18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-07
Рекламный баннер 300x60px right-2

На арене малый бизнес

10:12 22.05.2013 16+
5656

В воскресенье, 26 мая, – День российского предпринимательства. Это сравнительно молодой профессиональный праздник, учреждённый пять лет назад Указом Президента РФ Владимира Путина от 18.10.2007 г. №1381. Таким образом, государство признало важность роли малого и среднего бизнеса в развитии отечественной экономики. Мировой опыт подтверждает, что предпринимательство – тот необходимый элемент рыночного хозяйства, без которого страны не могут гармонично развиваться. Оно активно способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создаёт естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка, и формирует социальный слой общества.

Развитие предпринимательства в современной России началось, по существу, с появлением закона «О кооперативах» (26 мая 1987 г.), который создал правовую основу для легальной трудовой деятельности в негосударственном секторе экономики и возникновения частных предприятий. Однако понадобилось ещё почти пять лет, чтобы сложилась сколько-нибудь массовая база малого бизнеса. Сегодня у отечественных предпринимателей проблем хватает – в условиях становления экономики и постоянных финансовых кризисов стать успешным и «удержаться на плаву» не так-то просто.

Больше трети местных предпринимателей заняты в сфере торговли и общепита
Как развивается предпринимательство в Выксе? Так ли мал местный малый бизнес, какие «экономические ниши» он заполнил? Об этом мы попросили рассказать заместителя главы администрации городского округа по социально-экономическому развитию Оксану
Габдрахимову.

– Малый бизнес сегодня является одним из важных элементов роста экономического потенциала Выксы, повышения конкурентоспособности и обеспечения социальной стабильности. Именно поэтому развитие предпринимательства входит в число приоритетных задач социально-экономической политики администрации городского округа. В целом в Выксе предпринимательский сектор работает достаточно успешно и охватывает практически все основные виды экономической деятельности. В его сферу прямо или косвенно вовлечены все социальные группы жителей муниципального образования. Сейчас на территории округа действует 2597 субъектов малого и среднего предпринимательства (СМП), в 2011 году было 2509. В них трудится 12 545 человек, то есть  30,1 % от общего числа занятых во всех отраслях экономики. За последние пять лет среднесписочная численность работающих на предприятиях малого бизнеса  увеличилась на 141,7%.

– В каких сферах работают предприниматели?

– Преимущественную долю в малом бизнесе составляют объекты торговли и общественного питания – 34,1%, строительной деятельностью занято 30,3 % СМП, обрабатывающим производством – 11,2 %, сельским хозяйством – 5 %, в транспортной сфере – 3,2%, в бытовом обслуживании населения – 2,5 %.

В городской бюджет от объектов предпринимательства поступает 78,6 млн руб. налогов (9,9% от общей суммы налоговых поступлений в местный бюджет). Кроме того, малый и средний бизнес способствует формированию среднего класса, смягчает социальную нагрузку на бюджет.   

– Что сделано в округе для малого бизнеса?

– Реализована Программа развития и поддержки малого предпринимательства Выксунского муниципального района Нижегородской области на 2008-2012 годы и долгосрочная целевая Программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства г. Выкса на 2011-2015 годы. Сегодня эти программы объединяются в одну. В прошлом году на мероприятия по развитию и поддержке малого бизнеса было выделено 55,787 млн руб., в том числе из федерального бюджета – 50, 923 млн руб., из областного – 1,324 млн, из местного – 3,54 млн.

Основной объём средств был направлен на строительство бизнес-инкубатора. В этом году запланирован его ввод в эксплуатацию. Он станет самым значимым элементом инфраструктуры округа по поддержке малого и среднего предпринимательства. На базе бизнес-инкубатора предполагается размещение около 30 коммерческих компаний, занимающихся промышленной и сельскохозяйственной деятельностью, строительством, оказанием услуг в сфере ЖКХ и связи, развитием туризма. Помещения будут предоставляться на конкурсной основе.

В 2012 году впервые была оказана финансовая поддержка начинающим предпринимателям на общую сумму 1,5 млн руб. Конечно, это не так много, но всё же дополнительный стимул для развития предпринимательской среды был дан.

За лучшую организацию работы по поддержке малого бизнеса в 2012 году в областном конкурсе нашему городу присуждено второе место. Реальными результатами проведённой работы стали проекты, реализация которых планируется в текущем году: строительство боксовой автостоянки, металлоперерабатывающего цеха, производственных зданий по переработке лесоматериалов, торгового комплекса, специализированных магазинов «Живая рыба» и «Спорттовары», комбината бытового обслуживания.

Несмотря на положительные тенденции, проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса городского округа, остаются, и связаны они как с финансовым обеспечением (отсутствие стартового капитала у начинающих предпринимателей, высокие процентные ставки по банковским кредитам, их краткосрочность), так и с административными и контрольно-разрешительными органами, недобросовестной конкуренцией, недостатком производственных и офисных площадей и т.д. Над решением этих проблем и предстоит работать администрации в этом году, не упуская из виду, конечно, и развитие малого бизнеса в таких областях, как инновации, жилищно-коммунальное хозяйство, социальная сфера и ремесленничество.

Как государство готово помогать
В областном бюджете на реализацию комплексной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в 2013 году предусмотрено 58 млн рублей. Кроме того, планируется привлечь на эти цели 400 млн рублей из федерального бюджета.

– Задача органов местного самоуправления и самих предпринимателей – разработать действенные муниципальные программы с обязательным финансированием из местного бюджета, – заявил министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Денис Лабуза.

Он подчеркнул, что в данный момент в регионе формируется полноценная инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В муниципальных районах и городских округах  действуют 42 центра поддержки предпринимательства и фонда, создаётся сеть бизнес-инкубаторов. В настоящее время в области функционируют пять бизнес-инкубаторов (в Нижнем Новгороде, р.п. Тоншаево, Дзержинске, Заволжье, Павлово), Региональный венчурный фонд, Агентство по развитию системы гарантий для субъектов предпринимательства, Фонд микрофинансирования.

– Основной задачей создаваемой инфраструктуры поддержки малого бизнеса является обеспечение предпринимателей квалифицированными услугами по различным аспектам бизнеса, – пояснил Денис Лабуза. – В 2013 году намечен ввод в эксплуатацию ещё двух бизнес-инкубаторов – Выксе и на Бору, а также более 35 центров и фондов поддержки предпринимательства.

По данным областного министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг,  в прошлом году в регионе получили софинансирование 277 субъектов малого и среднего предпринимательства, что позволило создать 865 рабочих мест и сохранить имеющиеся. В этом году планируется предоставить 35 млн рублей из областного и федерального бюджетов на софинансирование муниципальных программ поддержки предпринимательства 14 районам и городским округам.

– Каждое муниципальное образование на 500 тыс. рублей, направленных из муниципального бюджета, получит поддержку в размере 2,5 млн рублей из областного и федерального бюджетов, – сообщил министр. – А это уже более высокий уровень софинансирования, позволяющий расширить спектр мероприятий поддержки предпринимателей и значительно увеличить число её получателей.

Какую поддержку можно получить
Субсидий для поддержки малого бизнеса довольно много. Познакомим с некоторыми из них:

* Субсидирование затрат на покупку оборудования и техники в лизинг. Субсидия предоставляется по действующим договорам лизинга, заключённым не ранее 01.01.2011 г.  Она составляет 100% размера первого взноса по договору лизинга оборудования (за исключением оборудования, предназначенного для оптовой и розничной торговой деятельности), но не более 2 млн руб., по договору лизинга транспортных средств – не более 1 млн руб. в текущем финансовом году.

* Компенсация части расходов на приобретение оборудования. Субсидии предоставляются на софинансирование затрат по покупке нового оборудования для создания, развития или модернизации производства. Сумма субсидии до 3 млн руб., но не более 50% произведённых расходов. Эта поддержка предназначена субъектам малого и среднего предпринимательства (СМП), в которых численность работников 30 и более человек, если СМП зарегистрирован и осуществляет деятельность на территории Нижегородской области более одного года. Оборудование должно находиться на балансе предприятия.

* Возмещение затрат по оплате образовательных услуг. Субсидия предоставляется субъектам малого и среднего бизнеса в целях компенсации расходов, связанных с подготовкой, повышением квалификации как самих предпринимателей, так и их сотрудников при продолжительности обучения не более 100 часов. Субсидия составляет 80% от произведённых затрат, но не более 20 тыс. руб. на каждого сотрудника или предпринимателя в пределах финансового года.

Все субсидии предоставляются на конкурсной основе. Более подробную информацию можно получить на сайте www.msp.nnov.ru.

От повышения налогов в местном бюджете денег не прибавится
Ещё в прошлом году в налоговом законодательстве произошли изменения: возросли обязательные страховые взносы для индивидуальных предпринимателей. Как это отражается на малом и среднем бизнесе? Мы пригласили к диалогу генерального директора ООО «Торговая компания «Континент», председателя правления союза предпринимателей Выксунского района Вячеслава Бурмистрова.

– Вячеслав Владимирович, Вы в предпринимательстве не новичок. Когда было проще начать свой бизнес – в годы перестройки или сейчас, по прошествии двадцати лет?

– Конечно тогда, когда малый бизнес только стал формироваться. Трудностей и в то время было немало, но иного характера: не хватало экономических знаний, не у кого было перенять опыт. Набивали шишки и осваивали тонкости бизнеса по ходу дела. Но тогда не было проблем с арендой помещений, не требовался такой большой стартовый капитал.

Сейчас условия для начала бизнеса более жёсткие: и деньги нужны другие, чтобы открыть своё дело, и подходящее помещение найти непросто, а ещё есть проблема с  квалифицированными кадрами. Сейчас, правда, мы свой штат не пополняем – справляемся имеющимися силами, так как в торговле – напряжённое затишье.

– С чем оно связано?

– Со снижением покупательской активности. Взять статистические данные – вроде и зарплаты растут, и пенсии, но у людей также увеличиваются расходы на «коммуналку», медицинские и прочие необходимые услуги. О том, что стоим на пороге очередного кризиса, мне было ясно ещё год назад, и когда мы выберемся из этой ситуации, сказать сложно. Спад в отечественной экономике в целом, а это не может не отражаться на малом бизнесе.   

– Ваше отношение к увеличению предпринимателям налоговых обязательств?

– Оно не приведёт к ожидаемому результату. В прошлом году налоги повышали, но в результате поступления средств только снизились. Согласен, предприниматели тоже должны позаботиться о будущей пенсии, но введённые изменения в налоговое законодательство уравняли всех ИП, хотя доходность бизнеса у всех разная. Кроме того, многие занимаются малым бизнесом помимо своей основной работы на каком-то предприятии, где уже платят обязательные страховые взносы. У этих людей получается двойное отчисление в систему пенсионного страхования, однако две пенсии им платить не будут. Складывается впечатление, что закон о повышении тарифов обязательных страховых платежей разрабатывали люди, далёкие от проблем малого бизнеса либо лоббирующие интересы сетевых компаний, стремящихся к перераспределению рынка, которым не нужны мелкие предприятия. В итоге часть индивидуальных предпринимателей просто «уйдёт в тень», кто-то свернёт свой бизнес, а поступления в местный бюджет снизятся. Кстати, крупные сетевые компании платят налоги по месту регистрации, а не там, где имеют свои торговые центры.

Жаль, что в преддверии праздника приходится говорить о проблемах, но такова наша действительность. Главное – не падать духом! Не первый кризис переживаем и с этим справимся. От души поздравляю всех предпринимателей с праздником. Желаю всем здоровья, оптимизма и упорства в достижении намеченной цели.

«Упрощёнка» превратилась в «усложнёнку»
Мебельный цех индивидуального предпринимателя Павла Кокорева в Выксе знают многие. Сюда обращаются и из соседних районов. За 18 лет работы сформировалась своя клиентская база, значительно расширился ассортимент выпускаемой продукции, усовершенствовались технологии изготовления мебели, улучшились условия для тех, кто здесь трудится. На отсутствие заказов предприниматель тоже не сетует, проблема в другом – обилие документации, наличия которой требуют контролирующие органы. Во время нашей встречи Павел Иванович изучал акт очередной проверки – 92 пункта проверяли, цех приравняли к крупному предприятию – тут уж не до шуток.

Другая проблема – количество различных обязательных платежей. Казалось, работает по упрощённой системе налогообложения, а каждый месяц необходимо производить около 20 видов отчислений. Вот и получается, что «упрощёнка» превратилась в «усложнёнку». Повышение размера обязательных страховых взносов в системы пенсионного и медицинского страхования, как признался предприниматель, «по карману» больно не ударило: всё-таки производство мебели – это не ремонт одежды. И всё же новшества в налоговом законодательстве озадачили: почему всех индивидуальных предпринимателей «причесали под одну гребёнку»? Кто от этого выиграет?

Есть и ещё вопросы на тему «кто от этого выиграет?» Раньше мебельный цех Кокорева успешно сотрудничал с муниципальными учреждениями дошкольного образования, социально-культурной сферы, обеспечивая их добротной продукцией собственного производства. Теперь все муниципальные заказы выставляются на электронные торги. Заказ, как правило, общий на несколько детских садов, то есть объёмный, поэтому мебельному цеху его попросту не осилить. Выигрывают крупные поставщики из различных регионов, с которых потом в случае чего и за плохое качество продукции спросить сложно. И кому от этого польза?

Сейчас мебельный цех ориентирован на частные заказы, предлагает клиентам продукцию на любой вкус: от классических диванов и кресел до деревянной мебели «под старину». Идея изготавливать мебель в стиле «винтаж»  принадлежит Павлу Ивановичу. У него особое отношение к дереву. Теперь вот увлёкся резьбой, на досуге мастерит удивительные изделия. Это хобби и от проблем отвлекает, и новые идеи для развития производства «подбрасывает». А без них в своём бизнесе никак нельзя.  

Оставить сообщение