18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-07
Рекламный баннер 300x60px right-2

Пол деревни, пол деревца

10:59 26.08.2015 16+
7056

С полной уверенностью можно лишь сказать, что зарождалась она в крайне непростой для государства период, когда люди в поисках лучшей жизни массово покидали обжитые места. На протяжении нескольких сотен лет в нашей стране проходил постоянный процесс осваивания новых территорий, поскольку определённая часть населения всегда была «в движении», но на рубеже XVI-XVII веков переселенцев  было особенно много. 

Причин, из-за которых в Русском царстве периода XVI-XVII веков простой народ оставлял родные дома, можно с ходу привести добрый десяток, но самые основные из них следующие:

  • к XVI веку крестьяне перестали облагаться прямым налогом и, став более самостоятельными, могли переезжать по своему выбору на другие территории;
  • разорение городов и деревень на Руси (последствия Ливонской войны и террора дружинников царя), эпидемии, неурожаи и т.д.;
  • в XVI веке в стране резко увеличилась доля поместного землевладения. На практике это означало, что процесс раздачи служивому народу участков казённой земли во временное или пожизненное личное владение привёл к резкому уменьшению численности черносошных крестьян (категория людей на Руси в XV-XVII веках, которые трудились не на помещиков, а в пользу государства – прим. авт.) в центре страны. В результате практически все земли в этих районах были заброшены, поскольку крестьяне массово покидали прежние места обитания.

Издавна воскресенье на Руси для верующих – особый выходной день, посвящённый Богу. Потому, следуя давней традиции, раз в неделю полдеревская церковь открывает свои двери для местных прихожан для воскресного богослужения. Этот храм в честь Пресвятой Живоначальной Троицы в советское время был надолго заброшен, работы по его восстановлению начались лишь в 2011 году. Стройка велась рекордными темпами, и уже в сентябре 2012 года епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил чин освященияИстория умалчивает, откуда конкретно прибыли в наши края будущие основатели Полдеревки, но известно, что на здешней территории изначально были все условия для проживания. Наличие источника воды (р. Велетьма и многочисленные лесные родники) и хорошей плодородной земли сыграли решающую роль при выборе места. К тому же, вся окрестность была окружена на много километров густым сосновым бором, а лес – это необходимые стройматериалы и естественная защита от ветра.

Топоним «Полдеревка» в нашей краеведческой летописи имеет несколько вариантов происхождения. Дело в том, что в Средние века на Руси точные и гуманитарные науки находились практически в зачаточном состоянии, а если ещё упомянуть о тотальной неграмотности населения, стоит ли удивляться, что не всегда удаётся установить все даты и события при описании какого-либо населённого пункта. Все четыре версии о происхождении интересующего нас топонима связаны с одним словом «половина», и каждая из этих гипотез в той или иной степени имеет право на жизнь.

 

Версия №1

Весьма экзотическая трактовка происхождения названия деревни («половина деревка») связана с историческим фактом, когда через местные земли в 1552 году проходили войска Ивана Грозного, направляющиеся на взятие Казани. Уставшие воины расположились здесь на отдых, однако во время стоянки разразилась нешуточная буря, и молнией во время непогоды снесло половину дерева, росшего неподалёку от лагеря. Эта гипотеза весьма правдоподобна, однако возникает резонный вопрос: каким же образом переселенцы узнали, как бравые вояки Грозного во время своего похода назвали здешние необжитые земли?!

 

Версия №2

Альтернативная версия-двойник похожа на вышеприведённый вариант с той лишь разницей, что главным фигурантом в этой истории выступает обычный народ. По легенде, странствующие люди, утомившись после дальней дороги, решили заночевать на небольшой поляне, посередине которой стояло дерево. Ночью была гроза, а утром выяснилось, что молния попала в ствол и разломала его до середины.

 

В крепком на вид заброшенном строении зияет огромная дыра слева (вид со стороны автобусной остановки). В царские времена умели строить на века, так неужели каменная постройка сейчас настолько ветхая, что уже начала рушиться? Ответ на сей вопрос неожиданный: оказывается, здание задел по касательной тяжёлый лесовоз и кирпичный угол строения осыпался, не выдержав удараВерсия №3

Есть предположение, что Полдеревка – это бывшая часть соседнего села Чупалейка («полдеревни»). Приводя это объяснение, надо отметить следующее: хотя расстояние между двумя пунктами и минимальное, около трёх километров, полдеревские жители отличались от чупалейцев одеждой, ведением хозяйства и даже речью (тут, по всей видимости, имеются в виду мордовские семьи, проживающие на тот момент в Чупалейке – прим. авт.).

 

Версия №4

Вполне возможно, что название возникло из-за деления при раздаче служивым дворянам («половина деревни»). В качестве доказательства этой версии приводятся данные о том, что местные земли в XVI веке принадлежали дворянину Леонтию Панову, которые затем были разделены между состоятельными людьми в начале XVII века.

…Современному горожанину трудно представить себе те нелёгкие условия, в которых жили русские крестьяне 200 или 300 лет назад. Классическая деревня тех лет – это одна-две улицы с деревянными домами и скудными дворовыми постройками. На протяжении многих десятков лет жизнь обычного землепашца – это ежедневный физический труд, к которому приучали с малых лет, иначе в деревне попросту не выжить. Даже после родов женщина обычно уже на третий день вставала и принималась за домашнее хозяйство. Практически все деревенские семьи царских времён были многодетными, во многих домах одновременно проживало по 10-16 человек. Поместить всех проживающих в одной-двух комнатах крестьянской избы было, конечно, сложно, потому зачастую наверху, под потолком, делали полати – деревянную лежанку, устроенную между русской печью и стеной избы. Грубый стол, за которым обедала вся семья, располагался, как правило, в центре комнаты. Большая русская печь, передний угол с иконами и лампадой, вместо привычных стульев – длинные скамьи. Орудия труда, посуда и одежда в большинстве домов – самодельные. И такую картину из крестьянской жизни периода XVII-XVIII веков можно усмотреть не только в Полдеревке, ибо общие условия быта и труда в небольших деревнях Нижегородчины как две капли воды похожи друг на друга.

Статус села Полдеревка получила в 1859 году, когда на здешней территории была построена церковь Живоначальной Троицы купцом первой гильдии Иваном Ступиным. В послевоенное время этот храм пришёл в запустение, поскольку последнего местного служителя церкви отца Иоанна (Малова) репрессировали в 1937 году. Стоит отметить, что к Троице (в данном случае имеется в виду богословский догмат – прим. авт.) у полдеревских жителей всегда было особое почтение даже во времена большевистского притеснения религии. Во многих деревнях нашего округа с давних лет отмечают престольные праздники. Скажем, в деревне Покровка таким всеобщим праздником был Покров, а вот в Полдеревке жители проводили народные гулянья на Троицу, – в один из главных христианских праздников, отмечавшийся на 50-й день после Пасхи (обычно конец мая – начало июня).

…В конце XIX века Полдеревка получила статус волостного села. К этому времени численность местных жителей настолько увеличилась, что появилась необходимость строить начальную школу. Учеников в местном учебном заведении всегда было много. Такое положение с хорошей наполняемостью сохранялось вплоть до 70-х годов XX века.

Чупалейский краевед И.А. Колобаев приводит данные из источника 1913 года, где указывается, что на тот момент «Полдеревская волость была одной из 29 волостей Ардатовского уезда Нижегородской губернии». В начале XX века в селе насчитывалось свыше 700 домов, и это число не было конечным, поскольку общее количество местного населения постоянно увеличивалось. Разумеется, работы на всех не хватало, и потому часть людей уходили в местные леса заготавливать дёготь. Полученный продукт частично продавали, какую-то долю использовали в хозяйстве (например, дёгтем смазывали ступицы колёс в телегах), а часть использовали для лечения детей и домашнего скота.

Впрочем, до прихода к власти большевиков далеко не все местные крестьяне проживали в большой нужде, были среди них и зажиточные. Например, полдеревский житель Иван Андриянов владел мельницей и большим двухэтажным кирпичным домом, в котором располагались медицинский пункт и магазин. После раскулачивания Андриянов был вынужден уехать в Кулебаки, а Советская власть использовала конфискованный дом в интересах жителей. В частности, магазин и медкабинет остались на прежних местах, а на втором этаже здания открылись сельский клуб и библиотека.

В Полдеревскую волость определённое время входили выселки (виды крестьянских поселений – прим. авт.) Новоилькино, Новая и Шернавка, деревня Чупалейка и, собственно, сама Полдеревка. После прихода к власти большевиков уезд была упразднён постановлением от 13 марта 1919 года, после чего вышеперечисленные населённые пункты включили в состав Новодмитриевской волости. Спустя ещё несколько лет, в ходе административно-территориальной реформы в СССР, всё уездно-волостное деление было заменено районным. После выхода постановления от 14 февраля 1928 года сёла и деревни бывших Полдеревских и Новодмитриевских волостей окончательно перешли в состав Выксунского округа.

В 1921 году из-за нехватки земельных наделов 28 крестьянских семей покинули Полдеревку, но переехали относительно недалеко – всего на несколько километров дальше от прежнего места проживания. Вчерашние переселенцы стали активно осваивать новую площадь, в результате чего на географической карте страны появилось новая деревня – Тумалейка. А спустя семь лет полдеревские жители основали ещё один населённый пункт, и случилось это после страшных пожаров в 1928 году, когда в селе сгорел 101 дом. Погорельцы не стали отстраивать новые избы на прежнем месте, а снова переселились на соседнюю территорию. Результат этих переездов – появление деревни Красный Родник, находящейся в 12 км от Полдеревки.

Так уж получилось, что в богатой местной истории не единожды случались печальные события, связанные с различными бедствиями и стихиями. Село словно магнитом притягивало к себе огонь и ветер. Спустя несколько лет после вышеописанного пожара, 7 июня 1935 года, разразилась страшная буря, нанёсшая значительный вред постройкам и посевам. Через 26 лет, в 1961 году, в Полдеревке во время второго мощного пожара пламенем было объято 15 домов. А относительно недавно, в 2009-м, здесь произошло ещё одно ЧП с возгоранием, и тогда огонь распространился на 10 построек. Три мощных пожара за 80 лет в одном пункте – это, безусловно, трагедия. Будто сама судьба испытывала селян на прочность, но всё же часть полдеревских жителей в дальнейшем находили в себе силы не покидать родной уголок и отстраивали здесь свои дома заново.

 

Самые заметные даты и события в Полдеревке за последние 100 лет:

Полдеревка, съёмка – июль 2015 г. На момент выхода статьи в селе числилось 60 домов, в которых проживают постоянные жители, и ещё 40 построек используются приезжими как дачи

1922 г. – полдеревские активисты Я.В. Саратовцев, Н.А. Макаров и И.С. Курицын организуют становление Советской власти в селе мирным путём.

Конец 20-х – начало 30-х гг. прошлого века – общая тяжёлая экономическая ситуация в стране приводит к тому, что в Полдеревке усиливаются безработица и обнищание местных крестьян. Например, работая на лошади и получая за свой труд в среднем 30 рублей в месяц, обычный житель еле сводил концы с концами. Для сравнения – цены 1928 года: фунт подсолнечного масла тогда стоил 1 руб. 60 коп., десяток яиц от 30 до 70 коп., а за пуд муки на рынке просили до 20 рублей.

1933 г. – в селе образован колхоз, названный в честь тогдашнего наркома по военным и морским делам СССР Климента Ворошилова.

1957 г. – в юбилейную годовщину Октябрьской Революции происходит переименование местного колхоза в «40 лет Октября». С каждым последующим годом полдеревский колхоз набирал обороты и в дальнейшем включал в себя следующие животноводческие объекты: сушилка, конюшня, овчарня, телятник, два коровника (в обоих было по 12 групп крупно-рогатого скота, каждая насчитывала по 27-30 голов).

1964 г. – запуск полдеревского рыбопитомника, на тот момент входившего в состав Горьковского рыбокомбината. На балансе сельского рыбхоза имелись несколько прудов – выростной, запасный, нагульный, нерестной и зимовальный.

1965 г. – образован совхоз «Чупалейский», в объединённый состав которого вошёл полдеревский колхоз. После интеграции двух соседних хозяйств в селе был построен курятник для разведения домашней птицы.

70-е годы прошлого века – наивысшая точка социального благополучия в Полдеревке. В эти годы в селе функционировали школа-четырёхлетка, магазин, ФАП, кузница и библиотека.

1990 г. – после того, как все рыбные хозяйства области были переведены на самостоятельный баланс, полдеревский рыбхоз наращивает темпы роста по выпуску рыбной продукции, и в этом же году сдал в эксплуатацию три новых двухквартирных дома для своих работников.

Начало-середина 90-х годов прошлого века – полдеревское отделение совхоза «Чупалейский» после ряда преобразований переименовано в ТОО «Полдеревское». Общая экономическая неустойчивость в стране приводит к тому, что часть жителей (в первую очередь, молодёжь) уезжает из села.

2001 г. – банкротство ТОО «Полдеревское».

 

На момент выхода статьи частный «Рыбхоз «Полдеревский» по-прежнему успешно функционировал, и в нём были заняты на работах полтора десятка местных жителей. То есть худо-бедно проблема с занятостью населения здесь частично решена. Несколько лет назад двери для прихожан открыла восстановленная Троицкая церковь. В Полдеревке работает магазин, есть водопровод, но нет газа и фельдшерского пункта, а это всё-таки серьёзные минусы для современного села. Тем не менее, жизнь тут идёт своим ходом, и первое доказательство этого утверждения – гуляющие дети на улицах села. Однако ни одной игровой площадки для детских занятий, кроме самодельной песочницы возле одного из домов, здесь обнаружить не удалось.

– Я люблю своих земляков и всегда радуюсь, когда в наш клуб селяне приходят отмечать разные праздники. Село живёт, а мы продолжаем его летопись, – рассказывает о нынешнем положении дел в Полдеревке заведующая местным Домом досуга Валентина Зайцева. – Конечно, развитие здесь идёт не такими быстрыми темпами, как в других крупных сёлах нашего округа, но, к примеру, за последние несколько лет в Полдеревку переехали несколько семей. Значит, по-прежнему нужна людям деревня, есть желание уехать от городской суеты и трудиться на своей земле. Надеюсь, число приезжих и впредь будет увеличиваться, хватит нашим деревням терять людей, пора навёрстывать упущенное…

 

Дмитрий Макаров. Фото автора. 
Редакция «ВР» благодарит И.А. Колобаева и В.И. Зайцеву за помощь в подготовке материала при написании статьи

 

Оставить сообщение