18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-07
Рекламный баннер 300x60px right-2

Финансовый ликбез

17:13 25.06.2014
2562
1

В редакцию вообще часто поступают вопросы о ремонте дорог, благоустройстве улиц и дворов, переселении из ветхого фонда, о долгостроях и качестве воды... Их решение требует немалых средств, а потому ответ администрации округа на них нередко таков: в этом году денег на это в бюджете нет. На что же тогда средства есть, куда тратятся и, вообще, сколько их? Конечно, можно почитать главный финансовый документ округа, но не каждый готов изучать двадцать страниц газетного текста, напечатанного мелким шрифтом. Поэтому сегодня мы вкратце расскажем о том, как формируется доход бюджета, какие суммы и на что расходуются – на примере утверждённого в конце прошлого года бюджета-2014.

 

Бюджет городского округа – план доходов и расходов, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления

 

ДОХОДЫ

Попробуем разобраться откуда берутся деньги в местном бюджете. Источников несколько: налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные поступления (они же – субсидии, субвенции и дотации). Рассмотрим всё по порядку.

Доходы налоговые и неналоговые

Более половины общей суммы налоговых доходов составляет налог на доходы физических лиц. В муниципалитете остаётся 23% НДФЛ и в 2014-м году эта сумма равна 369 221 000 рублей.

Немногим меньше трети налоговых доходов приходится на земельный налог. Он в местном бюджете остаётся в стопроцентном размере и в 2014 году его сумма – 190 100 000 рублей. При этом от уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц, согласно принятому депутатами решению, освобождены пенсионеры (граждане старше 60 лет) и многодетные семьи. Социальная поддержка обходится бюджету потерей порядка 5 млн рублей от земельного налога и 264 000 от налога на имущество физических лиц.

Около 8% в структуре налоговых доходов этого года составляет единый налог на вменённый доход: 51 378 000 рублей.

  • Налог на имущество физических лиц – 100%
  • Земельный налог – 100% 
  • Единый налог на вменённый доход – 100%
  • Единый сельскохозяйственный налог – 100%
  • Налог, взимаемый на основе патента – 100%
  • Налог на доходы физических лиц (по нормативу распределения) – 23%

Неналоговые доходы – это поступления от установленных российским законодательством пошлин и сборов, плата за негативное воздействие на окружающую среду, штрафы за нарушения законодательства. В доле неналоговых доходов бюджета более половины – это поступающая муниципалитету арендная плата, а около 17% – платежи при пользовании природными ресурсами. Причём, местному бюджету достаётся только 40% от всей суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В бюджете-2014 доходы, от использования находящегося в муниципальной собственности имущества, должны составить примерно 132 500 000 рублей, платежи при пользовании природными ресурсами – 30 млн.

Безвозмездные поступления

Это, прежде всего, поступления из бюджетов области и федерации в виде дотаций, субвенций и субсидий. На этот год более 680 млн руб-
лей составили субсидии (на выплату заработной платы работникам муниципальных учреждений) и субвенции на исполнение полномочий в сфере общего образования.

 

1 617 877 000 рублей – таковы доходы бюджета, утверждённые на текущий год.
Много ли это? Если распределить средства между всеми выксунцами,
получится всего 19 200 рублей на человека.

 

Если сравнивать с 2013 годом, то расходы на заработную плату выросли с 43,8% до 67,5%, а так называемый бюджет развития упал с 25% до 5,5%.

 

РАСХОДЫ

Расходных статей бюджета гораздо больше, чем доходных. Мы рассмотрим лишь некоторые из них, те, по которым поступает наибольшее количество вопросов от читателей «ВР».

Национальная экономика

В этом разделе бюджета предусматриваются средства на развитие сельского хозяйства, ремонт, содержание и строительство дорог, на газификацию и т.д.

По статье «сельское хозяйство и рыболовство» запланированы расходы в размере 39 777 000 рублей. Из них по областной программе «Развитие АПК...» – 34 587 000. Сегодня в округе работает девять сельскохозяйственных предприятий и 24 крестьянско-фермерских хозяйства. По итогам 2013 года все они получили прибыль. Была достигнута положительная динамика по объёму производства основных видов продукции животноводства: увеличено поголовье крупного рогатого скота, свиней и птицы.

Газификация. По областной программе развития социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения, в региональном бюджете предусмотрены 1 868 000 рублей, по муниципальной программе газоснабжения округа – около 6,5 млн.
В этом году ведутся работы уже по третьей очереди газопровода в Виле, в рамках которой должны быть охвачены 469 домов. На это планируется направить более 50 млн рублей, доля местного бюджета – 18 млн (сейчас заложено только 5,4 млн руб). Пуск второй очереди газопровода состоялся в феврале этого года. Было построено 13,77 км газопровода, который обеспечивает голубым топливом 411 домов. (Газификация посёлка началась в 2006 году). Всего в прошлом году сдано в эксплуатацию 20,46 км газопровода.

В условиях моногорода поддержка малого и среднего бизнеса, создающего новые рабочие места, – одно из приоритетных направлений работы администрации округа. В бюджете-2014 по муниципальной программе на это заложено 500 000 рублей. Знаковым событием стал пуск Бизнес-инкубатора в 2013 году. Сегодня в нём работают 11 предпринимателей, хотя он рассчитан на 30. Функционировать в полном объёме инкубатор пока не может, в частности потому, что не сделана противопожарная система. Сегодня ведутся работы по её установке.

На строительство, содержание и текущий ремонт дорог запланировано около 17 500 000 рублей. В 2014-м завершается первый этап строительства объездной дороги – уже кладут финишный слой. Активно обсуждать объездную начали в 2007-2008 годах. Благодаря кропотливой работе администрации округа с правительством и дорожным фондом области к строительству приступили в 2012-м. Сегодня уже сделано 3,2 км дорожного полотна. Первый этап позволит высвободить Мотмос и улицу Красные зори от большегрузного транспорта, обслуживающего ВМЗ. 

Работы по проектированию второго этапа объездной дороги стартовали в прошлом году – 6,5 километров полотна соединят Досчатинское шоссе и посёлок Шиморское. Начать строительство планируется в 2015-м, если, конечно, депутаты Законодательного собрания области включат наш проект в планы развития региональной дорожной сети. Без областных средств нам эту стройку не осилить.

Образование

Большей частью расходы данной статьи – это зарплата работникам образовательных учреждений и налоговые начисления на неё. На сферу дошкольного образования будет выделено более 405 млн рублей, общего образования – 616 млн. С января 2014 года заработная плата педагогам дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп при школах увеличилась на 15%, учителям – на 15,1%.

Всего из 1 617 877 000 рублей нашего бюджета на образование заложено 1 078 783 000 рублей. На зарплаты бюджетникам – 400 млн рублей именно местных средств, а региональных субсидий и субвенций израсходуют ещё на 680 млн рублей. Как будет расти зарплата педагогов видно на диаграмме (слева нижняя).

В этом году обеспечение детской летней оздоровительной кампании тоже легло на местный бюджет. Муниципалитетом на эти цели предусмотрено 11,6 млн рублей, а областное финансирование снижено до 1,83 млн рублей.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Затраты на жилищное хозяйство запланированы в сумме 14 млн руб. – на капремонт многоквартирных домов и модернизацию систем коммунальной инфраструктуры (7 млн – средства Фонда, 3,5 – областной бюджет, 3,5 – местный).

На программу водоснабжения округа в 2014 году запланировано 4,2 млн рублей, на канализирование – 3,2 млн рублей. Всё благоустройство округа должно уложиться в сумму 42,6 млн рублей: из них Южное территориальное управление получит 6,8 млн рублей; Северное – 3,4 млн рублей; Западное – 6,7 млн рублей; Центральное – 1,2 млн рублей. Основные расходы по статье «благоустройство» – это уличное освещение. Причём только оплата электричества (чтобы фонари горели) обходится муниципалитету примерно в 21 млн рублей в год. Обходилось бы и дороже, но 30% позволяет экономить известная система «Гелиос». Кроме того, в бюджете заложены средства и 2на озеленение – 3,8 млн рублей. Сюда входит практически только содержание зелёных насаждений в городе – подрезка ветвей деревьев, уборка поросли, стрижка газонов.

По региональной программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2014-2015 годах планируется расселить семь аварийных домов. В рамках этого, второго, этапа должны быть закуплены квартиры в новостройках: в Шиморском (ул. Н. Андреевой, Горького), в квартале Шухова, в Выксе – на улицах Фигуровской и Лесозаводской. Жилищные условия смогут улучшить 80 человек. Привлечённые средства составят 28 600 000 рублей, из местного бюджета будет выделено 31 000 000 рублей. На сегодня уже заселён новый дом №13 в квартале Шухова. До конца года – заселят новостройки на ул. Нины Андреевой в Шиморском, дом №2 в пер. Кр. зори, дом №8 на ул. Амбулаторной (58 квартир из 64, необходимых по программе, уже закуплены). В 2014 году на программу переселения из ветхого и аварийного жилья заложено порядка 20 млн рублей.

Социальная политика

На компенсацию части родительской платы за содержание ребёнка в муниципальных детских садах будет направлено около 12 млн рублей, на обеспечение жильём детей-сирот – ещё около 12 млн, обеспечение жильём ветеранов Великой Отечественной войны – 4 млн рублей. Это – средства областного и федерального бюджетов, переданные в виде безвозмездных поступлений.

На муниципальные социальные программы выделяется 4 700 000 рублей, из них 3 500 000 – на программу «Молодая семья». Причём эта сумма идёт на погашение кредитных обязательств тех молодых семей, которые приобрели жильё по этой программе в предыдущие годы.

Как распределяются оставшиеся 1,2 млн рублей наглядно видно в таблице, расположенной слева. Понятно, что суммы запланированные на другие социальные программы, – ничтожно малы, непонятно только, где, с какой статьи снять средства, чтобы увеличить эти!

 

Бюджет – не карман, с ним нужно работать

Что имеют в виду, когда так говорят? Тот бюджет, который рассматриваем сегодня, был утверждён в конце прошлого года. Ситуация постоянно меняется. 1 июля администрация округа выносит на Совет депутатов предложение увеличить доходную часть бюджета на 181 млн рублей, расходную – на 320 млн. Таким образом, появится дефицит в 138 млн рублей. Откуда взялись эти цифры?

Когда нет возможности наращивать собственные средства, нужно привлекать их извне. Только участвуя в федеральных и областных целевых программах на условиях софинансирования, мы можем получить средства из бюджетов других уровней. Как правило, речь идёт о процентном соотношении 60х40. Это означает, что для участия в программе и получения 60% требуемых средств в виде безвозмездных поступлений, мы должны найти свои 40%. Администрация округа в этом направлении работает активно, включаясь во все возможные программы. Указанное увеличение доходной части на 181 млн рублей – это и есть привлечённые из областного бюджета средства на газификацию Вили, переселение из ветхого фонда, строительство инженерной инфраструктуры к земельным участкам для многодетных семей, и, что особенно важно, строительство детского сада в Борковке на 240 мест (такого проекта в Выксе не было уже лет тридцать).

К 2016 году Президент поручил обеспечить 100% детей местами в детских садах. За последние три года в Выксе создано 1120 мест. После реконструкции распахнул свои двери «Теремок», возвращены муниципалитету три здания детских дошкольных учреждений, открыты дополнительные детские группы при Шиморской и Досчатинской школах, работает несколько семейных детских садов. Тем самым снята проблема с обеспеченностью местами детей от 3 до 7 лет (об этой категории и шла речь в поручении Президента), но остаётся категория от 1,5 до 3 лет. Пуск детского сада в Борковке снимет остроту для категории детей от 2 до 3 лет.

Когда было принято решение о строительстве этого дошкольного учреждения, область была готова участвовать в софинансировании в размере 70%, потом были поставлены условия: 50х50. При таком раскладе доля местного бюджета составляла 55 млн рублей – слишком большая сумма для округа. Путём переговоров с областью администрации Выксы удалось добиться (и специалисты считают, что это, действительно, настоящая победа) соотношения: 75% из областного бюджета и только 25% из местного. Таким образом, округ должен вложить всего 35 млн рублей, а значит, работы по строительству детского сада могут быть завершены уже в текущем году. На сегодняшний день готова коробка здания, сделана крыша, подведены коммуникации.

Нельзя обойти вопрос о нашем главном долгострое – бассейне. Сказать точную дату ввода его в эксплуатацию не может никто, пока не даст заключение комиссия по проведению контрольного обмера выполненных работ (созданная по распоряжению главы администрации округа). А это сделать необходимо, поскольку по результатам противокарстовых обследований, а также обследований конструкции чаши, пришлось выполнить громадный объём работ, не предусмотренных сметой.

Вернёмся к появившемуся в нашем бюджете дефициту. Настолько ли он страшен? Рассмотрим житейскую ситуацию: у вас сломался холодильник, но денег на новый нет. Что будете делать? Логично взять кредит! Округу для того, чтобы участвовать в социальных программах, нужно показывать возможность вложения собственных средств. Как быть, если их нет? Муниципалитет тоже может кредитоваться, но только в том случае, если у него дефицитный бюджет. Таково законодательство. И возможностью, предоставляемой законом, пользуются бюджеты всех уровней – это называется разумной кредитной политикой. Привлечённые средства дают толчок к развитию, в противном случае остаётся только топтаться на месте. Кредитуемся не только мы, но и область – сумма регионального долга составляет практически половину суммы всего бюджета.

– Останавливать развитие территории нельзя, – обозначает свою позицию глава администрации округа Игорь Раев. – Мы заинтересованы в привлечении инвестиций, потому что это позволяет вкладывать большие средства в социальную сферу, увеличивать налогооблагаемую базу. Эти деньги идут не на текущее содержание системы, а на реализацию значимых для округа программ. Суть проводимой работы: вложить средства так, чтобы получить от этого максимальную отдачу.

P.S. Понятно, что в рамках одного газетного материала мы не могли рассказать обо всех бюджетных статьях, поэтому и предлагаем продолжить обсуждение темы на сайте «ВР».

 

Ксения Абдулхакова. Использованы материалы администрации городского округа г. Выкса

 

Оставить сообщение
Комментарии
Тимофей 2014.07.11 15:55
"Не знаю, в то ли окошко пишу...! Вроде, в комментарии..."
Всё понятно с затратами и распределениями средств. Но, на мой взгляд, совсем не это интересует большинство граждан. Тот, кто никогда не имел отношения к разного рода бюджетам (не считая семейный), распределениям средств для каких-либо проектов и всего подобного, вряд ли разберётся во всех этих цифрах... Вообще, всё это больше напоминает какой-то отчёт о проделанной работе (прошу прощения у автора, если это его обидит. Статья написана очень творчески). Самый главный вопрос: почему нельзя сделать что-то сразу хорошо и до конца??? Зачем постоянно тратить деньги на заплаточный ремонт дорог, если можно постелить новое качественное дорожное полотно, которое послужит 10 лет и не будет требовать вложений? Почему нельзя что-то реконструировать и отремонтировать до конца? Зачем бросать ремонт дворца культуры на "пол пути" и замораживать работы...? Кончились деньги? А куда они делись? А как был распланирован бюджет, если денег не хватило? Или средства шли "мимо кассы"? Очень много вопросов, на которые вряд ли ответят так же подробно...
Качество, а не количество!!!