Денисова. Её мама, Мария Васильевна Смирнова, трудилась вместе с В.А. Стрельцовым, С.В. Гиляревским, а также В.Н. Лужиным в конструкторском отделе ДРО, награждена орденом «Знак почёта» (да и сама Людмила Николаевна проработала здесь долгое время).

– В конце 40-х – начале 50-х годов в ДРО прибыло много одарённых специалистов, блестяще окончивших вузы в Ленинграде, Киеве – заводу нужны были кадры. Мы с мамой – из Белоруссии, жили там в Полоцке, на границе с Польшей. Война пришла в город в первый же день. Отец, кадровый военный, отправил нас к родственникам в Горьковскую область, в деревню возле Керженца. В Выксу перебрались в 1947-м, так как для мамы, в своё время окончившей политех, работы там не было. В ДРО стала трудиться в конструкторском бюро, хотя на завод непросто было устроиться. Мы жили в коммуналке на ул. Красные зори, в доме №13, построенном в 1939 году (сейчас это д. №33). У Стрельцовых квартира была в этом же доме. Мама часто уезжала в командировки, и я, ученица, обращалась к Василию Алексеевичу с просьбой помочь, например, по черчению. Это был очень умный, отзывчивый, порядочный человек. Я, школьница, судила об этом по разговорам молодых специалистов, уважавших Стрельцова за его способность быстро решать все самые сложные производственные вопросы, находить оригинальные конструкторские решения. Например, на заводе в 1959 году к серийному выпуску была подготовлена щёковая дробилка СМ-204А. По предложению Стрельцова впервые не только в Советском Союзе, но и в мире (!) её оснастили фотоэлементом для автоматического питания. Это дало значительный экономический эффект.

С завода он приходил очень поздно. Ведь в то время совещания не проводились в рабочее время – только после трудового дня. В выходные семья Стрельцовых часто выбиралась на природу. Зимой очень любили кататься на лыжах. У Василия Алексеевича в отделе была строгая дисциплина: в других, например, сотрудники могли иногда уйти на пять минут раньше, у него – никогда. Потом, когда главным конструктором стал И.Л. Водопьянов, жёсткие порядки сохранились, но всё началось именно при Стрельцове.

Конструкторы-технологи ДРО в 50-е годы. В.Н. Лужин – второй слева в верхнем рядуНужно отметить, что быт конструкторов (многие жили в нашем доме №13 на ул. Красные зори) был очень простой, достаточно неприхотливый. например, Иосиф Иванович Колодзий, тоже талантливый специалист, ютился в шестиметровой комнатушке. Вообще, этот дом «притягивал» к себе талантливых людей: их имена были известны всей Выксе! Здесь жил известный конструктор Василий Николаевич Лужин, принимавший участие в разработке ракетной установки «Катюша», за что ему позднее было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Вспоминается следующее: я часто приходила к проходной ДРО встречать маму после работы. Василий Николаевич, проходя мимо, всегда говорил: «Сейчас она придёт, не волнуйся».

В 1962 году Стрельцов пошёл на повышение, уехал в Подмосковье, работал в институте, писал много статей в научные журналы. На его 80-летие я ездила к нему с поздравлениями от завода. Он в то время очень расстраивался, понимая, что машиностроительная отрасль начала приходить в упадок…

 

За заслуги в области машиностроения

Н.К. АплеталинЕщё одним лауреатом Государственной премии в ДРО стал Николай Константинович Аплеталин (позднее его директор). После окончания Ленинградского политехнического института в 1938 году он начал работать в должности конструктора. С 1946 года исполнял обязанности главного технолога, спустя два года стал главным инженером ДРО. При его участии на заводе изготавливалась оснастка для первого в СССР крупнопанельного дома, который был построен на ул. Красные зори; началось возведение Дворца культуры им. Ленина, других объектов.

Н.К. Аплеталин – это человек-эпоха в истории завода. Именно во время его руководства предприятием (с 1960 по 1979 г.) началась реконструкция многих производственных участков. Шестидесятые годы были переломным периодом в жизни коллектива: завод взял обязательства создать мощности и освоить производство нового поколения бронекорпусов для бронетранспортёров БТР-60П. В это же время создаются новые дробилки, модернизируются серийно выпускаемые машины.

За досрочное выполнение семилетнего плана в 1966 году завод ДРО был награждён орденом Трудового Красного Знамени, шесть сотрудников – такими же орденами, 14 – орденом «Знак Почёта», 10 работников – медалью «За трудовую доблесть». Самому же Николаю Константиновичу вручили орден Ленина.

Присуждение в 1969 году Н.К. Аплеталину Государственной премии СССР за работу в области машиностроения явилось высокой заслуженной наградой за творческий труд грамотного высококвалифицированного инженера. А сотрудники любили его за чуткость, отзывчивость, человечность, единство слова и дела; рабочие звали его «наш Константиныч».

 

Награда за бронекорпуса

Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР, в 1975 году на заводе предстояло организовать производство кор-пусов гусеничного транспортё-ра-тягача ГТМУ, а с 1976 года – корпусов БТР-70 с башнями.Для этого потребовались новый этап реконструкции блока №4, строительство первой очереди корпуса №1. Но прежде чем начи-нать всё это, предстояло разработать директивную технологию, а на её основе – технологическую и строительную части проекта.Разработка директивной тех-нологии и прочих документов Госпланом СССР была поручена институту Минобороны в Сверд-ловске – СНИТИ. Лучшие спе-циалисты ДРО, представители технологических, сварочных, ме-таллургических служб во главе с заместителем главного инже-нера Валерием Аркадьевичем Николаевым принимали не-посредственное участие в вышеназванных раз-работках. Многие их замечания были приняты институтом Минобороны.

В.А. НиколаевВ.А. Николаев начинал в ДРО с мастера, знал все азы технологических цепочек производства, поэтому прекрасно понимал, насколько трудно будет выполнить правительственное задание. Тем не менее в четвёртом квартале 1973 года в корпусном производстве были изготовлены и отправлены на сборку и испытания на Заволжский завод первые опытные корпуса бронетранспортёров-тягачей ГТМУ. Они изготовлялись до 1988 года, когда решением правительства их производство, а также башенных установок и погон было передано на Муромский тепловозостроительный завод.

За создание и освоение производства тягачей ГТМУ заместителю главного инженера ДРО В.А. Николаеву Постановлением Совета Министров в октябре 1986 года была присуждена Государственная премия СССР.

 

В Выксу ехать не хотел

Г.В. Румянцев в нижнем ряду в центре, В.А. Николаев – крайний слева в верхнем рядуЗавершающим этапом «звездопада» Госпремий в ДРО стало вручение высокой награды заместителю главного сварщика по спецпроизводству Георгию Васильевичу Румянцеву. Но до её получения у него был сложный, полный напряжённых исканий и открытий 35-летний трудовой путь на заводе. Вспоминает его жена Нина Ивановна Румянцева:

– Он приехал в Выксу в 1956 году по направлению после окончания Ленинградского политехнического института. Мы с ним (оба родом из Тверской области) знакомы были с 8-го класса, потом в городе на Неве вместе учились (я в медицинском). Когда в политех приехал начальник отдела кадров ДРО и стал уговаривать Георгия Васильевича перебраться на работу в Выксу, тот согласился не сразу. Поселили его в общежитии. Я приехала сюда в 1958 году. Потом нам дали комнату в трёхкомнатной квартире в д. №42 на ул. Красные зори. В этом доме в то время жил Н.К. Аплеталин. С соседями (Ингликовыми, Гуреевыми) у нас были самые добрые отношения. Свою квартиру получили в 1964 году.

ДРО Георгий Васильевич считал очень перспективным предприятием. В то время на заводе стали говорить о расширении сварочного производства, а он просто «болел» им.

Г.В. Румянцев (слева)Приходил домой с работы и рассказывал мне об огромных возможностях, перспективах сварки. Знал всё о новинках в этом направлении – поддерживал связь с Ленинградским политехом. У него было очень много рационализаторских предложений по сварочному делу. Трудился много: зачастую возвращался с завода в 10-12 ночи. Говорит: нужно было обязательно что-то выполнить. С коллективом у него складывались хорошие отношения, и человек он очень выдержанный, голос ни на кого не повышал.

Мы очень любили отдыхать в городском парке. Когда в Выксу приезжали артисты из Москвы, Горького, ходили на концерты; запомнились выступления Льва Лещенко, Сергея Захарова.

Ещё Нина Ивановна вспомнила, как радовался муж, когда в 1991 году узнал об Указе президента СССР о присвоении ему Государственной премии за большой вклад в развитие транспортного машиностроения.

Творческий коллектив завода и, в первую очередь, конструкторский отдел, руководимый лауреатом Госпремии В.А. Стрельцовым, а с 1963 года И.Л. Водопьяновым, и технологический отдел, возглавляемый С.В. Гиляревским, а затем Г.П. Дзюбом, внесли огромный вклад в освоение дробильно-размольного оборудования в нашей стране. Завод стал, по сути, головным предприятием по выпуску оборудования для среднего дробления. В годы семилетки (1959-1965 гг.) он был постоянным участником ВДНХ СССР и почти каждый год созданные в ДРО новинки награждались дипломами, а их творцы – медалями. И замечательно, что такие люди жили и работали в нашем городе; каждый – это ИМЯ в его трудовой истории.

Мы обязательно продолжим рассказ о коллегах, учениках, соратниках лауреатов Государственной премии ДРО – Б.А. Гиренкове, И.Л. Водопьянове, Ф.Н. Гурееве, Ю.Н. Пучкове, А.Д. Кузнецове и других замечательных людях, создававших трудовую славу ДРО, Выксы.

 

  • Государственная премия СССР (1967-1991 гг.) – ежегодная государственная премия, учреждённая ЦК КПСС и Советом Министров СССР в 1966 году. Она являлась преемником Сталинской премии, присуждавшейся в 1941-1954 годах.
  • Сумма вознаграждения за Государственную (Сталинскую) премию в начале 50-х годов в зависимости от степени составляла от 50 до 150 тысяч рублей. (Для справки: автомобиль «Победа» – один из самых престижных в то время – стоил 16 тысяч рублей).
  • Рекордсменами по вручению  Государственной премии СССР были: авиаконструктор Сергей Ильюшин (ему вручали её семь раз); шестикратные лауреаты – режиссёр Иван Пырьев, авиаконструкторы Александр Яковлев, Анастас Микоян. Неоднократно Госпремии были вручены поэту Константину Симонову.

 

Проект Лидии Козоедовой.
При подготовке публикации использованы материалы книги «С заводом едины», музея истории «Дробмаша», htth://ru.wikipedia.orh/wiki.
Фото из архивов Л.Н. Денисовой, Н.И. Румянцевой.
Благодарим сотрудницу музея «Дробмаша» Т.В. Мазурину за участие в подборе материалов для публикации

 

Оставить сообщение
Комментарии
Ян 2014.04.03 14:44
Вот не знал, что так много великих людей связаны с Выксой.