18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-07
Рекламный баннер 300x60px right-2

Их детство пришлось на «сорок трудный год»

14:35 19.06.2015 16+
1349

Сейчас дети живут в мире и счастье. Могут спокойно ходить в детские сады, школы, у многих есть современные гаджеты: телефоны, планшеты, компьютеры, нет недостатка в каких-либо игрушках, ведь в магазине буквально разбегаются глаза от широкого ассортимента всяких мишек, кукол, машинок…

А что было у детей в военное время? Что делали подростки?

В преддверии 22 июня корреспонденты молодёжной редакции решили расспросить об этом бабушек и дедушек, на плечи которых легли тяготы военного и послевоенного времени.

 

Cтаршая сестра пожертвовала ради нас всем

Война…1418 страшных дней и ночей шли мы к победе. Мирное будущее было завоёвано слишком большой ценой: более 27 миллионов погибших, а сколько раненых и искалеченных, скольким нашим соотечественникам война сломала судьбы! Мне всего 18 лет, я не видела военных действий. Но из документальных фильмов и рассказов ветеранов знаю об ужасах тех времён: плен, голод, холод, кровопролитные бои, смерть родных, друзей, соседей… Страшно даже представить, что пришлось пережить людям, но они мужественно пронесли через годы память об этом.

Мои соседи, семья Кикеевых-Зевяко-вых, приоткрыли для меня завесу прошлого и поведали, как же они жили в Выксе в те далёкие сороковые.

Екатерина Ивановна Зевякова (Кикеева) с семьёй – дочерью Светланой и мужем Виктором Ивановичем

Рассказывает Нина Ивановна Кикеева:

– Мне уж 87-й год, детство-то далеко было! Случаев, конечно, разных и интересных много, но всего и не упомнишь, столько лет прошло!

Семья у нас была большая, хорошая, дружная! Было нас в семье семеро: четыре брата и три сестры. До войны жили мы, как и все: не богато и не бедно, а в 41-м, конечно, жизнь изменилась. Отца и братьев забрали на фронт, всё хозяйство осталось на нас – молодых девчонках.

Зимой 1942 года сильно заболела наша мама. Спустя несколько месяцев она умерла. Заботу о семье взяла на себя старшая сестра – Екатерина. Война очень сильно изменила её жизнь, заставила повзрослеть в неполные 20 лет. Жили мы с младшей сестрой Тамарой фактически за счёт неё. Катерина работала на военном складе в Виле. Солдаты приезжали в этот населённый пункт на отдых, на «побывку», а она выдавала им сухой паёк: немного хлеба, консервы и ещё что-то, не помню уже. Если удавалось, приносила что-нибудь из продуктов нам с сестрой. Но жили всё равно впроголодь, сколько помню, кушать хотелось постоянно.

Была ли в то непростое время любовь? Конечно! (смеётся). Полюбила онакомандира части Василия Суворова и вскоре родила от него дочку Светлану. Хотелось им всю жизнь прожить счастливо вместе, но судьба распорядилась иначе. Василий был из Ленинграда (ныне Санкт-Петербург), и ему нужно было уезжать. Долго он звал Катерину с собой, но она не могла бросить нас с сестрой, поэтому отказалась от личного счастья, осталась в Выксе. Позднее, после войны, военнослужащих и работников воинской части отправляли на отдых на юг, в Александрию, но Катя, опять же, не оставила нас и отказалась от поездки. Потом уже, спустя годы, встретила она солдата Виктора Зевякова и вышла за него замуж.

Нам с сестрой тоже пришлось рано повзрослеть и испытать на себе тяготы военного времени. Чтобы как-то прокормить себя, мы пошли работать. Я в 1942 году устроилась на спичечную фабрику, которая размещалась в церкви, и стала трудиться в цехе, где делали спички. Потом нашу продукцию отправляли на фронт. Младшая сестра Тамара училась в ремесленном училище и работала в чугунолитейном цехе на металлургическом заводе. Труд был безумно тяжёлый, так как мужчин на производстве практически не осталось, всю работу приходилось делать женщинам и нам, подросткам.

В 1943-м мы получили известие о том, что в боях за Родину погиб папа. Это стало для нас большой трагедией. Наши братья, Василий, Пётр, Константин и Александр, к счастью, прошли всю войну, получили много наград, дошли до Берлина (!) и вернулись живыми. Нашей радости просто не было предела!

Помню, как уже ближе к концу войны, когда братья были в Берлине, Пётр прислал нам с сестрой наряды. Таких красивых вещей мы не видели ещё никогда в жизни и были счастливы получить их! Конечно же, модничали, надевали их и шли в парк на танцы; думаю, что уж точно были там самыми красивыми!

Позднее мы разъехались: в 1954 году я и Тамара уехали к тёткам в Нижний Новгород устраивать свою жизнь, да так там и остались. Константин после окончания войны переехал в Харьков, а два брата и Екатерина остались жить в Выксе.

Сейчас из сестёр осталась только я. Такая вот судьба у нас была. Все испытания, которые были нам уготованы, мы прошли достойно, и они только сделали нас сильнее.

Надеюсь, что в мире больше никогда не будет войны и людям не придётся испытывать страх, голод, горечь потерь, и над головой всегда будет мирное небо!

Анна Васильева. Фото из архива семьи Кикеевых-Зевяковых

 

Мы дрались за свою Родину

Когда началась война, моему дедушке было 16 лет. Жили они большой дружной семьёй под Житомиром на Украине. Граница была недалеко, и с первых минут вторжения немцев мирные жители испытали на себе, что такое война. Дедушка Костя, или Константин Петрович Рыжов, вспоминает об этом так:

– Накануне, 21 июня 1941 года, возвращался я с дня рождения своей одноклассницы. Пришёл домой, лёг спать и cовсем не ожидал, что следующий день станет началом самой жестокой войны. Проснулся от криков Тамары Ивановны, соседки, живущей в доме напротив. Снарядом убило её мужа. Позже она рассказала, что услышала громкий истеричный лай собаки и выбежала во двор посмотреть, что случилось, из-за чего такой шум-гам. В это время в пристрой дома попал снаряд. А я тогда сразу и не понял, что произошло.

Спустя какое-то время в дом забежали наши солдаты. Мне, отцу и старшему брату приказали одеваться и выходить на улицу. Нам раздали оружие и разделили на группы. Куда попали отец и брат, я не знал. Мы защищали своё село, своих родных и близких, свою Родину. Приказ был задержать немцев до прибытия подмоги. Мы сражались самоотверженно, но силы были слишком неравны. Мы ждали и надеялись, что вот-вот придёт помощь. Шли дни. В голове был ужас, а в глазах надежда, что скоро появится подкрепление. Затем стало ясно, что его уже не будет. Отступали с боями, погибли многие. Тогда из родных в живых остался только отец, но и он через два года погиб.

Так началась эта страшная война для Константина Петровича.

Полина Рыжова

 

Никому не желаю пережить такие испытания

В Выксе не проходила линия фронта, здесь был фронт трудовой. Люди трудились с полной отдачей на благо Родины, делали всё возможное, чтобы приблизить победу. Поэтому не стоит забывать и ветеранов труда. К сожалению, с каждым годом их становится всё меньше и меньше. Мы должны ценить этих людей и радоваться возможности услышать их истории.

Евдокия Петровна СоболеваЛично у меня такая возможность есть, так как моя бабушка Евдокия Петровна Соболева – ветеран труда. Я спросила у неё: «Что такое война?». Она ответила кратко: «Война – это страх божий, я бы никому не пожелала пережить такое». В 1941 году ей исполнилось 10 лет, но она отлично помнит, как началась вой-на. Это был ясный солнечный день, люди возвращались с рынка на лошадях и кричали: «Вой-на! Война! Началась война!». В деревне, где жила бабушка, радиоприёмник был только в больнице. Все сразу потянулись туда.

Собравшись у репродуктора, они услышали страшное: «Без всякого объявления войны германские вооружённые силы атаковали границы Советского Союза». Жителям призывного возраста стали приходить повестки, была организована отправка на фронт. Многие не желали ждать, когда придёт официальная бумага, и уходили добровольцами.

Военные годы были непростыми для всех, люди работали днём и ночью. Особенно тяжело было зимой. Столбики термометров порой достигали очень низких отметок. Однажды в такой мороз бабушка с другими детьми должна была идти пешком за 20 км, чтобы заготовить на зиму дрова. 20 км – для наших современников пройти такое расстояние пешком кажется нереальным, ведь сейчас есть машины.

Но, разумеется, это не самое страшное. Самое страшное то, что в Великую Отечественную войну погибло 27 млн человек, из Выксы – свыше шести тысяч. Бабушка рассказывала, что люди просто боялись возвращаться домой, опасаясь, что получат горестное известие. За эти годы в её семье никто не погиб, но она видела душевную боль, чувство отчаяния и беспомощности в глазах женщин, потерявших своих отцов, мужей, братьев и детей. Бабушка до сих пор не может спокойно вспоминать слова соседки. Та сидела на крыльце и, заливаясь слезами, твердила: «Были бы у меня сизые крылышки, слетала бы я на ясное полюшко да забрала бы своих сыновей и мужа».

Евдокия Павловна Золотова (слева), 1950-е годыВот что вспоминает ещё одна моя бабушка, ветеран труда Евдокия Павловна Золотова: «На узкоколейной дороге собиралось множество людей, чтобы обменять разные вещи на пшено, картошку, муку. Большинство так и жили, только за счёт натуробмена. Но тогда была банда, которая обворовывала людей, а потом продавала украденное. Представляете, как нелегко приходилось тем, кто попадался в руки бандитам! Отбирали всё, а нужно было жить дальше, чем-то кормить семью, детей».

Евдокию Павловну очень впечатлило одно стихотворение, опубликованное в сборнике «Боевые сороковые…», который совсем недавно выпустили специально к Дню Победы. Это стихотворение Валентины Елистратовой, которое как раз и называется «Узкоколейная дорога». Евдокия Павловна выражает большую благодарность автору. Эти стихи она не может читать без слёз, ведь Валентина так точно описала ту самую «узкоколейку».

А в конце нашего разговора Евдокия Павловна рассказала такую историю. Однажды она практически полдня стояла в очереди, чтобы купить хлеб. Наконец получила заветный кусочек и отправилась домой. За ней увязалась большая белая собака. Животное преследовало её до дома и смотрело своими грустными, полными надежды глазами. Но маленькая Дуся не могла поделиться с ней едой, ведь тогда её семье нечего было бы есть. «Я закрыла за собой дверь дома и расплакалась. Глаза этой собаки я запомнила на всю жизнь».

Анастасия Соболева. Фото из архива семей Соболевых и Золотовых

 

Валентина Елистратова

Узкоколейная дорога

Дорога... Могла ты так много...
Дорогою жизни была,
Рабочих везла на заводы,
Товары и почту везла.

Вгрызаясь в лесные массивы,
Дорога росла с каждым днём.
Мужик не жалел своей силы,
А в воздухе пахло смольём.

Составы бежали по линии,
Коней заменил паровоз,
А сколько сосёнок срубили,
А сколько кудрявых берёз!

В вагонах чуть лампы светили
А жизнь шла своим чередом,
Купили, судили-рядили
Все новости: что да почём.

Ревели гармошки в вагонах –
Солдат провожали на фронт,
И песни прощальные пелись
Частушечки с едким словцом.

О том, что фашистам проклятым
Москву ни за что не сдадут,
Им жару добавят солдаты,
И Гитлеру будет «капут»!

Был поезд под номером десять,
«Курихой» тогда звался он,
До Сармы в вагончиках тесных
Вёз граждан, набитых битком.

В тех душных вагонах «Курихи»
В тяжёлые годы войны
Отряды менялок несчастных
С собою салазки везли.

В фуфайках, лаптях, по привычке
В мороз шли они и в пургу.
Чтоб им обменять все вещички
На хлеб, на пшено и муку.

Судьбу они не проклинали,
Не жалко им было вещей,
Домой возвращаясь, мечтали
Скорей накормить малышей...

Лесной не узнать нам сторонки,
Асфальта черёд свой настал.
Проносится в бешеной гонке
Автомобиль мимо шпал.

Дорога... Узкоколейка!
Какою ты важной была,
Тянулась лет двести ты змейкой,
Людей прославляла дела!

 

Пузырьки, стёклышки да тряпичные куклы

Мои бабушка и дедушка родились после войны, но в то время ещё остро чувствовались отголоски военного лихолетья. Из-за тяжёлых условий труда и жизни, из-за голода люди не могли обеспечить своим детям беззаботное детство, но всё равно они верили, что живут в самой лучшей стране, и гордились своей Победой!

Вот что вспоминает моя бабушка Вера Ивановна Комиссарова:

– Я родилась спустя несколько месяцев после окончания Великой Отечественной войны, в октябре 1945 года. Вместе с родителями и младшим братом мы жили в деревне Благодатовке Вознесенского района. Жили очень бедно. Носили вещи, которые нам отдавали соседи или знакомые, и очень редко родителям удавалось съездить в город за обновками. Книг и карандашей тоже не было. Когда пришла пора идти в школу, то папе и маме пришлось приложить немало усилий, много работать, чтобы заработать деньги на самое необходимое для учёбы: тетради, ручки, прочие школьные принадлежности. Игрушками нам в то время служили различные пузырьки, стёклышки и тряпичные куколки, которых мы шили сами.

Что касается продуктов питания, то основным источником существования для семьи был огород: с него получали овощи-фрукты для себя, а остатки продавали на рынке. Родители ездили в город совсем редко, в основном за продуктами, покупали там мясо, макароны и сладости. А что значит сладости (это не как сейчас – глаза разбегаются)? В послевоенное время главным лакомством были халва, мороженое, два-три вида конфет и печенье. Ещё сахар, из которого делали леденцы. Вкуснятина! А про то, что существует ещё много разных конфет и печенья, я узнала, когда училась в старших классах. Жизнь к тому времени уже стала налаживаться. Чаще ездили в город на рынок и по магазинам.

Алёна Комиссарова. Фото из открытых интернет-источников

 

Оставить сообщение