18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-07
Рекламный баннер 300x60px right-2

Двойной праздник выксунских железнодорожников

09:34 30.07.2014
2287

Для выксунских работников стальных путей этот день будет особенным, поскольку у железнодорожного цеха ВМЗ в 2014 году солидный юбилей – 120 лет. Впечатляет, не правда ли?

1913 год. Поезд для рабочихБезусловно, за этот большой период в жизни ЖДЦ происходило множество событий, но есть малоизвестный исторический факт, о котором нужно рассказать в первую очередь. Собственно, это сам процесс зарождения железнорожного цеха в Выксе 120 лет назад.

Как нетрудно подсчитать по дате юбилея, именно 1894 год считается точкой отсчёта. Этому есть простое объяснение: именно тогда заводы Вили, Выксы и Досчатого были соединены между собой и пристанью на Оке железной дорогой с шириной колеи 630 мм. Цех динамично развивался с момента зарождения, поскольку собственники завода видели, что с постройкой железной дороги затраты на перевозку снизились в два с лишним раза. Но вот интересный факт: первый паровоз в наших краях появился лишь в 1912 году! Перевозки грузов осуществлялись либо вручную (толкали тележки по рельсам), либо конной тягой, позже были построены несколько открытых вагончиков, в которых в начале ХХ века народ стали возить до места работы. Такой «скоростной» состав из четырёх-пяти вагончиков приводили в движение две лошади, бегущие с обеих сторон. У кучера в число прямых обязанностей тогда входило своевременно доставлять людей к месту работ. Вот какими были первые машинисты!

Пассажирский поездДля обеспечения всем необходимым конно-гужевых перевозок были построены три конных двора. Один двор был расположен на месте современного локомотивного депо и ещё по одному – на Верхнем и Нижнем заводах. Вот как вспоминал о тех временах Сергей Кокорев (в 30-х годах прошлого века он занимал должность председателя железнодорожного цехового комитета):

– Двухосные вагончики при помощи валика и верёвочных постромок прикреплялись к хомуту лошади, и она бежала в стороне от вагончика вдоль пути. Если нужно было остановиться, кучер нажимал ногой на рычаг, который через тяги и подвески передавал усилие на деревянные колодки, а те, в свою очередь, прижимались к колёсам вагона. Отсюда и пошла народная поговорка: «Артём, тормози лаптём!»

Легендарный паровоз с колёсной формулой 0-2-0, несколько лет проработавший на царских, а потом и на советских железных дорогах. Со временем этому локомотиву стало не под силу соревноваться с более мощными паровозами  новых серий (такими, как «Ф», «Н», «О»), и его стали постепенно заменять более современными для того времениКак уже упоминалось выше, первые паровозы пришли в Выксу в 1912 году. Тогда были приобретены один двухосный с колёсной системой 0-2-0 (то есть две оси с колёсными парами находились в середине под рамой локомотива) с высокой, необычной формы, трубой и четыре паровоза с колёсным типом 0-3-0 без тендеров. Особенно заинтересовал местных жителей первый с колёсной системой 0-2-0: за малогабаритность и необычный внешний вид этот локомотив получил в народе прозвище «кукушка». До наших дней сохранились даже воспоминания некоторых очевидцев тех событий. Вот как описывал появление первых паровозов житель рабочего посёлка Виля В.И. Канаев:

– Как только «кукушка» появилась на станции, все жители Вили – от мала до велика – выбежали смотреть на невиданную доселе новинку. Глядели с восторгом и удивлением! Ощущения от увиденного поразили всех взрослых, а про нас, мальчишек, и говорить нечего…

После исторической справки снова вернёмся в наш 2014-й год и посмотрим, как ныне трудятся работники службы тяги в ЖДЦ. Расскажем читателю о некоторых «секретах кухни».

Шутка ли – четвёртую часть жизни машинист с помощником проводят на своём рабочем месте практически вдвоём. Да, текучка кадров на локомотивах наблюдается, но это естественно: опытные машинисты уходят на пенсию, молодёжь после окончания учёбы пробует силы на новых должностях, а вчерашние помощники сегодня уже сами управляют тепловозом. Потому в жизни новой штатной бригады есть ряд важных моментов – например, изучение характера напарника, освоение работы в паре. Этому процессу придаётся большое значение. Даже железнодорожная инструкция предписывает ставить на один локомотив по возможности «устоявшуюся» бригаду: сработавшиеся в течение долгих месяцев машинист и помощник понимают друг друга с полуслова, а при работе на транспорте повышенной опасности слаженное взаимодействие и опыт – важнейшие факторы.

Так вот, поскольку штатные бригады на наших тепловозах трудятся в более-менее постоянном составе, за 12-часовую смену напарники в свободное время рассказывают множество жизненных историй и баек. Это своего рода показатель доверия друг к другу и признак того, что между работниками нормальные человеческие отношения. Ну да, часть железнодорожных рассказов человеку со стороны будет сложно понять, поскольку связаны эти случаи со спецификой работы. Но не все они касаются только профессиональной деятельности, много и бытовых историй. Потому ниже приведены несколько из них, которые уж точно поймут все. Железнодорожный фольклор редко записывается на бумагу, хотя среди работников цеха байки передаются из поколения в поколение уже многие годы. Это устное творчество заслуживает того, чтобы определённая часть была опубликована, и сегодняшний юбилей прекрасно для этого подходит.

Автор данной статьи – железнодорожник с 14-летним стажем, потому сначала приведу две истории, о которых мне поведали старые машинисты, когда я только-только устроился в цех. Далее тему продолжат мои более опытные коллеги по работе, с удовольствием поделившиеся для такого случая своими историями.

 

Крутая обновка

Маленький экскурс в историю: в середине-конце 70-х в СССР были очень популярны болоньевые куртки, а в 60-х – болоньевые плащи, которые по тем временам считались одеждой для обеспеченных и интеллигентов. Не все, конечно, могли купить себе их. Но очень хотелось. Как раз именно в 70-е годы прошлого века из болоньи стали шить в массовом количестве куртки и пальто «для народа». На фабриках делали, прямо скажем, не ахти как, да и материал откровенно слабо впитывал влагу и трескался на морозе в наших условиях, но мода есть мода, и практически любой советский человек имел в своём гардеробе что-то из болоньи.

Так вот, в ту пору в железнодорожном цеху душевых не было, одни умывальники. И раздевалки, конечно, представляли собой не такой совмещённый комплекс шкафов, как сейчас на заводе. Ну, были такие времена – сдал смену, руки и лицо отмыл от сажи, и, если до дома относительно недалеко, то как был в грязной одежде, так и шлёпал по улицам. И вот один машинист, бредя домой после работы, повстречался в тёмное вечернее время с группой «гопников», которые в тусклом свете луны приняли по блеску его насквозь промасленную фуфайку за болоньевую куртку. И «обули» мужика! Тот хотел объяснить, что уважаемые грабители сильно ошибаются, но, видимо, не смог... Я представляю глаза этих гопников, когда они при ярком свете увидели, что стащили! Такая «разжива» долго не забудется!

 

Хозяйственный муж

В советские времена машинисты брали с собой в рейс небольшой специальный чемоданчик, в котором находился домашний паёк. Когда работы непочатый край, то ещё неизвестно, как скоро доведётся покушать в столовой, а тут можно, что называется, на ходу перекусить. Вроде негигиенично, но тогда на такие мелочи закрывали глаза. И вот одному машинисту жена сама перед рейсом собирала этот самый чемоданчик. Тот, значит, в паровозе его «оприходует» и приносит назад домой. И снова история повторяется: жена чемоданчик моет, сушит, а перед рейсом опять укладывает пищу.

Важное замечание к этой истории: герой нашего рассказа – эдакий Илья Муромец местного разлива, здоровый русский мужик с пудовыми кулаками. Хозяйственный, малопьющий, всё в дом тащил. Редко с работы с пустыми руками приходил, всякая гайка ему нужна, каждый болтик. В общем, могучий, но вороватый получился у нас образ Ильи Муромца.

И вот молодой помощник в силу весёлого характера повадился этому машинисту в чемоданчик тайком укладывать использованные паровозные колодки. И ведь всё продумал заранее, как незаметно коллеге этот ненужный лом «сбагрить». Новая чугунная колодка для локомотива весит около 15 кг – подвох, разумеется, сразу почувствуешь. А вот использованная весит немного – она же тонкая, истёршаяся. Только машинист отвлечётся куда-нибудь, помощник тут же ему «чугунный привет» шлёт. В общем, розыгрыш с «тайным грузом» был успешно опробован и постоянно применялся.

Но в нашем бренном мире всё рано или поздно заканчивается. Как-то машинист, придя домой после очередного рейса, решил почистить свой чемодан сам, без участия супруги. Открывает крышку и глаза таращит:

– Не понял?! А колодка-то что здесь делает?!

В кухню заходит жена и тоже удивляется:

– То есть как это – «что делает»? Ты же их постоянно таскаешь домой! Я думала, они тебе нужны для чего-то!

Машинист бежит на балкон, а там – картина маслом: в углу сложены заботливыми женскими руками стопки грязных паровозных колодок в несколько рядов. Аккуратненько так, колодочка к колодочке. Какова ваша реакция? Во-во, и я о том же… Что было потом с шутником, история умалчивает…

 

В объезд

Владимир Суханов, рассказавший историю про весёлого машиниста, трудится в ЖДЦ с 1974 г.Рассказывает машинист Владимир Иванович Суханов:

– Этот случай произошёл очень давно. Может, в 20-х, а может, в 30-х годах прошлого века, когда паровозы ездили ещё на дровах, а не на угле. Работал у нас в цеху весёлый машинист, любящий всякие розыгрыши. Машинист-приколист, короче говоря. И вот, значит, ехал он как-то раз из леса по однопутке (это важно!), где загружался дровами, проезжал мимо какой-то деревни. Глядит – местные женщины собрались на поле убирать рожь. Сами понимаете – деревенские люди от прогресса далеки, чисты и наивны душой, тут разыграть сам бог велел. И вот машинист остановил паровоз у самого края поля и на полном серьёзе кричит женщинам:

– Так, бабоньки, разойдись, я сейчас здесь проеду! Мне в объезд ехать долго, время поджимает, так я прямо через это ваше поле «срежу» пару километров!

Местные женщины, ни сном ни духом не ведающие, как устроен паровоз и по какой дороге он едет, начинают охать и причитать, что рожь ещё не убрана, и просят проехать в объезд. Машинист – ни в какую. Лицо серьёзное сделал, и впрямь можно подумать, что сейчас паровоз с рельсов сойдёт и через поле напрямик проедет! Все бабы начинают упрашивать ещё активнее, предлагают магарыч, на что после некоторых раздумий машинист соглашается. Те – бегом в деревню, приносят нехитрую закуску, бутыли с «огненной водой», всё это незамедлительно грузится в кабину, «лишь бы не через поле». И вот финал истории: в тягостных раздумьях (на самом деле внутренне шутник просто умирал со смеху!) машинист недоверчиво спрашивает собравшихся женщин:

– Так вы говорите, что через поле не надо, да? Говорите, рожь ещё не убрали?

– Не убрали! Урожай загубишь! Езжай в объезд!

– Ладно, уговорили! Нy, коли так, поеду в объезд, по краешку поля!

Под всеобщее ликование местных жнецов, что «сохранили урожай», машинист запрыгивает в кабину, даёт гудок и едет дальше по однопутке, которая огибает поле аккурат по дуге, «по самому краешку»…

 

Сказочник

Владимир Амплеев, поделившийся историей про братьев Торсуевых,  работает в ЖДЦ с 1986 г.Историю рассказывает машинист тепловоза Владимир Амплеев:

– Я служил в середине 80-х в Москве в одной части вместе со знаменитыми на весь СССР братьями Торсуевыми – Юрием и Владимиром. Да-да, с теми самыми, что снимались в культовом фильме «Приключения Электроника». Внешне они, конечно, схожи (при желании различить близнецов можно было), а вот по характеру отличались сильно: один – простой парень и весельчак, а вот другой был более серьёзным и молчаливым. Мы все числились водителями, каждый пропадал постоянно в разъездах, так что пересекался я с Торсуевыми нечасто, но всё же в памяти они, конечно, остались, хотя уже почти 30 лет прошло.

Так вот, недавно смотрел по телевизору какую-то передачу, где братья рассказывали о своей службе. В принципе, всё правильно говорили, по делу (ребята были водителями на «Волгах»), но в какой-то момент одного из Торсуевых, что называется, «понесло»:

– Вы не подумайте, что мы в эту часть по блату попали и халявили! Мы же простые солдаты, постоянно тренировались, как и нужно было! Никаких послаблений! На полном ходу с водительского места по мишеням стреляли и ещё кучу всяких упражнений выполняли!

Сижу я перед телевизором и ушам своим не верю! Вот, думаю, чешет, даром что сказалось актёрское прошлое! У нас в части стрельбы были только перед присягой, я автомат-то один раз за все два года видел. Вот такая «стрелковая подготовка». А оружейной комнаты как таковой вообще не было, там какая-то одежда валялась! Целый день за рулём, какие тут стрельбы – армейским строем толком ходить разучились! «На полном ходу по мишеням, куча упражнений!» Спецназовец, блин!

 

…На протяжении всего существования железных дорог профессии машиниста и помощника машиниста всегда были почётными – и во времена древних паровозов, и в нынешнее время, когда по своим маршрутам на нашем заводе курсируют десятки тепловозов. Хорошее знание техники, психологическая устойчивость, отменная реакция, дисциплинированность – эти параметры предъявляются в первую очередь к тем, кто решил выбрать профессию железнодорожника. Работники службы тяги – это особая каста, профессиональное сообщество со своей неповторимой спецификой работы. И уж если человек осмысленно пришёл на железную дорогу, то это, как правило, на всю жизнь. 

Дорогие железнодорожники, с профессиональным праздником вас и солидной юбилейной датой! Стального здоровья в вашем нелёгком, но не лишённом романтики ремесле!

 

Дмитрий Макаров. Фото автора и из открытых интернет-источников



Оставить сообщение