Эта поговорка поясняет: будь у новичка хоть самый дорогой аппарат и широкий арсенал классных объективов, это ещё не значит, что он может снять хороший фоторепортаж с городского праздника или потрясающий портрет.
Впрочем, многие наши граждане покупают фотокамеры не для того, чтобы публиковать снимки в СМИ или конкурсах, а с целью получения качественных изображений для домашнего архива, и это их полное право. Действительно, не всем же быть профессионалами. В таком случае, сегодняшние простые, но эффективные советы в рубрике «Мастер-класс» обязательно пригодятся всем фотолюбителям без исключения.
Ищите хороший сюжет для будущего снимка там, где его никто не видит! Не ждите, когда все объекты и предметы вокруг вас сами собой сложатся в единую составляющую композицию и вам останется только нажать на кнопочку. В жизни так не бывает! Фотограф потому и ценится в обществе, что он видит в каждой жизненной ситуации что-то эдакое, чего не видят другие. Всё намного проще, чем вы думаете, нужно только оглянуться вокруг и присмотреться внимательнее! Необычная структура ствола старого дерева или причудливая поверхность камня, завораживающая взгляд цепочка следов на песке или снегу, развалившаяся куча старых газет, купола соборов в утренних или вечерних лучах солнца, зевающий кот – различных интересных сюжетов вокруг нас видимо-невидимо!
Больше фантазируйте и проявляйте инициативу, найдите действительно необычное решение для съёмки – и вы пополните отличным кадром свою коллекцию! К примеру, при фотографировании классического портрета учебники по фото гласят: камера в этот момент должна располагаться на уровне глаз модели, чтобы не было искажений пропорций лица, но что, собственно, мешает вам переступить это правило и сделать авторский кадр? Попробуйте сфотографировать своих домочадцев с неожиданного ракурса – скажем, когда камера находится у них над головой. Получится весьма забавное фото, когда лицо портретируемого человека будет казаться огромным, а тело маленьким.
Не мешайте другим фотографам! Это правило – неофициальное, его не встретишь в учебниках по фототеории, но знать данное предписание обязан любой, кто берёт в руки камеру. Даже если вы очень спешите и видите, что впереди счастливая мамаша фотографирует своего гуляющего ребёнка, подождите несколько секунд или обойдите стороной. Вряд ли кому-то понравится, когда в самый неподходящий момент случайный прохожий испортит снимок своим появлением в кадре.
Совмещайте несовместимое! Ребёнок с учебником квантовой физики в руках, будильник на запястье вместо обычных наручных часов, хрупкая девушка с перфоратором, вилка в тарелке с супом – эти простейшие абстрактные идеи для съёмки пришли мне в голову всего за пару минут, пока я пишу этот абзац. Поймите: от того, что вы снимете пару мешков картофеля у себя на даче или спящего на жёрдочке любимого попугайчика, никто не воскликнет, как это прекрасно. Обычные фотолюбители выкладывают в соцсети картинки из личной жизни, но таких банальных снимков в Рунете – миллионы, особенно часто встречаются уже порядком надоевшие селфи. Но, может быть, хватит любоваться собой у зеркала и стоит снять в кои-то веки действительно что-то необычное? Так вот, если ставите своей целью получить кучу лайков и одобрение пользователей, мыслите нестандартно. Добавьте в ваши работы юмора и абсурда, такие фотографии гарантированно заинтересуют всех зрителей.
Не перегружайте снимок лишними предметами! Запомните: чем проще по задумке будущий кадр, тем больший эффект на зрителя он произведёт. Новички зачастую пытаются фотографировать сразу все видимые предметы, и результат получается весьма плачевный. Минимализм в фотографии всегда ценился, потому при съёмке постарайтесь заранее не захватывать в кадр те детали, которые создадут трудности при просмотре. Зачем вам при портретировании человека фонарный столб, диван и случайные прохожие на заднем плане? Приведу пример. Любой из нас видел красивые, но, по сути, бестолковые натюрморты, когда на фото изображено множество различных бутылей, овощей, цветов, открыток, чашек и т.д. Выглядит, конечно, красиво, но абсолютно не запоминается. А всё потому, что фото перегружено деталями, наш мозг просто не в состоянии запомнить такой хаос.
В то же время минимум предметов или объектов в кадре нужно размещать предельно точно, чтобы на вашем снимке всё было ясно и просто. Божья коровка на белом листке бумаги, одинокая фигура человека в ромашковом поле, ряд блестящих одинаковых окон в многоэтажном доме, приставленный к стене зонтик – это лишь некоторые примеры минимализма в фотографии. Конечно, это не значит, что теперь вам нужно всегда стремиться к примитивному упрощению, но когда в следующий раз подвернётся случай «отсечь» всё лишнее в кадре, воспользуйтесь этой возможностью.
Пробуйте свои силы во всех жанрах фотоискусства, ищите свой стиль! Однако до того как вы нажмёте на кнопку затвора, вам нужно решить одну важную задачу: наполнить будущий снимок смыслом и эмоциями. Приведу пример из собственной практики. В начале своего творческого пути я практически перед каждым нажатием на кнопку спрашивал себя: «А сможешь ли ты потом объяснить зрителю, что такого особенного на этой фотографии?» И если не находил ответа, то подыскивал другой сюжет для съёмки.
Потому-то, уважаемые фотолюбители, старайтесь не делать снимки, на которых просто что-то изображено, ими сейчас никого не удивишь. Испытайте свои силы в портретировании, уличном репортаже, натюрморте, макросъёмке, а потом проанализируйте, в каком именно жанре у вас получаются самые лучшие кадры. К примеру, если вы чувствуете, что у вас есть определённые успехи при съёмке лесных пейзажей, то продолжайте двигаться в выбранном направлении и находите новые сюжеты.
И самое главное – вы должны получать удовольствие от процесса фотографирования, съёмка должна быть для вас маленьким праздником. Поверьте, когда у вас появится постоянная тяга исследовать наш разнообразный мир с камерой в руках, глядя на него через объектив, шансы на то, что вы получите богатый «фотоулов», возрастут многократно. Удачи!
Дмитрий Макаров. Фото автора