18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-07
Рекламный баннер 300x60px right-2

Куда же ты движешься, трейсер? Кто ты, товарищ би-бой?

01:20 05.11.2014 16+
1653

А люди в чёрных-чёрных футболках и чёрных-чёрных джинсах, гремевшие цепями в школьных коридорах, очевидно слушали «тяжёлую» музыку. Точно так же как те, кто был поклонником Бритни Спирс и Леонардо ди Каприо, ходили в футболках с Бритни Спирс и майках «Титаник». В общем, чудесное было время: выйдешь на улицу и сразу понятно, насколько развита молодёжная культура и кто чем увлекается. Ну или заходишь к кому-то в комнату – а там постеры висят, и тоже всё понятно.

Сейчас не так-то просто по внешнему виду человека определить его увлечения. Все одеты достаточно свободно, люди перестали пытаться удивить друг друга, потому что напрасный труд – кого и чем в наш продвинутый век удивишь? Интернет и глобализация сыграли свою роль. Кое-что осталось, правда, без изменений. Это определённое недоверие и снисходительное отношение к новой молодёжной культуре. Разве это танцы? Разве это искусство? Чему это научит? Действительно, разве… и развиты ли они, эти молодёжные направления, в Выксе? Для начала разберёмся хотя бы с двумя современными увлечениями – брейк-дансом и паркуром. Погрузиться в их мир нам помогут Дмитрий (он же Дэм) Фролов и Вадим Марясевский.

 

В стиле русского хип-хопа

Мне говорят «брейк-данс», я понимаю: он крутится на голове и двигается как робот – круто! Когда начинают объяснять, что танцующий робот – это боппинг, а волны – вэйвинг, и брейк-данс на самом деле брейкинг… есть движения фриз, гелик… сильно напрягаешься в попытке представить, как всё это выглядит. Тут поймёшь родителей, относящихся к увлечению сына настороженно, если тот на вопрос, чем сегодня занимались на тренировках, перечисляет подобное. Вот они, причины невосприятия направления старшим поколением. Чему, кстати, способствуют сами танцоры: понимая, что не все вникают в их сленг и не всё объяснишь на пальцах, они делают как Дэм, махнувший рукой («Я бы мог перечислить, но понятно не будет») на моё: «А какие движения самые сложные?». Ну ничего-ничего, раз нельзя объяснить, значит, можно показать. Ура интернету.

Если танцор крутится на голове – это headspin (хедспин)Гелик – это, кстати, тоже вращение. Исполняющий его крутится вокруг своей оси, переворачиваясь в воздухе с помощью махов ногами.

Один из самых зрелищных элементов – backdrop (бекдроп). Это когда танцор падает на спину и снова поднимается (иногда с помощью рук, иногда нет), как пружина.Фриз, о котором упоминалось, – от английского freeze, означающего «замораживание».  Соответственно фриз, это когда танцор замирает при исполнении определённого элемента, для зрелищности и показа мастерства зачастую выбирается сложная, трудно удерживаемая поза.

 

В общем, понятно – о каком бы элементе, названном очередным красивым словом, мы ни говорили, практически все они требуют хорошей физической подготовки. Так что постоянные занятия брейк-дансом, и уже в одном этом их достоинство, исключают нездоровый образ жизни и укрепляют физическую форму, ибо только долгие тренировки помогут не опозориться перед товарищами во время баттла. И ещё одна небольшая справка.

Родина брейк-данса – США. Само название дисциплины – брейкинг, брейкдансинг придумали журналисты для простоты восприятия термина англоязычными читателями. Танцоров называют би-бойз (мальчиков) и би-гёлз (девочек). Брейкинг или би-боинг на нижний и верхний разделяют только в России, потому что и знания о танце из-за «железного занавеса» доходили до нас частями. В мире брейк-данс как отдельное направление выделяют с 1970-х годов. У нас он начал развиваться в конце 80-х. Одна из самых известных российских команд Da Boogie Crew создана в 1995 году. Баттл – это поединок между спортсменами.

– Дэм, я тут говорю, что брейк-данс заставляет поддерживать себя в хорошей форме – может быть, вру? Курение, алкоголь – как к этому относятся в вашей среде?

– Я – не то поколение (смеётся, подразумевая, видимо, хип-хоп культуру 90-х). На самом деле всё зависит от человека, а не от того, чем он увлечён. Я веду здоровый образ жизни, точно так же и ребята, с которыми мы работали в одной команде. И детям, занимающимся у меня, всегда говорю о необходимости избегать так называемых вредных привычек.

– Сколько времени в неделю нужно посвящать тренировкам?

– Для меня два-три раза в неделю достаточно, но чем чаще, тем лучше.

– Много в Выксе желающих учиться брейк-дансу?

– Желающие есть, помещения собственного нет. Пока базируемся в клубе «Факел». И уж если заговорили о детях, отмечу, что начинать заниматься брейк-дансом нужно не раньше 8-10 лет.

– Упомянул про команду, как она называется?

– Сейчас уже команды как таковой нет, многие разъехались учиться и работать в другие города. Да и те, кто в Выксе, большую часть времени заняты, мы все выросли – у кого семья, кто строит карьеру… Стараюсь рассчитывать только на себя и выступаю чаще всего сольно.

– Брейк-дансом можно заработать?

– В крупных городах, пожалуй. Там созданы целые школы, больше возможностей выступить в клубе, на празднике, вечеринке. И в Выксе бывает, что приглашают на свадьбы, например, но это редко. В любом случае, брейк-данс сегодня в России – это больше увлечение для души. Профессию иметь нужно обязательно.

– Где работаешь?

– «ОМК-IT» (информационные технологии). Учился в Выксунском политехническом техникуме, недавно закончил Муромский институт (филиал) ВлГУ им. Столетовых.

– Видеоуроки брейк-данса легко найти в интернете, а где информацию брали раньше, и с чего вообще началось увлечение танцем?

– Брейк-дансом я начал заниматься в девятом классе. Мотивировало меня выступ-ление выксунских брейкеров в парке. Захотелось уметь так же. Сейчас учиться, да, проще, но одними видеоуроками не обойдёшься. Очень важно общаться с другими танцорами, бывать на различных мастер-классах (они, конечно, проходят в более крупных городах). Ну а когда не было интернета, заказывали специальные видеокассеты и смотрели, смотрели, смотрели.

– А в каких городах бывал на соревнованиях?

– В Нижнем Новгороде, Казани, Москве, Чебоксарах.

– Каково мнение об «Арт-Овраге»?

– Отличное, но очень жаль, что по отношению к нему так много негатива. Ни в одном другом городе, где бывал на молодёжных фестивалях, с этим не сталкивался. Люди, наоборот, гордятся, что к ним приезжают из других городов именно на это мероприятие, что идёт какое-то движение. Вот даже о Выксе многие знают только благодаря тому, что здесь проводится «Арт-Овраг».

– Есть кумиры?

– Их много, но сильнее всего вдохновляют именно российские танцоры.

– Что в них особенного, ведь мы поздно вовлеклись «в тему»?

– Я считаю, что наш уровень на сегодняшний день выше европейского. Наша школа очень быстро набирает обороты, российских танцоров уже знают во всём мире. Наш стиль отличает оригинальность, все отмечают, что русские привносят в брейкинг много нового. Возможно, этот как раз из-за того, что долгое время мы развивались в этом направлении автономно, что-то додумывали сами, не боялись экспериментировать.

– Музыку слушаешь только хип-хоп или…

– С детства привык слушать альтернативную музыку, рок в частности. А танцую под то, под что можно делать элементы брейкинга – это, в основном, фанк, «олдскульный» брейк, даб-степ.

– А есть у би-боев какие-то суеверия, приметы перед выступлениями?

– Примет нет, есть разминка.

– Как относишься к программам типа «Танцы» на ТНТ?

– Хорошо. Такие программы нужны и для того, чтобы танцоры могли показать себя, строить свою профессиональную карьеру, и чтобы зрителям показать современные направления, их разнообразие. И у меня есть знакомые, которые участвовали в отборочных этапах «Танцев». Единственное – критика жюри иногда чересчур жёсткая, что, может быть, хорошо для самого шоу, но очень тяжело переживается его участниками.

– Что такое брейк-данс для тебя?

– Любое уличное искусство – это выражение свободы. Брейк-данс – это моя свобода, мой способ самовыражения.

– Есть увлечения кроме него?

– Посещаю спортзал, всё-таки в брейкинге много элементов, рассчитанных на силу и выносливость.

 

Дети ветра

«Ямакаси: новые самураи» и «13-й район» – фильмы, которые заставляют задуматься о возможностях человеческого тела. Кажется, что на экране какие-то сверхлюди, для которых не существует преград и препятствий, которые не двигаются, а летят сквозь городское пространство. Вот если не смотрели – не объяснишь.

Когда эти картины вышли на экран, казалось, что движение до Выксы не доберётся никогда, но сейчас у нас есть и специальная площадка для тренировок, и люди, занимающиеся паркуром.

А зародился он во Франции. Его основатель – Дэвид Белль. Первая команда, которую он собрал, называлась «Ямакаси», и часть её участвовала в гастролях мюзикла «Собор Парижской богоматери». Сам Дэвид Белль снимался в «13-м районе», и «13-й район: ультиматум». Людей, занимающихся паркуром, называют трейсерами. Паркуру близка дисциплина фриран, её создатель – Себастьян Фукан. А вот об отличиях паркура от фрирана и их философии нам расскажет руководитель выксунского движения паркур/фрирана Вадим Марясевский (который, правда, уже уехал жить и работать в другой город).

– Так где паркур, а где фриран?

– Паркур – это прежде всего преодоление препятствий, прохождение трассы. Фриран включает в себя акробатические элементы, он рассчитан на зрелищность.

– В Выксе много трейсеров?

– Достаточно. Иногда собираемся тренироваться одновременно по 20-25 человек.

– Тренировки сезонные?

– К сожалению, да. У нас нет зала, где могли бы заниматься зимой. Летом же в нашем распоряжении весь город и специальная площадка для тренировок в парке. На неё, кстати, приезжают даже нижегородцы. И всё бы хорошо, кроме того, что эту паркур-зону часто ломают. Приходишь тренироваться, ещё вчера всё было хорошо, а сегодня она «разобрана». Я не понимаю, зачем это делается, и почему у нас люди не могут спокойно пройти мимо того, что чуть легче и интереснее бетонных плит, которые ни сломать, ни передвинуть. Даже неудобно порой перед гостями города.

– Ранее уже была поднята тема «Арт-Оврага».

– Да, очень жаль, что не все его понимают. В других городах абсолютно другое отношение. Был даже случай, когда в Нижнем Новгороде прохожий-дедушка, насмот-
ревшись на наши тренировки, сам решил показать класс и такие «сальтухи» вертел, что позавидуешь. Когда мы узнали, что ему 75… Радоваться надо, когда для города что-то делается, надо развиваться, шагать в ногу со временем. Если говорить об арт-объектах, то у каждого своё видение прекрасного, и к этому надо относиться с уважением. Ведь и традиционная архитектура, скульптура в городе есть, новое её не вытесняет. Они вполне могут соседствовать.

– А как заинтересовался паркуром? (Это как раз относительно новое для России движение).

– После школы пришёл домой к другу, и он показал видео – смотри, чем мы занимаемся. Мне понравилось, заинтересовало. Нашёл записи со знаменитым Дэвидом Беллем. Посмотрел на него, потом – на себя и понял, в каком направлении надо совершенствоваться.

– Где подсматривали трюки?

– В зарубежных видео. Включали видеокассету и перематывали один и тот же трюк по нескольку раз, разбирали по деталям. Потом всем стал доступен интернет. Но вообще видеоуроки – это неэффективно, нужно смотреть на практике, бывать на соревнованиях. Вот наша команда, кстати, недавно проводила соревнования в Москве, семинары часто организуем.

– Какая команда?

– Наверное, самая известная в России – Parkour Klan. У нас есть специализированный магазин одежды, своя школа.

– То есть команда большая?

– Да, и спортсмены из самых разных городов. «Клан» основал Владимир Хрисанфов, который сейчас живёт в Москве. Он был у нас в 2012 году на «Арт-Овраге» в качестве судьи. Тогда и предложил вступить в команду. Из выксунцев в ней, кстати, ещё был Никита Крошилин. Сейчас я собираюсь связать свою жизнь именно с паркуром, с «Кланом», поэтому и переезжаю в столицу.

– В каких городах удалось побывать на соревнованиях?

– В Нижнем Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге. Московский фестиваль паркура – ежегодный, и на него даже приезжал Дэвид Белль. Такие соревнования – возможность учиться у мастеров.

– Другие увлечения есть?

– Фотография. (Снимки Дэма сделаны как раз Вадимом). Но и это увлечение связано с паркуром: приходилось снимать трюки, чтобы работать над ошибками. Была приобретена камера, потом другая – более современная, так и пошло.

– Учиться паркуру в одиночку, наверное, не стоит – опасно?

– Много трюков, которые выглядят опаснее, чем есть на самом деле. С крыши на крышу, как в фильмах, мы не прыгаем, таких целей нет. Но, конечно, всегда нужны подстраховка и, желательно, именно человек, который давно занимается паркуром. Развиваться нужно постепенно, сразу всё не получится, но из-за первых неуспехов бросать не стоит. А если всё-таки бросил, то сразу займись чем-то другим, потому что иначе жизнь будет скучной. Нужно движение.

– Что такое паркур?

– Не спорт, а искусство, потому что в него заложена философия, он помогает развиваться духовно. Нет границ, есть препятствия, которые можно преодолеть, – вот в чём суть паркура.

 

Вот мы и окунулись в часть современной молодёжной культуры. И в начале разговора был поставлен вопрос, насколько развиты такие направления, как брейк-данс и паркур, в Выксе. В плане техники – не хуже, чем в других городах. В плане же масштабности... Не так много сейчас в Выксе би-боев и трейсеров, как, например, людей, занимающихся традиционными танцами и спортом. И объяснение этому – как настороженное отношение старшего поколения к современному искусству (у нас пока не говорят: «давай отдадим тебя в брейк-данс или паркур, там тебе помогут стать сильнее»), так и другое. Некуда ещё, по сути, отдавать – развитых школ брейкинга или паркура/фрирана у нас как таковых нет, пока всё очень по-домашнему. (У ребят собственных тренировочных залов не имеется). Однако каждый год находятся новые люди, желающие попробовать свои силы в этих дисциплинах, молодёжь с интересом смотрит шоу «Танцы», дети удивляются трюкам Белля, а значит – и паркур, и брейк-данс поддерживать нужно, они тоже и против наркотиков, и против табака, и против алкоголя, и за творческое развитие.

Кстати, радостная новость: на прошедшем в октябре в Германии чемпионате мира по брейк-дансу Battle of the Year победила именно российская команда Predatorz.

 

Ксения Абдулхакова. Фото из архива героев статей и из открытых интернет-источников

 

Оставить сообщение