18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-07
Рекламный баннер 300x60px right-2

Лет 50-70… назад

16:37 23.09.2015
5881

После выхода статьи, посвящённой улице Корнилова, в редакцию позвонила Ирина Сергеевна Сотникова, когда-то жившая в том самом Большом проулке. Мы воспользовались возможностью встретиться с ней и побеседовать. Ирина Сергеевна щедро поделилась с нами воспоминаниями, и сегодня мы предлагаем ознакомиться с ними вам. Всё-таки чтобы побывать в прошлом, не обязательно нужна машина времени, зачастую достаточно хорошего рассказчика и живого воображения слушателя. Итак, вперёд – в прошлое!
Приятного путешествия!

 

Девочка с Гусёвки

Хотя наше знакомство и началось с ул. Корнилова, детство Ирина Сергеевна провела на другой улице:

– Первая моя родная улица – это Садовая, та, которую теперь называют Ризадеевской: раньше она длилась только до магазина. В обиходе Садовую называли Гусёвкой. Помню, учитель математики Александр Николаевич про меня с подружкой так и говорил: «девочки с Гусёвки». Учились мы тогда в школе №5, находившейся в пер. Пионера, где теперь детский садик. Но в начале войны здание отдали эвакуированным, а позднее военным – под штаб. Нас перевели в школу №3.

Гусёвкой же улицу называли потому, что многие семьи – Порхачёвы, Ширяевы – держали домашнюю птицу. И специально для гусей в нашем районе был выкопан прудочек. Вот какая история со мной приключилась во время войны.

Пошли мы с одноклассницей гулять: той дали во временное пользование велосипед, так что настроение было отличное. Тем более, что мне пошили новое платье, а для тех лет это было большим событием. Мы отвинтили у велосипеда сиденье, иначе кататься из-за невысокого роста не получалось, первоклассницы всё-таки. Когда подошла моя очередь, я поехала мимо прудочка, а там гусыня на дорогу вышла с выводком и прямо на меня: шею тянет, шипит. Я, чтоб её не задавить, спрыгнула с велосипеда, задев платьем штырь, на котором крепилось сиденье. Что делать? Я потихоньку домой зашла, свернула это платье в какую-то коробочку и положила на чердак под дымоход. Пропала обновка и пропала, потом история забылась. Тайну эту я хранила до 16 лет, пока мы с тётей не решили разобрать на чердаке. Вот тогда-то я ту коробочку достала, показала ей и во всём призналась.

 

Ирина Сергеевна всегда была активным и любознательным человеком, любила путешествовать.  Здесь она с друзьями на реке ЧусовойГородки на Корнилова и именные тополя

На Гусёвке, то есть на улице Садовой, Ирина Сергеевна прожила 10 лет. В 1943 году её мама, бывшая много лет до того времени вдовой, вновь вышла замуж. Семья переехала в Большой проулок, на ул. Корнилова:

– Жилось очень хорошо. У нас была очень дружная компания, хотя девочек моего возраста на улице было мало. Да и интересы у нас расходились. Помню свою соседку Алю Шмелёву, вот она была девочка девочкой, а я – сорванец. Поэтому в друзьях у меня были мальчишки: два брата Пономарёвы, Гена и Жена, Лёня Соколов и Володя Семёнов. Играли вместе и в прятки, и в городки, и по садам лазили. По своим, кстати: сегодня в сад к Соколовым, завтра – к Пономарёвым... Особо не безобразничали, был важен сам факт того, что ты идёшь туда ночью, тайно. Мальчишки принимали меня как равную. Единственную поблажку они мне делали при игре в городки: биту я кидала не с кона, а с полукона.

 

Памятник семи расстрелянным коммунарам, 1955 годОб игре в городки

Игра в городки заключается в выбивании битой (палкой) фигур, построенных из пяти городков (деревянных столбиков, чурок), с ограниченной площадки, называемой «городом», и с определённого расстояния. Размеры «города» по правилам составляют 2×2 мет-ра. Расстояние от места бросков делится на дальнее («кон») – 13 м, и ближнее («полукон») – 6,5 м. фигуры выбиваются с «кона»; с «полукона» начинают, когда выбит хотя бы один городок.

Городки – исконно русская игра. В ней свою меткость пробовали писатели Толстой и Горький, певец Шаляпин, политические деятели Ленин и Сталин. Не раз играл в городки и нынешний президент РФ Владимир Путин.

 

Друзья остались друзьями и когда выросли из игр в чужих садах, о чём собеседница также упомянула:

– Я, уже учась в институте, приехала домой на майские праздники. А у ребят и у меня отцы заядлыми охотниками были, так что и сами друзья постепенно к охоте пристрастились. Позвали меня с собой на тетеревиный ток. Маму, тётю Любу, как они её звали, мальчишки уговорили быстро. А вот у папы я отпрашивалась долго, в итоге и он согласился, выдав свою тёплую охотничью куртку. В лес пошли тёмной ночью, а как светать начало, вышли на поляну. Иней блестит, и по все этой поляне подснежники цветут. До сих пор такую красоту помню. Сейчас из нашей компании остались только я да Лёня Соколов, который давно живёт в Первоуральске.

Вход на нынешнюю площадь Металлургов, 1984 годИнтересно, что Ирина Сергеевна знала родителей Бориса Корнилова: «Они сначала жили на нашей улице, примерно на том месте, где теперь стоит многоэтажка, примыкающая к Дому книги (это всё была ул. Корнилова). Затем – на противоположной стороне. И когда я работала в техникуме, мы брали шефство над Александрой Алексеевной. Помогали дрова колоть, по огороду. Кстати, на лето к родителям Бориса Корнилова иногда приезжала и его вдова с ребёнком – девочкой чуть младше меня, мы общались. Так что я прекрасно знала, в честь какого человека названа улица и какой подвиг он совершил».

Выкса сейчас – очень зелёный город, была она такой и во времена детства Ирины Сотниковой, но дело тут не только в природных и погодных условиях, а в приложенных к тому усилиях самих выксунцев:

– Улица Корнилова начала «зеленеть» примерно с 1946 года. Тогда в Выксе сажали очень много деревьев. На улице Ленина, например, берёзки, там командовала школа №8 (до 1948-го она занимала здание школы №4 – рядом с первым ж/д переездом, т.к. в помещениях самой восьмой школы базировался госпиталь). А наша, №3, высаживала в Большом проулке тополя. Каждый ученик отвечал за своё деревце (вешали специальные именные бирочки): поливал его, ухаживал. Мой тополь рос прямо напротив нашего дома: это теперь территория участка школы №11.

Ещё улица Корнилова была знаменита тем, что по ней народ ходил развлекаться: на футбол, в парк, в кино. Она была прогулочной, с тротуаром по правой стороне. Так что можно было пройтись в туфлях, что очень важно, ведь Выксу «мучили» пески. Например, там, где сейчас ДК им. Ленина, был пустырь, росли сосны, и песок был «по щиколотку». А на станцию, чтобы сесть на поезд (междугородные автобусы не ходили) шли именно через эту площадку. И там проложили деревянный тротуарчик. Или другой пример – район 52 квартала, который и сейчас называют «пески». Если там пройдёшься, то обязательно остановишься, разуешься и песок из ботинок или туфель вытряхнешь.

 

Клуб ДРООб озеленении в СССР

Из книги «Озеленение советских городов: Пособие по проектированию» 1954 года: «В 1921 году В.И. Ленин подписал первый государственный декрет об охране памятников природы, садов и парков. За годы довоенных пятилеток площадь зелёных насаждений во многих городах СССР была увеличена в несколько раз. В городах одной Российской федерации – возросла более чем в два раза. После окончания Великой Отечественной войны началось восстановление разрушенных промышленных предприятий, жилых домов, общественных зданий и городских зелёных насаждений. Только за период 1945-1946 годов в городах РСФСР было высажено 6,4 млн деревьев и 7,5 млн кустарников».

 

Арка с видом на дом БаташёвыхПереезд со старых мест

С улицы Корнилова в будущий м-он Цент-ральный семья Сотниковой переехала не по собственному желанию:

– Переселяли нас в 1985 году. Помню, как пошла получать смотровой ордер на квартиру во вновь построенном доме, в котором теперь и живу (м-он Центральный, д. №18 – прим. ред.). В этой квартире рабочие сделали бытовку: валялись изломанные инструменты, изношенная обувь, дверь не закреплена как следует. Уборка предстояла долгая На Корнилова возвращалась со слезами.

Наш старый дом долго не сносили. Но тоска по нему была такая, что продолжительное время я ходила на работу в металлургический техникум и с работы как угодно, только не по прямой – не мимо родных стен. И как-то в посадке встретила бывшую одноклассницу, учительницу из третьей школы, Зинаиду Бодрову. Она спрашивает: «Сердце кровью обливается?». Я: «А что случилось?». Оказалось, дом наш ломают. Пришла в квартиру, с лоджии посмотрела – и правда, бульдозеры стоят. Сказала своим: «Всё, я так не могу, уезжаю на время в Москву». Я и после этой поездки года три ещё по Корнилова не ходила, пока в какой-то момент, случайно оказавшись рядом, не поняла: всё – отболело.

Вспомнила Ирина Сергеевна и про то, что на месте Торгового дома «Выкса» во времена её детства был пустырь и овраги. Она в этом районе вместе с одноклассниками каталась на портфеле с горок.

 

ДК им. Лепсе, 30-е годыДругая Выкса

Встретившись с человеком, богатым памятью и на эту память крепким, невозможно было не уйти от темы конкретных улиц. Конечно, мы поговорили о Выксе прошлых лет в целом и о том, чем жили выксунцы 40-50-х годов прошлого века. Вспоминает Ирина Сотникова:

– Выкса на самом деле была совсем маленькая. Так, напротив центрального входа в парк стояла ветлечебница и небольшое деревянное здание «Вторсырья», а дальше уже начиналось болото. В районе северного кладбища детям разрешалось ходить за грибами и ягодами только до первого ручейка, за ним – глухой лес. (Кладбище открыли примерно в 1943 году). Местность за бывшим десятым магазином также была заселена негусто. Называлась она «фабрикой», поскольку во времена Баташёвых там располагались какие-то фабричные постройки. В районе, прозванном Скотным, было только две улицы – Рабочая и М. Горького. Остальное – послевоенная застройка.

Многое изменилось с тех пор. Другой стала и территория у Дома Баташёвых. Я застала время, когда на месте нынешних трибун стадиона «Металлург» стояли дореволюционные одноэтажные деревянные дома. На участке, прилегающем к ДК металлургов, в бывшей лавке торговцев Леоновых когда-то находился детский магазин, потом – кафе «Орфей», и того уже нет. Магазин №10 – также дореволюционное здание, его называли Головановским. Кстати, во время войны в нём на втором этаже показывали кино. В детстве мы смотрели «Тимур и его команда», «6 часов вечера после войны». После окончания Великой

Отечественной привозили трофейные фильмы, причём познавательные и очень интересные: о Карузо, по операм, «Сестра его дворецкого» (американский мюзикл 1943 года – прим. ред.), «Серенада солнечной долины» (музыкальный фильм 1941 года – прим. ред.). Кино показывали и в клубе ДРО, находившемся недалеко от Делового клуба. Там тогда ещё была фабрика-кухня, где заказывали обеды на вынос – домой. Проводилась политика раскрепощения женщины, и таким образом хозяйки освобождались от хлопот по кухне.

 

Большая церковь, 1970-е годыО трофейных фильмах

Так называемые трофейные фильмы начали привозить в СССР с  начала 40-х годов. Захваченные Красной Армией киноленты показывали в том числе для пополнения государственного бюджета. Это кино оказало большое  влияние на послевоенное поколение, познакомив с жизнью капиталистических стран, дав толчок советскому кинематографу, и даже послужило источником вдохновения. Например, рассказывая об Иосифе Бродском на своём юбилейном вечере, актёр Вениамин Смехов отметил, что «20 сонетов к Марии Стюарт» поэта – след восхищения Марией Стюарт в исполнении Цары Леандр из германского фильма 1940 года «Дорога на эшафот». Кстати, сам Иосиф Бродский о трофейном кино писал (книга «Трофейное»): «Одни только четыре серии «Тарзана» способствовали десталинизации больше, чем все речи Хрущёва на XX съезде и впоследствии».

 

Было бы странно, если бы мы, начав с Ириной Сергеевной разговор о кинотеатрах, не подошли бы к теме ДК, тогда имени Лепсе:

– Сейчас мало пишут про хоры, а раньше это направление было очень развито. Во Дворце, из фойе направо, находился «детский сектор», куда любили приходить все выксунские ребята. Театральный кружок, кружок изо, авиамоделирование и хор. Руководила им тогда Елена Яковлевна Гержидович. Она не просто проводила спевки, а рассказывала об истории музыки, о композиторах, сюжеты известных опер. Я специально приходила послушать эти лекции. А занималась я гимнастикой: спорт тоже развивался. Особенно популярен был футбол, на матчи ходили целыми семьями. Грозой всех мальчишек, пытавшихся пробраться на стадион через забор, был милиционер Карасёв.

 

Городской Совет О советском футболе

История отечественного футбола началась за пять лет до революции – 6 января был создан Всероссийский Футбольный Союз. В том же году он был принят в ФИФА. Многие футбольные клубы начали свою историю с царского времени: «Знамя Труда», ЦСКА, «Зенит» (Пенза), «Динамо» (Киров), «Серп и молот». В 1922 году был основан «Спартак», в 1923-м – «Динамо», в 1924-м – «Торпедо». Сборная СССР по футболу была бронзовым призёром мирового первенства в 1966 году, выигрывала Кубок Европы 1960 года, трижды становилась вице-чемпионом континента – в 1964, 1972 и в 1988 годах. Дважды советские футболисты поднимались на высшую ступень Олимпийского пьедестала почёта, неоднократно выигрывали медали Олимпийских игр.

 

В конце разговора

Ну вот, пожалуй, и всё, что можно было вместить в две газетные страницы из нашего разговора с Ириной Сергеевной Сотниковой, знакомой многим по Выксунскому металлургическому техникуму, где она преподавала. Что-то из узнанного от интересной собеседницы мы затронем и в других наших материалах. Это здорово, когда читатели становятся соавторами газеты. Вот и фотографии, которые вы видите, попали в наш архив благодаря конкурсу «Где эта улица, где этот дом?», то есть вы сами приносили их в редакцию. И мы уверены, что вам есть ещё что нам рассказать и чем поделиться. Всегда рады сотрудничеству!

 

Ксения Абдулхакова. Фото из архива Ирины Сотниковой и «Выксунского рабочего».
Использованы
материалы http://www.gorodki.info, http://tehne.com, http://dic.academic.ru, http://www.liveinternet.ru, http://22-91.ru

 

Оставить сообщение