18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-07
Рекламный баннер 300x60px right-2

Рождение на Покров

11:49 29.04.2015 16+
2298

Кроме того, на территории бывшего Советского Союза и ныне существуют 20 украинских сёл с названием Покровка, одноимённое село есть в Молдавии, азербайджанское село Гюнешли до момента переименования в 2001 году тоже называлось Покровкой, и даже в далёком Казахстане есть девять таких сёл.

Деревня Покровка, что находится в нашем Выксунском округе и о которой сегодняшний рассказ, расположена по соседству с Малиновкой (2 км) и Пустошкой (8 км) и примерно в 32-х километрах от Выксы. До момента её основания на здешней территории была пустошь, пока в 10-х годах прошлого века жители Новодмитриевки не стали осваивать местные земли. Причина, по которой крестьяне начали переезжать, проста как сама жизнь – перенаселённость Новодмитриевки и, как следствие, нехватка земли.

Общепринятая дата основания Покровки – осень 1912 года. Считается, что именно на славянский праздник Покров (1 октября по старому стилю, когда в народе отмечали встречу осени с зимой и обычно начинали топить печи в домах) выпал «день рождения» новой деревни. Эту версию подтвердил местный 80-летний старожил Алексей Цыцулин, которому в детстве историю о происхождении названия Покровки рассказывал дед.

С момента основания и следующие несколько лет царского правления местные жители занимались обработкой земли на своих участках. В принципе, мирная жизнь здешних крестьян мало изменилась и в 1918 году, когда в деревне установилась власть Советов. В самом деле, что такого необычного привнесли в деревенский быт большевики в первый год правления? Кроме обещаний, никаких конкретных улучшений в своей жизни покровские землепашцы не наблюдали. Хотя установление новой власти произошло мирным путём, были в деревне и такие жители, кто упрямо отказывался принимать и воплощать в жизнь большевистские идеи. Однако в данной ситуации крестьянское сословие тем и отличается от городских рабочих и интеллигенции, что времени на политические дебаты у земледела попросту нет.

В самом деле, как бы упорно ты не отвергал все эти лозунги о социализме и диктатуре пролетариата, трудно выступать на протяжении долгого времени против большинства, к тому же, когда у тебя на носу посевная, полный дом детей и большое подворье. Надо заметить, что скорое примирение всех несогласных покровских жителей с новой властью – знаковый результат деятельности местных активистов. Своими энергичными действиями они сумели убедить сомневающихся, что от сотрудничества с партией власти выиграют все. Так в деревне началась советская эпоха правления. Позже, вероятно, многие жители (даже те, кто с энтузиазмом принял большевистские кричалки о светлом будущем), не раз жалели об этом. Новый обдирающий продналог, «кризис ножниц цен», НЭП и раскулачивание – всё это будет впереди, и наивно полагать, что в Покровке жизнь в 20-30-е годы XX века была малиной, а вышеперечисленные реформы местные жители каким-то чудесным образом не заметили…

В 1933 году в Покровке образовался колхоз им. Кирова. Понятное дело, что и тогда далеко не все жители горели желанием трудиться в новообразованном едином хозяйстве, но, как мы знаем из истории, добровольно-принудительная большевистская система прекрасно зарекомендовала себя в действии. Не хочешь – заставим, не умеешь – научим. Поэтому дальнейшее вступление всех покровских жителей в местный колхоз было лишь делом времени. Архив сохранил нам имена первых покровских колхозников: Е.В. Бычков, П.А. Сазонов, П.К. Андрианов, С.А. Бычков. Спустя несколько лет, в период с 1936 по 1937 годы, в колхозе им. Кирова появились первые тракторы, которые существенно облегчили работу на полях. Известны также фамилии первых трактористов в деревне: Е.И. Аксёнов и П.А. Аксёнов.

Рабочий день во время посевной начинался обычно в четыре часа утра и заканчивался поздно вечером, при этом уставшим жителям надо было ещё успеть засадить свой собственный огород. Неудивительно, что, постепенно увеличивая минимальную норму трудодней для своих работников, в последние довоенные годы местный колхоз стремительно набирал обороты. Начавшаяся война и последующая мобилизация покровских мужчин на долгие годы вперёд нарушили привычный жизненный уклад в деревне. В общей сложности на фронт было призвано несколько десятков человек, 42 (по другим данным – 43) местных жителя не вернулись с полей сражений. Читаешь в покровском Доме досуга некоторые биографии погибших фронтовиков и видишь, что за сухими строчками проглядывают чёрным пятном большое человеческое горе и покалеченные судьбы вдов и их детей.

Из воспоминаний Татьяны Алясьевой, дочери погибшего бойца Красной Армии Ивана Андреевича Сазонова:

«Наша семья жила своим хозяйством. Я была совсем маленькой девочкой, когда нашу семью раскулачили, папу посадили в тюрьму как врага народа. Позже прямо из тюрьмы папу забрали на фронт. Он попал в штрафной батальон, дошёл до Берлина, погиб в последний день войны…»

Из воспоминаний Клавдии Цыцулиной, дочери погибшего бойца Красной Армии Ивана Степановича Вилкова:

«В 1941 году папа ушёл на фронт. Был ранен, позже из-за этого ранения приехал домой на побывку. В 1943 году снова был призван на фронт и уже не вернулся. Погиб в бою у деревни Лужки (Псковская область), похоронен в Твери. Дома осталась мама с семью детьми на руках. Было много слёз».

К слову говоря, разглядывая снимок покровской стелы памяти погибших в ВОВ, при увеличении фото я случайно обнаружил, что И.С. Вилкова среди павших в боях на табличке нет. Есть другие – А.П. Вилков, И.М. Вилков, В.П. Вилков, а фамилии вышеуказанного бойца нет. Такая же ситуация с И.А. Сазоновым: на табличке стелы указан В.П. Сазонов. Где ошибка – на стенде в покровском Доме досуга или всё-таки на стеле? В любом случае, надеюсь, что она будет исправлена. Не обязательно к очередному празднованию Победы, точная дата не играет роли. Но установление истины важно, ибо память о наших дедах и прадедах – это то немногое, что осталось у нас сейчас.

…В послевоенное время жизнь в Покровке понемногу возвращалась в привычное русло. Заметный рост сельскохозяйственного производства практически не дал никаких новых социальных благ колхозникам. Народ трудился, но он не был слеп и видел: деревенская жизнь далека от того идеала, что рисовали на плакатах, показывали в фильмах и говорили по радио. Ну да, если говорить о местном покровском колхозе (кстати, позже переименованном в им. Дзержинского), то в 50-70-е годы прошлого века он был довольно богатым по меркам нашего округа.

В советский период председателем колхоза долгое время был Н.Ф. Ладёнков, после него – В.А. Цыганов. В разные годы в Покровке были построены мельница, акушерский пункт, клуб, кузница, начальная школа, котельная, детский сад. На полях сеяли и получали неплохие урожаи овса, гречихи, кукурузы, подсолнечника, ячменя, ржи. Кроме того, в ведении колхоза числились поросятник, овчарня, конный двор, курятник.

В 70-е годы в местном коровнике насчитывалось порядка 400 бурёнок, а десятилетие спустя общее число крупного рогатого скота перевалило за тысячу голов. Примерно тогда же, в середине 70-х, в деревне началась прокладка водопроводных труб, хотя многие жители сумели подключиться к общей системе водоснабжения лишь годы спустя. Колхозники по-прежнему работали в большей степени на государство, ведь даже переход в 1966 году на гарантированную оплату (вместо трудодней) не мог в целом изменить скудный быт местных жителей.

Если бы современный городской тинейджер, никогда не видевший воочию деревенской жизни, перенёсся бы на 50-60 лет назад и заглянул в обычную покровскую избу, он был бы удивлён, как тогда бедно жили. Некрашеные стол и лавки, печка, простая кухонная утварь, несколько железных кроватей да пара обитых железом сундуков для хранения вещей. Из-за отсутствия электричества крестьянам приходилось освещать своё жильё самодельными керосиновыми лампами да лучинами. Это может казаться невероятным, но электричество в Покровку провели только… в 1964 году! Днём света не было, поскольку считалось, что все жители находятся в школе или на работе. Электричество подавали вечером на несколько часов, и школьникам за это короткое время нужно было успеть выучить уроки. После вечерней дойки свет сразу отключали. И вся эта экономия – в стране, где стремительными шагами развивалась кибернетика, ракетостроение и химия, а отечественные академики Патоны оставили далеко позади все страны мира в области техники сварки!

В середине 80-х годов прошлого века покровский колхоз стал понемногу чахнуть, а с развалом СССР и вовсе канул в небытие. На тот момент (1991 г.) в Покровке проживало 268 человек, и большинство трудоспособных жителей числились его работниками. По силам ли было спасти все эти поля и постройки, когда ещё только прозвенел первый тревожный звоночек? Кто-то посчитает эти размышления пустыми, ибо упор в организационной работе многих хозяйств была сделан не на развитие, а на отчётность. Интересную точку зрения на эту тему недавно высказал директор Института научной информации по общественным наукам Юрий Пивоваров:

– Советские колхозы страдали от непроизводительности и возникли по идее Сталина на трупе сельской общины. Но к 70-м годам прошлого века наш народ их худо-бедно обжил: они перестали быть казармами, как когда-то перестала быть сама сельская община. Так появились своя инфраструктура, свой уклад жизни, зачатки собственности. И всё это снесли без разбора, отодвинув развитие села на несколько лет назад…

На сегодняшний день в Покровке часть объектов инфраструктуры уничтожена или заброшена. Уже нет детского сада, кузницы, многих животноводческих построек, пустует здание местного управления. В числе действующих объектов – Дом досуга, библиотека, ФАП и райповский магазин. Кроме того, на территории деревни расположено отделение агрофирмы «Металлург», есть частный магазин, пилорама.

На момент написания статьи в Покровке числилось по прописке 204 человека. Фактически проживало не более 170, из них 29 детей (13 – школьного возраста). Видеть гуляющую детвору на деревенских улочках приятно, поскольку это первый неофициальный показатель того, что деревня жива. Как знать, уедет эта детвора со временем или останется здесь, в деревне? Вопрос остаётся открытым.

 

  • Александр Николаевич Сазонов (47 лет): «Я – убеждённый холостяк и семьи у меня нет, живу и работаю здесь же, в деревне, сторожем. Охраняю наш местный прудик, в котором разводят карпов. Понемногу в Покровку приезжают и осваиваются новые жители – в общем, наша деревня пока держится. Две главные проблемы в Покровке – это отсутствие газа и состояние дороги на улице Центральной, сплошные ямы и ухабы»

 

  • Раньше в этих больших ёмкостях хранили мазут, который по трубопроводу подавался в печь местной котельной. Сейчас же в качестве топлива вновь используют дрова

 

  • Стела в Покровке с именами 42 местных жителей, павших в боях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

 

  • Мария Сергеевна Шерунтаева (66 лет): «В советские времена я в качестве рабочего СМУ-2 строила в Покровке двухэтажный кирпичный дом на четыре квартиры и случайно познакомилась здесь со своим будущим мужем. После замужества переехала в Покровку и работала долгое время дояркой. Сейчас я на пенсии, трое моих взрослых детей с семьями живут в городе. Переезжать к ним я не собираюсь – не хочется мешать. Свой век буду доживать здесь, в деревне»

 

  • Разбитая дорога на Центральной улице. В этом году по всей стране наблюдается маловодье, но, несмотря на отсутствие большого количества талых вод, так просто по Покровке прогуляться не получится: в весеннюю распутицу здешняя дорога представляет собой препятствие для любого пешехода, решившего пройтись к магазину или остановке

 

  • Деревянные сани, которые лично смастерил Алексей Цыцулин, выглядят как настоящее произведение плотницкого искусства. Есть версия, что слово «сани»  – исконно славянское и происходит оно от слова «сань», что означает «змея». Со змеёй наши предки сравнивали полозья зимних саней, которые из-за своей изогнутой формы действительно чем-то напоминают поднявшее голову пресмыкающееся

 

  • Покровский дом досуга, в котором находятся библиотека и небольшой актовый зал. Кроме того, здесь хранятся данные о местных жителях, участвовавших в ВОВ, небольшой фотоархив, а также детские акварельные рисунки и поделки

 

  • В здании Покровского дома досуга в небольшом помещении находится импровизированная «физкультурная комната». Пара боксёрских груш, гантели, самодельные стойка для штанги и лавочка для жима лёжа – вот и весь нехитрый инвентарь. А вместо «блинов» для штанги вполне подходят старые тракторные катки

 

  • Заведующая покровским домом досуга Нина Успенская показывает детские работы для конкурса рисунков, посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

 

  • Эта симпатичная работа, созданная покровской 12-летней школьницей Миланой Полежаевой, хранится в местном Доме досуга. Чудо-натюрморт сделан из бумаги, кусочка ткани, солёного теста и фисташковых скорлупок

 

  • Покровка негазифицирована и кучи колотых дров можно видеть в деревне у многих домов

 

  • Рано хоронить знаменитые русские печи и самовары, они ещё исправно служат во многих деревенских избах по всей стране. В доме супругов Цыцулиных печь стоит на кухне, а в зале расположен подтопок для прогрева комнаты. Пару слов о том, как наши предки раньше кипятили воду в самоваре в домашних условиях. В самоваре вокруг трубы имеется ёмкость для воды, а в центральной части по кругу выкладывали угли. Когда угли разгорались, дым из самовара шёл по трубе в дымоход печи. Если тяга хорошая, то обычно ведёрный самовар закипал за 15 минут. После топки угли выгребали, высыпали в специальную металлическую или глиняную ёмкость и накрывали плотной крышкой, чтобы прекратить доступ кислорода

 

  • Двухэтажное здание в Покровке, расположенное аккурат между котельной и пилорамой. В советские времена тут трудились работники местного управления и бухгалтерии, ныне кирпичное строение заброшено и медленно разрушается

 

  • На снимке –  старый заброшенный деревянный клуб с кирпичным пристроем, который находится неподалёку от котельной. В советские времена покровские колхозники проводили здесь собрания и отмечали праздники

 

  • Заброшенный покровский дом на улице Центральной. Обратите внимание на дверь, что проглядывает сквозь трухлявые доски в правой части снимка. Избяная дверь отворялась всегда в сени, чтобы уменьшить выход тепла в стужу. В царские и советские времена двери деревенских домов никогда не запирали. Кроме того, во многих деревнях неофициальные местные правила дозволяли входить без стука в дверь избы любому человеку, но при этом – с обязательным стуком в боковое окно (на снимке его тоже хорошо видно) или с позвякиванием щеколдой на крыльце. А ещё в русских деревнях существовало множество приёмов символического очищения дверей. К примеру, на Крещение повсеместно окропляли двери освящённой водой, рисовали на них углём кресты. С этой же целью на дверной косяк или на порог прибивали случайно найденные подкову, нож или обломок косы

 

  • Стог сена для корма лошади, что находится позади дома пенсионера Алексея Цыцулина, расположен на деревянном настиле – чтобы не гнил снизу. Слева у стога лежит лист железа с прибитыми к нему жердями – примитивное приспособление для перевозки сена

 

  • Пустырь, находящийся позади местной котельной. В левой части снимка виднеется заброшенный клуб и целая россыпь деревенских бань. Съёмка – март 2015 г.

 

Дмитрий Макаров. Фото автора.
Использованы материалы с сайта http://rodonews.ru/news_1296502778.html

 

Оставить сообщение