18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-07
Рекламный баннер 300x60px right-2

Автомобили рулят

02:25 28.01.2015
1902

За этот период автомобиль претерпел серьёзные изменения, сложилась целая отрасль автомобилестроения. Машины стремительно вошли в нашу жизнь, и сегодня очень многие люди не представляют себя без них. С каждым годом появляется всё больше новых моделей автотранспорта, но до сих пор вопрос о том, как станет выглядеть автомобиль или индивидуальное транспортное средство в будущем, остаётся открытым.

 

Citroen DS 19 1957 г. Уже в середине прошлого века такой руль выглядел новаторски, а тем более на серийном автомобиле. Здесь же и рычаг переключения передачМашина начинается с колеса. Рулевого

Огромное количество печатной, электронной и видеопродукции уже создано на тему автомобилей. Однако очень редко можно встретить информацию об особенностях управления машиной. Поскольку многие из нас являются водителями и в автомобилях часто ценят удовольствие от вождения, то следующая информация будет им особенно интересна. В этой статье проводится небольшое исследование, говорится о таком очень важном элементе управления автомобилем, как рулевое колесо. Мы предлагаем проследить историю его эволюции с точки зрения дизайна, рассмотреть оригинальные, необычные по форме, концептуальные экземпляры рулевого колеса, современные тенденции и передовые технологии в его проектировании, а также узнать, как изменилась ситуация в вопросе управления машиной в последнее время.

Subaru ХT 1985 г. Сделать из пистолета руль? Да запросто. Для японцев это не проблема

Всё началось с Benz Patent. Этот аппарат управлялся при помощи поворотной ручки или румпеля. Для того чтобы повернуть машину, водителю нужно было просто повернуть ручку либо вправо, либо влево, аналогично тому, как мы управляем обычной моторной лодкой. Тогда ещё никто не задумывался о том, как нужно управлять автомобилем. Но, как показала история, ручка управления ещё вернётся в автомобилестроение, но уже в другой форме.

Первым автомобилем с рулевым колесом был Panhard 4hp. (1894 г.) Альфреда Вашерона. Установка подобного рода конструкции была обязана гонкам, так как на манёврах руль оказался эффективнее, чем обычная ручка. Он начал приобретать ту форму и положение, которые сейчас нам кажутся привычными: располагается под наклоном и слева. У автомобиля появилась рулевая колонка, к которой крепилось на одной, двух, трёх, четырёх и более спицах торообразное кольцо, за которое и держался водитель во время управления транспортным средством. Впоследствии рулевое колесо обрастало всевозможными опциями, такими как регулировка наклона, клаксон, подрулевые выключатели, подушка безопасности, гидро- и электроусилители руля.

Pontiac Pursuit Concept 1987 г. Игровая приставка, а не руль

Во многом развитие конструкции рулевого колеса обязано внедрению в автомобилестроение новых технологий и материалов, принципов проектирования и производства. Так, в 30-е годы прошлого века невозможно было сделать руль со сложным, математически выверенным рельефом, со всевозможными пересечениями или плавными переходами поверхностей, что сегодня делается в течение нескольких дней на пяти- или шестикоординатном станке с ЧПУ. Оперативное прототипирование и трёхмерное моделирование сегодня стали неотъемлемой частью проектной деятельности в автомобилестроении. То, что раньше чертили на кульманах, сегодня делают на компьютерах – это ни для кого не секрет, да и методы обработки материалов были совсем другие.

 

Формы бывают разные

Maserati Boomerang concept 1972 г. Не совсем эргономичное решение в плане размещения на руле приборов и остальных кнопок, но как концепт заслуживает внимания

Практический опыт внёс свои коррективы, и уже к 1910 году большинство американских автомобилей выпускались с левым расположением руля. Конструкция подразумевает соединение с рулевой колонкой. Раньше оно было жёстким и, соответственно, небезопасным для водителя. Риск получить тяжёлую травму при аварии был велик. В 1934 году появилась первая энергопоглощающая рулевая колонка, которую стали внедрять только в 1959 году. Первые рулевые колёса, как правило, были с четырьмя спицами, но из-за высокого уровня вибрации приходилось вносить инженерные изменения. Так появились «Банджо», напоминающие четырёхструнный музыкальный инструмент. У руля каждая спица состояла из четырёх тонких, которые гасили вибрации от дороги.

Регулируемый руль был изобретён Эдвардом Лодбеллом в 1927 году, но только в 1963-м фирма Cadillac впервые внедрила эту новинку. Особенность опции заключалась в том, что рулевая колонка жёстко фиксировалась, а положение руля свободно регулировалось при помощи храповика. Большинство американских автомобилей имеют подобную регулировочную систему, которая сохранилась до наших дней.

Ford Interceptor concept 2007 г. Прямоугольный руль от Ford

В 1955 году на Ford Thunderbird для удобства посадки появилась телескопическая регулировка, которая позволяла изменять глубину руля в диапазоне восьми сантиметров. С 1961 года внедрена новая опция – откидной руль, на котором при включённом на автоматической коробке передач режиме «паркинг» можно было отодвинуть вправо рулевую колонку – для большего удобства при посадке-высадке водителя. Опция стала настолько популярна, что с 1962 года вошла в базовую комплектацию Ford Thunderbird.

Компания Cadillac так же решила отличиться: начиная с 1965 года автомобили стали оснащать рулями с телескопической регулировкой и функцией изменения наклона. В 1968 году была внесена поправка в закон о безопасности, и теперь нельзя было использовать откидные рулевые колонки, так что Ford использовал своё нововведение всего шесть лет. Специалисты Ford пытались видоизменить подобную систему, но после очередного ужесточения в правилах они полностью от неё отказались. В 1970 году появились первые противоугонные системы: при вытаскивании ключа зажигания блокировался руль.

Citroen Hypnos concept 2008 г. Руль, напоминающий по форме бараньи рога, был бы особо популярен в этом году

В те же 50-60-е годы стали использовать и рулевую колонку, которую можно регулировать по глубине и наклону, такую опцию устанавливают в основном на европейские автомобили.

Интересно рассмотреть рулевое управление гоночных автомобилей. Чаще всего по своей форме они напоминают игровые приставки, поскольку водителю на большой скорости необходимо контролировать процесс, как говорится, не отрывая рук от баранки. Такие рули меньше обычных, как минимум, в два раза. Соответственно, инженеры стараются выносить все важные переключатели, тумблеры и кнопки на руль. Посмотрите на автомобили «Формулы-1», и вы убедитесь в этом сами.

Hyundai BLUE-WILL concept 2010 г. Посмотрите на этот руль, его так и хочется дёрнуть на себя и взмыть в облака

А какую только форму ни приобретал сам руль! Это надо видеть. Начиная от простой круглой «баранки», похожей на штурвал парохода, и заканчивая совершенно фантастическими, сумасшедшими формами космических кораблей из футуристических фильмов. На другие смотришь и думаешь, как такое вообще можно было придумать? Даже игровые приставки умудрились интегрировать в руль. Больше всего поражают разработками в плане нестандартной формы руля азиаты, на втором месте идут французы, но и рациональным и сдержанным немцам есть что показать.

 

Без руля и ветрил

Honda Micro Commuter Concept 2011 г. Идея с джойстиком вновь популярна. Некоторые функции управления интегрированы в телефон, который устанавливается на приборной панели

В последнее время в мире автодизайна стали популярны автомобили с автономным управлением, т.е., по сути, машины-роботы, где вся ответственность управления автомобилем перекладывается на электронику. Пока это только эксперименты. Автономная функция позволяет человеку совершать во время поездки самые разнообразные действия: от деловых встреч, переговоров, работы за ноутбуком до сна. Это очень актуально для больших городов с пробками на дорогах и длинными расстояниями до пункта назначения. По сути, роботы смогут вытеснить такси, а также использоваться в военных и иных сферах, где очень высок риск для жизни человека.

Однако есть сфера, где автомобили-роботы не смогут участвовать. Это гонки, поскольку теряется смысл спортивной составляющей мероприятия. Хотя и такие примеры уже есть (гонка на роботах DARPA Grand Challenge 2004 г.).

Hyundai i Flow concept 2011 г. За рулём такого авто чувствуешь себя поистине Брюсом Уиллисом из «Пятого элемента»

Встречается во многих концептах и такое, когда человек управляет машиной, задавая маршрут через свой смартфон. Как правило, в подобных автомобилях рулевое управление отсутствует вообще, либо дублируется. Есть уже экспериментальные разработки, такие как Google self driving car 2014 г., концепт IDEO self driving car 2015 г., концепт Mercedes Benz F015 Luxury in Motion 2015 г., где помимо автопилота встроена функция «пролистывания» информации на больших мониторах, экспериментальный автомобиль НАМИ 2014 г.


Следует также отметить, что с развитием систем управления меняется не только руль, но и всё пространство, окружающее водителя. Так, вместо стрелочных индикаторов спидометра и тахометра сегодня все параметры выводятся на цифровые дисплеи; кнопки и переключатели заменяются сенсорными панелями, тачпадами, сама форма приборной панели другая. Она уже не «лицом к лицу» с водителем, а как бы растворяется в салоне, уплощается, становится менее массивной (концепт Audi A2 2011 г., BMW i3 2012 г.).

Mercedes-Benz F015 Luxury in Motion 2015 г. Хочешь – рули, хочешь – сиди, отдыхай, машина всё сделает сама

Кто-то может спросить, а кто же будет отвечать в случае с непредвиденными ДТП с участием автомобилей-роботов? Вопрос остаётся открытым. Судя по всему, пока ещё человек. А если откажет электроника? Что тогда? Нужна ли резервная опция самостоятельного управления автомобилем? Инженерам и дизайнерам есть о чём подумать. Скорее всего, в будущем люди настолько «обленятся», что будут передвигаться на роботах. Вполне возможно, что скоро нас ждёт совсем иной вид транспорта и уже без руля. Автомобили-дроны? Who knows? Поживём, увидим.

Более подробный фотоматериал по эволюции дизайна рулевого колеса вы можете найти на сайте автора: nikitamedelets.blogspоt.com

  • Toyota fv2 concept 2013 г. Здесь нет рулевого колеса. Японцы решили управлять машиной посредством движения тела, т.е. автомобиль и водитель как бы являются одним целым. Эмоциональная связь данного транспортного средства с человеком обеспечивается технологией Toyota Heart Project, определяющей настроение водителя по голосу и выражению лица. Помимо этого для безопасности передвижения предусмотрена на концепте система обмена информацией с другими автомобилями

 

Никита Меделец, автодизайнер, кандидат искусствоведения. 
При подготовке статьи были использованы материалы интернет-ресурсов: http://autohis.ru/rulevoekoleso.php; https://ru.wikipedia.org;
http://www.cardesign.ru/https://betterthandiamonds.wordpress.com/2012/03/05/vasilij-kandinskij-circles-in-a-circle-a-short-visual-story-of-the-steering-wheel/
http://www.avto25.ru/news/onlyfacts/2013/01/24/13489.html

 

Оставить сообщение