18+
Рекламный баннер 300x60px right-1
2013-03-01
2013-03-07
Рекламный баннер 300x60px right-2

Выходи, усатый, я про тебя всё знаю!

16:41 10.12.2014 16+
1765

Любой информации сейчас – бескрайнее море, было бы желание найти её. Как говорится, хочешь победить врага – знай о нём всё, поскольку, имея данные о тараканьих привычках и вкусах, можно успешно бороться с этими насекомыми в домашних условиях.

Тараканы… Многие люди, едва услышав про них, сразу брезгливо морщат нос, поскольку эти насекомые ассоциируются в нашем понятии с антисанитарией и отталкивающим видом. Это действительно так: выглядят тараканы и правда пугающе, кроме того, они и в самом деле могут путешествовать по канализации и стокам из одной квартиры в другую, потому являются переносчиками различных бактериальных болезней. По статистике, 50-60% людей, страдающих астмой и атопическим дерматитом, имеют сильное аллергическое восприятие на экстракт тараканов. Но вот и контраргумент: крупный мадагаскарский таракан, который у нас в стране не водится, но специально выращивается как декоративный вид в террариумах, – очень чистоплотное насекомое.

Дотошные учёные из университета Северной Каролины выяснили, что тараканы очень трепетно относятся к собственной чистоте, особенно если дело касается усов: насекомые периодически подтягивают свои антенны с помощью передних лапок и, захватив их ротовым аппаратом, облизывают по всей длине – от основания до самых кончиков. Оказывается, нечищеные усики способны создать трудности в распознавании запахов. Грязные антенны тараканов содержат на себе множественные следы внешних загрязнений и частицы воскообразного вещества, которое насекомые выделяют, чтобы избежать обезвоживания. Но о роли воды в жизни этих насекомых мы поговорим чуть позже.

Стоит сказать, что поначалу в нашей стране тараканы не вызывали у населения такого отвращения, как сейчас. Наши крестьяне их даже по-своему любили. Эти насекомые были у них своеобразным символом домашнего благополучия – мол, если есть в доме тараканы, значит, там тепло и сытно. Сейчас же ситуация изменилась с точностью до наоборот. Вряд ли кто-то придёт в восторг, узнав, что в его доме поселились «незваные гости» в лице этих малоприятных насекомых.

Все, вероятно, слышали смешное слово «кукарача» из старинной испанской песенки? Ну там ещё поётся, что он не может бегать, потому что у него нет двух задних ножек:

La cucaracha, la cucaracha
Ya no puede caminar.

Так вот, в переводе с испанского «кукарача» – это не что иное, как международное название таракана. Это существо очень древнее: есть археологические доказательства, что тараканов находили в окаменевшей смоле, причём их внешний вид за многие миллионы лет практически не изменился. В настоящее время известно более 4500 видов этих насекомых (основная масса живёт в тропиках и субтропиках), на территории бывшего СССР обитают около 55 видов. Нам, жителям России, конечно, наиболее известны рыжий и чёрный тараканы.

Рыжий таракан – самый распространённый вид на территории РоссииРыжий таракан (в простонародье его ещё называют «прусаком», «стасиком» или «шуриком») – поистине универсал, это мелкое (1-2 см) и неприхотливое насекомое можно встретить практически во всех уголках нашего земного шара за исключением холодных материков. Есть версия, что основное нашествие этого вида тараканов в нашу страну совпало по времени с наполеоновскими войнами, и что якобы именно из Пруссии эти насекомые проникли в Россию. Самое интересное то, что в самой Германии и Чехии жители этих стран рыжих тараканов называют «русскими» и считают, что они были завезены как раз из России.

Надо заметить, что коричневый цвет – самый распространённый во всём подотряде таракановых, и потому таракан рыжей масти может принадлежать практически к любому виду. Возможно, некоторые из читателей видели это насекомое совершенно белым, ошибочно полагая, что перед ними – некий мутант, однако нужно знать, что альбиносов среди тараканов не бывает. Дело в том, что молодая особь растёт и линяет. Белым таракан бывает лишь в первые часы после сбрасывания старого хитинового панциря, а потом его тело приобретает привычный окрас.

Чёрный таракан крупнее рыжего, в длину он может достигать 5 смЧёрный таракан – более крупный, нежели рыжий, но и более капризный, ему нужно больше тепла и влаги, потому подвал многоэтажного дома, в котором подтекают трубы отопления, для него идеальный вариант проживания. Этим и объясняется, что прусаки сейчас постепенно теснят своих чёрных сородичей, поскольку они более неприхотливы и гораздо лучше приспосабливаются к тяжёлым условиям. У самок чёрного таракана очень короткие крылья, у самцов же крылья почти закрывают всё брюшко. Тем не менее летать чёрные тараканы (равно как и рыжие) не умеют, максимум – могут расправить крылышки при падении с высоты, чтобы смягчить свой полёт.

Мебельный (вверху и справа) и рыжий (слева) тараканыЕсть ещё один вид, о существовании которого в нашей стране впервые узнали в 1983 году. Речь идёт о мебельном таракане, который при определённых условиях способен к широкому распространению. Взрослое насекомое (имаго) этого вида имеет обычно размер 1-1,3 см и жёлто-красно-рыжую расцветку с прозрачными крыльями и коричневыми полосами. Самое интересное, что мебельный таракан – эдакий гурман: он предпочитают пищу, богатую крахмалом, который легко обнаружить под обоями (ведь обойный клей им очень богат!) и в корешках старых книг. Потому наше представление о том, что все домашние тараканы обитают исключительно на кухне, неверно. Например, гнёзда мебельного таракана можно обнаружить в библиотеке, спальне, офисном помещении и в предметах бытовой обстановки (за что, он, собственно, и получил своё название). Стоит отметить, что мебельный таракан – довольно редкий гость, в жизни он встречается не так часто, как его чёрные и рыжие собратья.

Сделайте небольшую паузу и рассмотрите внимательнее фото этих насекомых. Заметили на конце брюшка каждой особи два маленьких придатка-усика? По-научному они называются церки. Эти придатки свидетельствуют об общем примитивном строении тараканов, поскольку у других насекомых, которые эволюционно стоят выше, эти церки отсутствуют.

Несмотря на простое строение, можно с уверенностью сказать, что таракан – существо поистине удивительное. По самым скромным подсчётам, он выдерживает уровень радиации в 6-10 раз выше, чем человек. В принципе, тут всё логично: таракан, живущий миллионы лет, научился за всё это время здорово приспосабливаться к различным условиям и быстро размножаться. В противном случае до наших дней он бы попросту не дожил по той простой причине, что в древние времена уровень радиации был на порядок выше, чем сейчас. А вот ещё интересный факт о нашем сегодняшнем герое: у этого насекомого кровь белого цвета и в теле нет никаких кровеносных сосудов, потому кровь течёт по организму легко и свободно. Более того, тараканье сердце – это своего рода простая труба, которая качает кровь для передней и задней частей тельца.

Поймать руками взрослую особь довольно проблематично и вот почему. Строение тараканьих глаз очень сложное: в отличие от человеческого ока, которое имеет всего одну линзу, тараканий зрительный орган оснащён несколькими тысячами линз, которые помогают просматривать все направления одновременно. Кроме того, эти насекомые имеют инфракрасное зрение. А ещё на боках у таракана есть микроскопические волоски, которые реагируют на малейшие колебания воздуха. Учитывая тот факт, что бегущий таракан может изменить направление движения свыше 20 раз за секунду, теперь вы понимаете, почему так трудно ухватить его пальцами?

Опыты с тараканами продемонстрировали, что это насекомое оставляет за собой химический след, которым будут пользоваться другие тараканы, чтобы быстрее найти дорогу к источникам пищи, воды или укрытиям. Если же букашка не найдёт себе пропитание сегодня, завтра или даже через пять дней, ничего страшного не произойдёт – таракан может обходиться без пищи больше месяца. А вот вода для него жизненно необходима, без неё насекомое больше недели не выдержит. Именно поэтому тараканы могут задерживать дыхание более чем на 40 минут, чтобы замедлить процесс метаболизма (обмена веществ).

Синантропные (то есть те особи, которые живут в жилищах людей) тараканы едят буквально всё: бумагу, волосы, мыло, рис, книжные переплёты, фрукты, одежду и т.д. Любопытнейший факт, доказанный в лабораторных условиях: таракан без головы может запросто прожить несколько дней. В принципе, он мог бы прожить и дольше, поскольку в голове таракана мозга нет, но тут всё снова упирается в тот банальный факт, что нужна вода, а пить-то уже и нечем.

Американский таракан за трапезойКстати, тараканий вид грешит каннибализмом. Могут съесть личинку или трупик своего соплеменника. Не имея чётких территориальных границ, таракан-самец может встретить на своём пути другого самца и сцепиться с ним в схватке не на жизнь, а на смерть. Как результат – один из них запросто может стать для своего соперника завтраком, обедом и ужином. Рот этого насекомого различает не только вкус еды, но и её запах. Между прочим, таракан пережёвывает пищу не только своими сильными челюстями. Его желудок также содержит зубы (!) и мощные мышцы.

Несмотря на то что таракан способен достаточно долго голодать, при отсутствии пищи и воды он может отправиться на их поиски в другие места. Например, к соседям. Поэтому не удивляйтесь, если в вашей сияющей чистотой квартире вдруг обнаружится мечущийся по полу прусак. Да что там говорить – даже в таких элитных московских отелях, как «Метрополь» и «Националь», нашли себе жилище американские тараканы! Эти особи имеют тёмную окраску, довольно крупные (до 5 см) и, по свидетельствам специалистов, весь центр Москвы поражён именно этим видом. Американские тараканы любят тёплые и сырые помещения (подвалы, теплицы, строения с подземными коммуникациями), но встречаются и в жилых постройках. В еде «американцы» предпочитают сладкое, однако с недавнего времени биологи отмечают, что они стали питаться практически всем подряд, в том числе свежим мусором.

Мало кто знает, что тараканы примерно каждую четверть часа пускают газы. Более того, даже после смерти продолжают портить воздух на протяжении ещё некоторого времени! Если представить, сколько на нашей планете этих существ, становится понятно, почему некоторые специалисты считают, что таракан отчасти виноват в нынешнем глобальном потеплении. По подсчётам учёных, 1/5 всего метана, выпускаемого на Земле, принадлежит насекомым,и получается, тараканий «вклад» здесь весьма заметен.

В Рунете сейчас много разнообразных статей о том, как успешно бороться с тараканьими полчищами. Однако надо признать, что некоторые советы относятся скорее к разделу «бабушка говорила», и с помощью таких неоднозначных рекомендаций полностью избавиться от тараканов не получится. Например, в беседе с корреспондентом «ВР» житель д. Верхняя Верея Алексей Пятак рассказал о старом советском способе борьбы с тараканами в деревенских избах: на ночь специально бросали на пол влажную тряпку. Зная, что насекомые обязательно будут в тёмное время искать источники воды и пищи, можно было стопроцентно гарантировать, что утром вся ветошь будет усеяна тараканами. Как видим, метод простой, но он не помогает уничтожить всех особей полностью, а лишь позволяет на некоторое время снизить их количество.

Не лучше обстоит дело и с различными инсектицидами от тараканов. Откроешь специализированный сайт – и глаза разбегаются от разнообразных предложений, поди-ка разберись, какое средство там самое эффективное. Чтобы помочь простому обывателю определиться с выбором, вероятно, нужен компетентный специалист. И вот, вооружившись опросником, я отправился на встречу с Ольгой Федоровской, заведующей отделением межрайонной профдезинфекции, чтобы в беседе с ней развеять некоторые мифы или подтвердить правдивость рекомендаций:

– Ольга Аркадьевна, в народе бытует распространённое мнение, что тараканы везде пропали в связи с резким ухудшением экологической обстановки…

– Абсолютно не согласна! Такие существа, как тараканы, за долгое время научились приспосабливаться к разным условиям жизни, и пропали они точно не по причине плохой экологии. Мы связываем их исчезновение несколько лет назад с появлением на рынке гелей контактного действия. После применения этих спецсредств популяция тараканов действительно везде очень заметно снизилась. Однако через некоторый промежуток времени можно было снова наблюдать рост числа тараканов. В общем, эти насекомые никуда не исчезли, просто их количество постоянно изменяется.

– А ещё очень популярно мнение, что тараканы пропали из-за многочисленных евроремонтов, которые люди делали в своих квартирах. Мол, раньше старая советская сантехника частенько подтекала, это служило источником воды для насекомых и создавало повышенную влажность в жилище, которую тараканы так любят.

Самка рыжего таракана с оотекой в окружении молодых особей (в научном мире они называются «нимфами»)– Это как сказать. С одной стороны, общий ремонт и замена подтекающей сантехники – лишний повод лишить тараканье племя источника воды. Но вот если на время ремонта насекомые каким-то образом спрятались и остались в живых, то очень скоро при благоприятных условиях снова начнут размножаться. Судите сами: даже лишённый источника пищи таракан способен голодать неделями и будет ещё долгое время жизнеспособен. В таком случае новый евроремонт даже затруднит дезинсекцию, поскольку труднее будет подлезть к местам, где они прячутся. Самка рыжего таракана живёт несколько месяцев, и за свою жизнь она способна 4-9 раз дать потомство. Будущее потомство созревает на её теле в специальном мешочке, который называется оотекой. В одной этой оотеке находится от 20 до 60 яиц, а теперь представьте, сколько всего потомства может дать одна самка за всю свою недолгую жизнь!

– Говорят, что очень эффективная мера борьбы с тараканами – холод. Ведь раньше дома специально «студили», открывая в мороз все двери и окна…

– Вот именно – раньше! Сейчас этими дедовскими методами никто не пользуется. Да, тараканы действительно боятся холодов, но я сильно сомневаюсь, чтобы сейчас кто-то открыл в своей квартире настежь все двери и окна на всю ночь. А кто жилище будет караулить? Да ещё, не дай бог, что-то случится с системой отопления…

– В интернете я обнаружил такой факт: упавший вверх лапками на ровном месте таракан сам перевернуться не может и умирает, если ему не удастся зацепиться за какой-нибудь предмет. И потому средства против тараканов содержат вещества, парализующие мышцы насекомого…

– Это действительно так. Причём современные средства против тараканов могут какую-то часть насекомых парализовать, лишить движения, а часть – убить сразу наповал. Тут всё зависит от того, на каком этапе развития находится насекомое.

– Хорошо, а возможно ли самому побороть тараканов? Что для этого нужно?

– Бороться с тараканами надо обязательно, это не так сложно, как кажется. Главное – систематическая работа: после первой обработки через 10-15 дней нужно снова повторить дезинсекцию, и так – до полного уничтожения насекомых. Важно не забывать о времени очередной обработки и не лениться, иначе теряется смысл предыдущих операций. Для таракана источником воды послужит и сырое полотенце в ванной, и влажная губка для мытья посуды, он даже может в поисках питья залезть в цветочный горшок, ведь мы же регулярно поливаем комнатные растения. На ночь вытирайте насухо раковины и ванны, не оставляйте пищу на обеденном столе – в общем, при соблюдении простейших норм санитарии вы лишите тараканов воды и пищи.

– Какие средства наиболее эффективны против тараканов?

– В продаже есть разнообразные аэрозольные, жидкие (гели) и порошкообразные инсектициды. Выбор большой, но сейчас особым спросом у покупателей пользуется клеевая ловушка со специальной таблеткой-приманкой, которая привлекает насекомых. Такие ловушки безопасны для здоровья людей и являются достаточно эффективным способом борьбы с тараканами. Также хорошо зарекомендовали себя жидкости «Юракс» и «Ципертрин» (180 руб.), дусты «Биоцифен» и «Абсолют» (140 руб.). Если всё же вы сомневаетесь, какую продукцию лучше купить, я советую обратиться в наше отделение, находящееся по адресу: улица Красные зори, д. 10А.

Дмитрий Макаров. Фото из открытых интернет-источников