Но когда цены ринулись с места в карьер в январе и продолжили расти, то многие, особенно пожилые люди, в момент посещения торговых точек испытывали шок – не верили своим глазам, глядя на ценники. Стоимость самых ходовых продтоваров словно с цепи сорвалась, практически каждый день демонстрируя новые рекорды: греча – за 80 рублей, сахар – около 60, яйца – за 70! Морской окунь «дошёл» до 410 рублей за килограмм.
В настоящее время цены несколько снизились и стабилизировались, но… Выксунцы продолжают задавать вопросы: возможно ли их регулирование в магазинах, что предпринимается муниципалитетом в создавшейся ситуации?
На состоявшейся встрече с представителями СМИ заместитель главы администрации округа Оксана Габдрахимова рассказала, как в магазинах определяются цены на продукты, об их мониторинге и сравнительном анализе за 2014-2015 годы, возможности приобретения жизненно важных товаров с минимальной наценкой; ответила на вопросы.
Согласно федеральному закону №381-ФЗ от 28.12.2009 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской федерации», хозяйствующие субъекты при организации торговой деятельности и её осуществлении самостоятельно определяют цены на продаваемые товары (торговые наценки на продукты питания). У муниципалитета нет полномочий по регулированию цен.
В создавшейся ситуации, в целях исполнения указа президента РФ №560 от 06.08.2014, в нашем округе организован еженедельный мониторинг цен сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по 40 позициям по трём магазинам федеральной сети («Спар», «Магнит», «Пятёрочка»), трём магазинам локальной сети («Пингвин», ТС «Лебединка», райпо), трём несетевым магазинам (ТД «Выкса», ООО «Анастасия», ИП Власов), пяти нестационарным торговым объектам (ИП Мамедов, ИП Демидов, ИП Голышков, ИП Власов, ИП Бойнов), городскому рынку.
Результаты мониторинга, а также информация об изменении цен на продукты питания, направляются в министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области.
В округе создан и действует оперативный штаб по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков. В его состав входят представители администрации, предприятий-производителей (ООО «Агрофирма «Металлург», ОАО «Молоко», ЗАО «Выксунский хлеб»), организаций торговли (ТС «Лебединка», МП «Выкса-ОПТ»).
По итогам мониторинга цен на хлебобулочную продукцию, проводимого 14.01.2014 г. в торговых организациях Выксы, администрациией округа было рекомендовано привести розничные цены на хлебобулочные изделия ЗАО «Выксунский хлеб» в соответствие с ростом отпускных цен производителя. В настоящее время цены на хлеб Выксунского хлебозавода снижены («СПАР 16», «СПАР 19», магазин «Витязь»).
В феврале сравнительный анализ розничных цен за период 2014-2015 годов показал, что они повысились практически на все группы продуктов. Так, на муку и крупы в среднем на 46,7% (основное удорожание у гречи); сахарный песок подорожал на 76,8%; мясная продукция – на 25% (в основном свинина, куры); стоимость свежемороженой рыбы за год увеличилась на 43,7%; молочной продукции – на 16,3% (но сыр «вырос» на 33,3%); овощи «подросли» на 52,4% (из них капуста – на 73,8%, морковь – на 49,3%); фрукты подорожали на 65,6% (в том числе стоимость бананов выросла в два раза, винограда – на 59%).
Повышение цен на овощи и фрукты носит сезонный характер, поэтому в летний период на данную группу продуктов происходит снижение от 13,3 до 31,8%.
Также необходимо обратить внимание на то, что цены на однородные продукты питания отличаются при разной весовой расфасовке, жирности (например, у молочных продуктов), категории.
В настоящее время перед руководством МП «Выкса-ОПТ», имеющим свою торговую сеть (которую муниципальное образование намерено сохранить с целью выполнения предприятием определённой социальной нагрузки), поставлена следующая задача. Необходимо определить небольшую группу жизненно важных продовольственных товаров, по которым возможно заключение соглашения с местными товаропроизводителями о минимальной наценке с их стороны при поставке в сети МП «Выкса-ОПТ». То есть на прилавках данных магазинов они будут реализовываться по цене производителя.
Понятно, что таких продуктов будет немного, в первую очередь – хлеб, молоко, возможно, яйца. Главное в том, чтобы производители пошли навстречу муниципалитету в данном вопросе.
ЗАО «Выксунский хлеб»
ООО «Птицефабрика «ВыксОВО»
ОАО «Молоко»
Прожиточный минимум определяется на основе потребительской корзины. В Нижегородской области её состав установлен законом Нижегородской области №165-з от 24.12.2012 г. Продукты питания, включаемые в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в Нижегородской области (трудоспособное население, пенсионеры и дети) устанавливаются в следующих составах и объёме потребления (в натуральных показателях):
По результатам еженедельного анализа динамики средних розничных цен на отдельные товары и услуги по состоянию на 10 марта 2015 года, подготовленного на основании данных Нижегородстата, в нашей области цены на сахарный песок не превышают максимальных по Приволжскому федеральному округу. В то же время по ряду продуктов питания (колбасы, сыры, молочная продукция) Нижегородская область занимает 12-13 места (т.е. цены – одни из самых высоких по ПФО), что определяет её предпоследнее место в рейтинге регионов ПФО.
Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Нижегородской области отмечает стабилизацию розничных цен на основные продукты питания в регионе за последний месяц, сообщил в конце марта её руководитель Михаил Теодорович.
По его мнению, на стабилизацию ситуации оказал влияние целый ряд факторов, в числе которых «заморозка» цен торговыми сетями, формирование торговых связей с новыми поставщиками продуктов, запрещённых к ввозу в Россию из ряда стран в рамках ответных санкций и т. д.
– Было ожидаемо, что на рынке продуктов наступят более светлые дни. Мы говорили, что произойдёт перераспределение поставок. Мы не видим польских яблок, но видим бразильские, и ничем они не хуже ни по размеру, ни по качеству. Мониторинг, который мы проводили 23 марта, принёс хорошие новости, – отметил Михаил Теодорович. – То есть та продуктовая база, которую использует большинство домохозяйств, стала более приятной по цене в марте, чем была в феврале.
По данным УФАС, за последний месяц на 3-5,5% выросли розничные цены на молоко, сливочное масло, муку, соль, лук, куриную грудку. Но видно динамику снижения. Если в январе рост был заметным, то на стыке февраля–марта его почти нет. Ситуация стабилизации и отката цен может распространиться и на эти продукты.
Проверки торговых сетей со стороны УФАС, прокуратуры и Роспотребнадзора продолжаются и будут проводиться далее. «Есть ощущение, что продавцы поняли, что это всерьёз, это метод, а не кампанейщина, и приняли к сведению, что очень разумно», – заключил руководитель УФАС.
В случае выявления резкого роста розничных цен на отдельные категории продовольственных товаров или возникновения предпосылок для такого роста, а также появления дефицита продовольственных товаров можно обратиться в администрацию округа, комн. 310, к главному специалисту отдела закупок и торгов Ларисе Анатольевне Ежовой, тел.: 3-42-31.
Лидия Козоедова. Информация предоставлена отделом закупок и торгов администрации округа. Фото из открытых интернет-источников