Представить это трудно, вообразить – можно. Но ощутить саму атмосферу осени, гениально воспетой Пушкиным, возможно только в этом зале. Погружаешься в мир унылой поры, очей очарованья, прощальной красы увядающей природы. Переходя от картины к картине, вдыхаешь терпкий запах осенней листвы, ощущаешь свежесть холодного и бодрящего воздуха, когда только что выпавший снег укрыл землю непостоянным белым покровом. Стоишь перед парящей в звонкой утренней тишине церковью Успения Богородицы в Большом Болдино и ощущаешь то спокойствие, какое бывает лишь в минуты одинокого созерцания красоты.
На вернисаж пришли художники, учащиеся художественной школы, любители живописи. Тихим фоном звучала музыка. Сначала мы в каком-то зачарованном состоянии переходили от одной акварели к другой, а потом пошли по второму и третьему кругу, обмениваясь мнениями. Чувства переполняли, эмоции захлёстывали. Сотрудники музея представили автора, Валерия Хазова. Родом из села Яз Большеболдинского района. Вот откуда у него такое глубокое проникновение в мир природы этого края! Рисует с тех пор, как помнит себя. Некоторое время жил в Нижнем Новгороде, работал художником-оформителем на автозаводе. Закончил двухгодичную художественную школу. Переехал в Болдино. Его дом стоит напротив дома Пушкина.
Ему не приходится ждать вдохновения, оно и живёт в нём, и разлито вокруг. Все пейзажи написаны на одном дыхании.
– Валерий Иванович, как вы работаете? Создаётся впечатление, что открыли этюдник, прикрепили лист бумаги, вдохнули, написали, выдохнули!
– И это действительно так. На этюд уходит минут 20. Ловишь мгновение. Акварель – техника капризная, переделывать нельзя. Вдохнул и выдохнул, всё так.
Вот почему в его акварелях столько воздуха, лёгкости, чистоты, света! Каждый этюд словно омыт хрустальной водой. У него даже вековой болдинский чернозём не столь чёрен. Есть этюд с разбитой осенней дорогой, с лужами, низким небом, по которому стремительно несутся тучи. И небо отражается в лужах… чистейшими осколками! Он мастер передачи едва уловимых состояний: глубокой золотой осени, первого снега на жёлто-зелёной листве, прозрачных далей с размытыми силуэтами охристых берёз, зимнего вечера и ярого солнца, сквозящего через деревья темнеющего леса; утреннего тумана, уползающего в чащу... Есть потрясающий весенний этюд: банька, овраг, в ложбинке которого не успел растаять снег, деревянный забор, прогретый солнцем. И над всем этим – нежное розово-бежевое марево пробуждающихся берёз. От скромного этюда исходит сила пробуждения новой жизни, восторг перед весенней симфонией наступающего дня.
Друзья в шутку называют его художником-передвижником: он вывозит свои работы в соседние районы, в города Поволжья. Выставки проходят с неизменным успехом, зрители восторженно принимают творчество мастера акварели и певца осенней поры.
В нашей Выксе Валерий Иванович побывал впервые. Пока ехал сюда, любовался окрестностями.
– Места везде красивые, но в каждом есть свои особые приметы, как у вас, например. Много леса, таинственной темноты хвойных деревьев. Наши места светлые, берёзовые, – делится он.
Среди ста работ особо выделяется одна своим необычным колоритом и настроением. Это не осенний пейзаж и не болдинская пора. Её можно назвать лунным пейзажем. И настроение соответствующее: задумчивое, спокойное, сонное. Будто всё это только грезится наяву. Именно с этой работой его приняли в Союз художников России в 1998 году.
Его картины будут участвовать и в совместном вернисаже работ нижегородских живописцев, который пройдёт в новогодние праздники. Не упустите возможность окунуться в болдинскую осень и познакомиться с творчеством талантливого акварелиста.
Елена Липатова. Фото из архива музея