С ним мы встретились на берегу старицы Оки, куда он приехал не только на бардовский фестиваль, но и просто отдохнуть с супругой. От солнцепёка мы укрылись в одном из летних домиков.
– В прошлый раз мы говорили о юбилее «Артека», где Вы трудились с 1981 по 1984 годы. Но это не единственный детский лагерь, оставивший в Вашей жизни заметный след: был ещё «Звёздный».
– Да, работал его начальником более 10 лет. А пришёл туда из школы, скажу честно, потому что зарплата предполагалась больше и квартиру дать обещали, и то и другое очень важно для семьи.
– Но не только же в материальном дело – интересно, наверное, тоже было?
– Прежде всего появилась возможность реализовать опыт, полученный в «Артеке». Вкладывал в работу, всё, что мог, что умел. Нужно ли было «менять» лагерь, когда я пришёл? Нет. Задача стояла – сохранить имеющиеся ценности, во-первых. Во-вторых, создать условия для сплочённости в коллективе. Конечно, главный человек в лагере – вожатый, но... Не должно быть так, чтобы занятые в хозяйственной части (как принижая ценность профессии, говорили – «бочкомои») отдалялись от остальных. Очень сложно простроить здоровые связи, есть теория правильного развития временного коллектива, об этом написано много книг, это целая наука. Я старался, хотя конфликтные ситуации случались. Чаще всего я их комментировал так: «Успокойтесь и идите к детям». Повторю, от вожатого в лагере зависит многое, в его работе никакой халатности, вольного отношения к обязанностям быть не должно. Не может быть мелочей, когда речь идёт о безопасности ребёнка. В-третьих. «Артек» – большой брат, с него нужно брать пример и транслировать его идеи на детские загородные лагеря по стране. Бытовала шутка, у нас в провинции «либо пашут, либо пляшут», но нужно-то было давать ребятам возможность развиваться в условиях временного коллектива. Самое важное, что даёт лагерь детям, – шанс вернуться домой изменившимися. У себя в школе, во дворе он может слыть разгильдяем, бесталанным, а сюда приезжает в обстановку, где о нём нет сложившегося мнения, и ребёнок может заново проявить себя, как хочет и в чём хочет, не боясь, не стесняясь. В-четвёртых, приходилось бороться с определённым видом пошлости. В лагерях она всегда присутствует в той или иной степени, в нашем случае – подростковые песни «про тёплые трусы» по вечерам и т.д. Работать было интересно, потому что сложно. И в процессе я бывал не прав, иногда вёл себя неподобающим образом (многого не знал, не хватало опыта), за что извиняюсь. Вообще, о «Звёздном» я могу говорить долго, но важно вовремя остановиться и уметь уйти вовремя тоже нужно. Прожитые годы оставляют отпечаток на внешности и характере человека, а если ты работаешь в детском лагере – должен соответствовать, внешне быть молодым и активным. Когда чувствуешь, что «поизнашиваешься», работа становится в тягость – пора её менять. В начале 2000-х я так и сделал, приняв предложение Валерия Павловича Анисимова.
– А любовь к музыке когда появилась?
– С детства.
– Первые песни?
– Дворовые. (Александр Фёдорович берёт в руки гитару, компанию ему в качестве аккомпаниатора составляет его друг Владимир Белов. Так встреча ради интервью перерастает в импровизированный концерт. «Мы предпочитаем камерность», – отвечает мне «званый гость», когда я спрашиваю, собирается ли он прийти на бардовский фестиваль не в качестве зрителя, а с инструментом. Среди первых исполненных им песен, конечно, не дворовые прошлых лет, а композиции на стихи Елены Столяровой, самого Александра Жукова, в том числе известные многим «Зори Красные» – прим. ред.)
В глубине России пряслинной,
По-над водами Оки,
Путеводной нитью-трассою
Улиц Выксы огоньки.
И встречают Зори Красные
Лето пухом тополей,
И ласкает небо ясное
Кроны парковых аллей.
– Многие Ваши стихи и песни посвящены Выксе. Город – главный источник вдохновения?
– Писать – порыв, возникающий в определённый момент. Почему? Стихи – это ведь один из способов запечатлеть мгновение. Вот сейчас той сосны на перекрёстке уже нет, а в моих стихах она осталась.
Чувствам нежным нерастраченным,
Ожиданиям весны
Для свидания назначим мы
Перекрёсток у сосны.
– Вот Вы – творческий человек, много лет работали с детьми. Что заставило пойти в политику?
– В политику человек обычно идёт, чтобы: а) повысить свой статус, б) влиять на работу исполнительных органов, контролировать то, что происходит в родном городе.
– Сейчас Вы являетесь помощником депутата Законодательного собрания. От этой работы получаете моральное удовлетворение?
– Когда реально помогаешь людям, конечно.
– Для Вас кофе он или оно?
– Я учитель русского языка, кофе – он. Как-то сидя в кабинете у начальника дружины «Хрустальная» Ерохина я, помню, захотел блеснуть знаниями. А на столе у Сергея Вячеславовича стояли чашки с кофе. Как бы невзначай спрашиваю: «Чей кофе?». Он посмотрел на меня: «Твой Саша, твой».
– Сколько проработали учителем?
– С 1986 по 1992-й.
– Что самое сложное в педагогике?
– Есть система образования, а есть твоё видение и понимание того, как лучше преподнести материал детям. Нужно уметь совмещать и требуемое системой, и личный подход. Например, есть определённые методы запоминания, связанные со зрительной памятью. Мне, например, на уроке нужно было объяснять понятия антонимов, синонимов… Ребятишкам-пятиклассникам буквально показывал картинки в виде опорных сигналов, что есть полисемия. Мне до сих пор многие говорят спасибо: «Вы на-учили нас не зазубривать, а понимать». Я за то, чтобы использовать возможности, предоставленные человеческим организмом (как то – зрительные образы человек запоминает лучше), а старая, советская школа, при всех её достоинствах, склонна к муштре. И обязательно нужно учитывать, что каждый ребёнок развивается в своём темпе и к каждому необходимо найти индивидуальный подход. Когда говорят «да в этом классе половина детей «не дотягивают до уровня», значит – и сами учителя «не дотягивают». Кроме того, детей надо уметь заинтересовать учёбой, без этого никак. Важен творческий подход. А вообще самое сложное в педагогике – найти себя и следовать своим убеждениям.
– Ваш день рождения приходится на День семьи, любви и верности. Какой должна быть семья?
– Семья – основа для каждого человека, всё остальное для меня второстепенно. Моё отношение к ней, как к святыне. Если говорить о взаимоотношениях, то я бы выделил взаимотерпение и взаимоуважение. И ещё: над семейными отношениями нужно работать. Им вредят любые зависимости, включая табакокурение, употребление алкоголя. Я сам уже пять лет как отказался от спиртных напитков, не курю с рождения дочери. Также, думаю, важно, чтобы между мужем и женой не было потеряно чувство стыдливости, это помогает сохранить какие-то элементы новизны в совместном житье, сокровенность. Часто говорят, что любовь убивает быт. Как мне кажется, несмотря на все домашние дела и хлопоты женщина не должна переставать заботиться о себе. От женщины вообще зависит многое, если не всё. Мудрые женщины способны сделать своего мужчину великим.
– Что для Вас важнее – любить или быть любимым?
– Отдавать, дарить – важнее.
– Чему храните верность?
– Своим принципам.
– Когда мы говорили об «Артеке», Вы признались, что иногда Вам снятся сны о нём. А море в своих снах видите, ведь была же мечта сдать моряком?
– Я окончил мореходную школу. Эта морская романтика, особенно форма, конечно, вспоминается.
– Одно из ваших увлечений – рыбалка. Самая большая пойманная рыба?
– Лещ в 3 кг, я сам испугался, когда начал тянуть спиннингом что-то такое тяжёлое.
– Есть информация, что иногда порыбачить с Вами отправляется жена, Людмила Дмитриевна. Она поддерживает все Ваши начинания?
– Да, мы два сапога – пара. В семейных отношениях важную роль играют общие интересы. Изредка беру её с собой рыбачить, не часто, потому что женщины менее неприхотливы, чем мужчины – поесть нужно взять, например, а я могу без этого, и т.д.
– Ваши дети такие же музыкальные как Вы?
– Да. Детей нужно приобщать к искусству, к образцам мировой культуры. Даже если потом они будут отрицать классику, представление о шедеврах мирового искусства у них должно быть. Мила закончила музыкальную школу по классу фортепиано. Спасибо, что на этом настоял Сергей Петраков. А сын в 18 лет решил пойти учиться в музыкальную школу по классу гитары. Музыкальное воспитание делает человека более тонко чувствующим окружающую действительность.
– Какую музыку, помимо классики, слушали Ваши дети?
– В социальных сетях Мила с Сашей находили и слушали «Король и Шут», а Миле нравился ещё и Rammstein. Мне кто-то задавал вопрос: «А вам это всё нравится?». Мне – нет, но я уважаю увлечения своих детей.
– Дайте прогноз: завтра будет лучше, чем вчера?
– Обязательно.
Мы женщине несём земной поклон
За бездну чувств, страдания и грёзы,
Лишь счастья навернувшиеся слёзы,
На лицах ожидая примадонн.
Мы чаще комплименты говорим,
Внимания оказываем знаки.
Вам все цветы: гвоздики, розы, маки –
Единственным, любимым и родным.
Желаем вам поболее добра,
Здоровья вам желаем мы и веры,
В надежде уповают кавалеры,
Что завтра будет лучше, чем вчера.
– Ещё один музыкальный вопрос (я же знала, что с гитарой будете): какая Ваша песня подходит к сегодняшнему дню – лето, бардовский фестиваль…
– Тональность песни в ля-минор
В надежде чувства передать.
Лениво тлеющий костёр
За продолжение играть.
А что московский господин
В кругу недремлющих немфид?
Волшебник струн, рифм алладин
Наш друг – Сергеев Лео... нид?
На Пристанском, на берегу
Сдержать эмоций не могу.
Особый дух, святой Грааль –
Наш фестиваль, наш фестиваль!
– О чём мечтаете, к чему стремитесь?
– С годами приходит мудрость, которая не позволяет ниспускаться до выяснения отношений и всем, с кем оказывается не по пути, просто хочется пожелать удачи. Сегодняшняя моя мечта – выполнимая. Совершенствуюсь в творчестве, вместе с Владимиром Беловым трудимся над интересными проектами (встречаемся два раза в неделю, но не спешим, работаем в удовольствие). Хочется расширить нашу компанию, привлечь людей, играющих на других инструментах, например, на перкуссии. Я уверен, что каждый прожитый день должен быть небесполезным, нужно оставить после себя творческое ли наследие, добрую ли память людям… А главное, о чём мечтаю, – о благополучии детей.
Ксения Абдулхакова. Фото Ксении Леухиной