18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-07
Рекламный баннер 300x60px right-2

Мы выбираем, нас выбирают…

20:31 07.10.2015 16+
1264

Мы говорили об этом событии в его преддверии с главой МСУ Игорем Матюковым: материал был опубликован в номере за 9 сентября. Тогда речь шла не столько о грядущем форуме, сколько об участии представительной власти в обсуждении вопросов, решаемых на региональном и федеральном уровнях, насколько мнение «низов» учитывается «верхами» и каким способом оно доводится до ответственных лиц. То есть насколько мы с вами влияем на политику в стране, потому что представительные органы представляют-то именно нас и наши интересы, по крайней мере так должно быть в идеале. И вот мы возвращаемся к теме уже по итогам Дмитровского форума, а также по результатам визита в наш округ представителей аппарата Законодательного собрания области: что в приоритетах, где обсуждалось, когда и как отразится на жизни выксунцев.

 

В поддержку предпринимателей

Международный экономический форум в Дмитрове занял 5000 кв. метров выставочной площади, собрал представителей 200 муниципалитетов России, 900 участников (в том числе иностранных). Цель, которую поставили организаторы, – обменяться опытом и обсудить стратегические инициативы социально-экономического развития муниципальных образований, новые модели экономического роста, определяющие повышение качества жизни человека.

«Вы узнаете, что думают о развитии экономики муниципальных образований председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин, губернатор Московской области Андрей Воробьёв, президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин», – приглашал на форум глава Дмитровского района Валерий Гаврилов. Мнения действительно были озвучены, и после этих выступлений каждый их услышавший также составил собственное мнение, как и глава местного самоуправления нашего городского округа Игорь Матюков:

– Дмитров – город с богатой историей и замечательно, что форум состоялся там. Есть чему по-учиться у властей именно этого муниципального района, бюджет которого на 40% обеспечивается малым и средним бизнесом. По России этот показатель – около 20%, в Выксе – примерно 10%. Помимо обмена опытом подобные мероприятия важны тем, что позволяют узнавать из первых уст, какие тенденции задаёт Федерация: руководителям муниципалитетов обязательно необходимо находиться в курсе событий. Основной тренд, который отметили спикеры, – усиление влияния местного самоуправления, в том числе на экономику. Сергей Нарышкин, например, выступая, говорил о необходимости повышения муниципального представительства в экспертных советах при Госдуме.

Сергей Нарышкин, председатель Государственной Думы РФ: «В Государственную Думу вносится много заведомо бесперспективных законопроектов по сфере муниципального управления, включая региональные инициативы, которые чаще всего поступают к нам в обход Совета законодателей. Напомню, Совет законодателей – совместная площадка Федерального парламента для анализа законодательных инициатив. И это при том, что решение федеральным законом узких, сугубо местных проблем далеко не единственная дорога, по которой необходимо двигаться.

Я предложил бы более активно проводить ротацию составов различных экспертных Советов при Государственной Думе и её комитетах, повышая в них муниципальное представительство за счёт действительно авторитетных правоведов и экономистов, которые специализируются в сфере муниципального права и управления».

И не только Сергей Евгеньевич отмечал то, что нужно больше обращаться к муниципалитетам, активнее работать с ними. Как я упомянул, доля малого и среднего бизнеса в бюджетах образований в среднем по России не превышает 20%, тогда как в европейских странах этот показатель доходит до 80%: малый бизнес мобилен и способен быстро реагировать на происходящие изменения, потому ставка делается на него. И совершенно ясно, что начинать развивать малое и среднее предпринимательство нужно именно с муниципалитетов, но их также нужно заинтересовать в процессе. Мы же понимаем, что большая часть налогов с того же бизнеса уходит в бюджеты других уровней, на места возвращается лишь малый процент. Районов-доноров гораздо меньше, чем так называемых дотационных. Система должна быть продумана, чтобы и предприниматели, работающие в том или ином городе, понимали, что чем лучше они сработают, тем больше благ получит их город, он будет более благоустроенным, более комфортным – на это пойдут налоги с их предприятия. В нашем бюджете, например, остаются 18% НДФЛ (в 2015 году), 100% налога на вменённый доход, земельного и на имущество физических лиц. В прошлом году, как известно, Совет депутатов проголосовал за посильное для предпринимателей (проводился анализ) повышение коэффициента К2 в ЕНВД – от этого зависит наполняемость бюджета. 

Форум всегда предполагает работу по секциям. Глава местного самоуправления Игорь Матюков принял участие в работе секции, посвящённой теме «Малое и среднее предпринимательство – основа экономического развития муниципальных образований»:

– В ближайшее время в России должна появиться Стратегия развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года. Проект разработан, он уже должен быть внесён в Правительство. Это очень важный и нужный документ, предполагающий системную, целенаправленную работу: как известно, озвучить проблему – уже быть на полпути к её решению. Но хотелось бы, чтобы такие форумы становились площадкой не только для обмена опытом и ознакомления с различными тенденциями, но и для обсуждения подобных, значимых, проектов с возможностью внести в них свои предложения, чтобы при решении вопроса учитывались мнения и муниципалитетов.

 

 

Доли продукции МиСП* в ВВП в развитых странах мира

*Малое и среднее предпринимательство

 

Две головы хорошо, а одна – лучше?

Поскольку форум был форумом именно муниципальных образований, на нём, конечно, была поднята тема Федерального закона об общих принципах местного самоуправления, точнее – произошедших в нём изменениях. Обо всём по порядку.

Закон об общих принципах самоуправления был принят 12 лет назад. Одними из самых значимых поправок в него стали изменения, внесённые Федеральным законом №136 от 20 мая 2014 года. Каждый субъект (в т. ч. регион) получил возможность выбрать для себя наиболее эффективный метод формирования органов местного самоуправления, и вот как объясняет принятое решение федеральный законодатель.

Виктор Кидяев, председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, президент Общероссийского конгресса муниципальных образований:

– Для развития местного самоуправления в нашей стране характерна этапность. С точки зрения меры участия субъектов Федерации в развитии муниципальной власти, их можно выделить три.

На первом этапе с конца 80-х годов ХХ века по 2003 год развитие местного само-управления носило разнообразный, даже противоречивый характер. При этом роль региональной власти была достаточно велика. Второй этап связан с принятием в 2003 году 131-го Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Его со всей уверенностью можно назвать первым и наиболее крупным национальным проектом, начатым Президентом РФ Владимиром Путиным. Этот закон стал частью административной реформы, направленной на чёткое разграничение полномочий между уровнями власти.

Централизация правового регулирования позволила не просто сформировать единую для всей страны модель муниципальной власти. Так было гарантировано закреплённое Конституцией РФ и Европейской Хартией местного самоуправления право граждан на местное самоуправление.

По прошествии 10 лет мы увидели, что региональная власть изменилась, она стала зрелой и ответственной. И мы отказываемся от единого организационного шаблона в пользу вариативности и многообразия форм. На очередном витке муниципального развития федеральный законодатель вновь вручил региональной власти присущие ей в федеративном государстве права в сфере местного само-управления. Этот этап связан, главным образом, с принятием Федерального закона №136-ФЗ. В послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года Президент Российской Федерации одно из первых мест отвёл местному самоуправлению. Он назвал важнейшей задачей развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. Одновременно призвал нас привести ситуацию в организации местной власти «в соответствие со здравым смыслом, с требованием времени».

Отдельно хотел бы обратить внимание ещё на один посыл, последовательно, с начала 2000-х и по сегодняшний день отстаиваемый Президентом РФ: «Местная власть должна быть устроена так – а ведь это самая близкая власть к людям, – чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до неё рукой».

Несмотря на значительные корректировки принципов участия субъектов Российской Федерации в муниципальной практике, с уверенностью можно констатировать: основные подходы к организации местного самоуправления в целом стабильны, при этом правовое регулирование достаточно разработано и позволяет решать практически все вопросы.

Дальнейшее развитие законодательной активности субъектов в части регулирования полномочий будет, очевидно, связано также с совершенно новым для нас институтом их перераспределения. И очень важно создать систему участия органов местного самоуправления в регулировании перераспределения полномочий, сформировать адекватную практику правоприменения, научиться пользоваться новыми механизмами.

Новый этап развития не означает, что все старые проблемы уже решены. Во-первых, сделав существенный задел в части полномочий местной власти, мы должны, с одной стороны, отслеживать результат нашей работы, а с другой – продолжать наводить порядок в полномочиях органов местного самоуправления. Во-вторых, для выполнения поставленной Президентом задачи обеспечения финансовой состоятельности местной власти нам придётся приложить не меньшие, а подозреваю, гораздо большие усилия. И это тема, которой был посвящён Дмитровский форум.

 

Итак, Федеральным законом №136 были расширены полномочия субъектов в части выборов принципов формирования структуры органов МСУ. В Нижегородской области был разработан законопроект, предполагающий замену двуглавой системы управления районами и округами на «одноглавую». Его автором стал председатель комитета Законодательного собрания по вопросам государственной власти области и местного самоуправления Валерий Осокин. Необходимость выбора именно данной формы он объяснил в интервью «АИФ-НН» так: «У руководителя района, города, региона, страны сегодня очень понятные задачи: выполнять все социальные обязательства, исполнять законы, чтобы человек знал, куда обратиться со своими проблемами. Но, к сожалению, федеральный закон чётко не прописывает обязанности главы города и главы администрации. Я полагал, что глава администрации – лишь технический исполнитель бюджета, принятого представительным органом и подписанного главой города. Все изменения в бюджет в любом случае утверждают депутаты – они вправе менять его, сокращать при необходимости. На деле оказалось, что в одном районе у главы администрации одни обязанности, а в другом – другие. Где-то тянет на себя одеяло глава местного самоуправления, где-то – глава администрации.

Люди не знают, к кому со своей болью на приём записываться – к главе города или главе администрации. Правильно это или нет? Мы запросили мнение о законопроекте у всех муниципальных образований региона. Из 52 ответили 47, причём 44 проект поддержали».

Данный вопрос Законодательное собрание должно было рассмотреть ещё на августовском заседании – очевидно, закон торопились принять до Единого дня голосования, чтобы муниципалитеты региона уже с этого года начали работать в новых условиях. Однако это заседание не состоялось – не было кворума, так как часть депутатов проигнорировала событие (вообще заседания, на которых должен был обсуждаться данный законопроект, из-за отсутствия кворума «срывались» как минимум дважды).

«Никогда не думал, что придётся поднимать вопрос о статусе депутата, о депутатской этике, но, видимо, нужно это сделать, потому что такого, когда заседание не может состояться из-за недостаточного количества приехавших на него депутатов, быть не должно», – сказал депутат областного Законодательного собрания Валерий Анисимов на встрече с Советом депутатов округа в «Лазурном». Также на встрече, посвящённой обсуждению концепции законопроекта, касающегося формирования нижегородского местного самоуправления, присутствовали заместитель генерального директора ТПП области Александр Цапин, начальник отдела государственно-правового управления аппарата ЗС НО Людмила Мулина и руководитель аппарата комитета по вопросам государственной власти области и местного самоуправления ЗС НО Владимир Степанов.

Владимир Степанов отметил, что поскольку законопроект призван внести единообразие в местное самоуправление и, как предлагается, глава МСУ-глава администрации будет избираться по конкурсу, то, скорее всего, будет разработан и единый порядок проведения конкурсов на замещение данной должности. Александр Цапин обратил внимание на следующее: «В двуглавой системе многое зависит от сложившейся в самом субъекте обстановки: кто авторитетнее – глава МСУ или глава администрации? Между тем глава МСУ является высшим должностным лицом. Если есть возможность прийти к единству – ею нужно воспользоваться, чтобы избежать конфликтных ситуаций, которые имели место и в нашем регионе».

Не все выксунские депутаты высказали согласие с изменениями, предлагаемыми законопроектом. Так, они обратили внимание на то, в большинстве муниципалитетов округа выборы уже прошли, то есть более половины местных властей будут в ближайшие годы работать по старой схеме, а за следующие пять лет ситуация вновь может измениться. В чём тогда единство? Среди народных избранников высказывалось мнение и о том, что глав районов и округов надо выбирать всё-таки не по конкурсу, а всенародным голосованием. Как бы то ни было, обсуждение законопроекта продолжается.

Выкса, где выборы в представительные органы должны состояться в следующем году, в случае принятия закона будет выбирать руководство округа по-новому. Мнение главы МСУ Игоря Матюкова:

– В сегодняшней ситуации, являясь высшим должностным лицом, глава местного самоуправления обладает очень малыми ресурсами и минимальными возможностями воздействия на главу администрации. Да, пока на местах я и Владимир Викторович, конфликтных ситуаций между нами не возникнет, мы умеем работать в одной команде. А кто-то, например, сработаться не сможет, и от этого пострадает весь округ. Как мне кажется, одноглавая система управления более эффективна и логична, и более понятна и удобна людям. То, что нам предлагают – Совет депутатов возглавляет председатель (вспомните Земское собрание), глава МСУ-глава администрации избирается депутатами по конкурсу из кандидатов, соответствующих определённым требованиям (т.е. точно так же, как избирался Владимир Кочетков). Было два руководителя, стал один.

Как юрист по образованию, я понимаю, что законы часто меняться не должны: качественный закон должен работать с самого начала. Однако сейчас идёт процесс становления местного самоуправления в России, процесс живой, он не стоит на месте и законодательство постепенно совершенствуется. Так, в Совет депутатов следующего созыва будут проводиться выборы только по одномандатным округам – исключено голосование по партийным спискам, с чем не согласны некоторые депутаты, особенно в свете того, что в Нижнем Новгороде «списки» сохранены. Мне же кажется, это правильное решение: граждане будут выбирать в первую очередь людей, которых знают и которым доверяют, а их партийная принадлежность станет делом второстепенным. В противном случае возникают, например, такие ситуации, когда в представительном органе одного района оказывается человек, который постоянно проживает в другом районе. Разве это правильно? Моё мнение – происходящие изменения к лучшему. Кто-то с этим не согласится, но всем нам жить и работать в рамках действующего законодательства. Решение – за Законодательным собранием области».

 

Подведём итоги. Политики федерального уровня прогнозируют усиление роли муниципалитетов, это показал прошедший в Дмитрове Международный экономический форум. И сейчас одна из главных задач, стоящих перед муниципалитетами, – развитие малого и среднего предпринимательства. Такой курс задал Президент.

Чтобы муниципалитеты стали базой, на которую может положиться остальная система, они должны управляться эффективно. Федерация посчитала необходимым доверить регионам самим выбирать принципы формирования МСУ. Соответствующий законопроект был разработан и в Нижегородской области. Его обсуждение оказалось бурным, поэтому решение по нему пока не принято. Если Законодательное собрание всё же проголосует за предложенную схему, то в 2016 году в Выксе на должности главы МСУ и главы администрации будет выбран один человек. В этом материале по указанным вопросам была приведена позиция главы МСУ Игоря Матюкова, участвовавшего в Дмитровском форуме, мнения депутатов Государственной Думы РФ и Законодательного собрания области. Существуют другие точки зрения, ознакомиться с которыми очень просто: они есть в Сети. Мы же ставили себе целью обратить ваше внимание на то, какие вопросы сегодня обсуждаются на федеральном и областном уровнях, как они отразятся на нашей жизни, показать работу представительной власти. Государственная дума, Законодательное собрание и Совет депутатов: данные структуры являются частью одной цепи и через них принимаются решения, которые влияют на нашу жизнь, а потому так важно ответственно относиться к выборам. Ведь даже если главу МСУ-главу администрации в следующем году будут выбирать по конкурсу, то тех людей, которые проголосуют в большинстве за того или иного кандидата, выбирать нам. «Вы можете не заниматься политикой, политика всё равно занимается вами», – слова Уинстона Черчилля.

 

Ксения Абдулхакова. Использованы материалы, предоставленные пресс-центром ОКМО, официальных сайтов http://www.duma.gov.ru и http://forumdmitrov.ru.
Фото автора, из архива Совета депутатов, открытых интернет-источников

 

Оставить сообщение