знач. изм. знач. изм.
EUR USD 23/07 0 0 EUR EUR 23/07 0 0
Погода за окном:

  • Жизнь познаётся из книг больше, чем из самой жизни

    Вместе с Теодором Драйзером считает Александр Азов

    2015-11-25 0
    Жизнь познаётся из книг больше, чем из самой жизни

    Александр Азов – директор средней школы №6. Закончил истфак Горьковского государственного педагогического института им. М. Горького (ныне – им. Минина).

    Специализация: история, обществоведение, английский язык. Преподавал в школе. Работал инструктором в горкоме партии. Директор школы №6 уже 23 года. Первым в городе и области ввёл обучение по методу передового педагога, заслуженного учителя России Владимира Жохова. Книги в его жизни занимают главное место. Сегодня его рассказ именно об этом.

    – Уже в зрелом возрасте прочитал выражение американского писателя Теодора Драйзера, которое дословно звучит так: «Жизнь познаётся из книг и произведений искусства, быть может, ещё в большей мере, чем из самой жизни». Сегодня могу сказать, основываясь на собственном жизненном опыте, что это так. Книги воспитали меня. Вылепили характер. Закалили волю. Научили любить себя и людей. Н. Хилл, Д. Мерфи, Д. Карнеги, Ли Якокка, Н. Данилевский, В. Ключевский, В. Леви, Ошо, Э. Фромм и многие другие мыслители открыли мир бесконечных возможностей для познания и саморазвития.

    Родился я Лысковском районе. Был слаб здоровьем, но, как многие мальчишки того времени, стремился стать сильным, мужественным, ловким. Любимыми книгами были «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, «Как закалялась сталь» Николая Островского, «Два капитана» Вениамина Каверина. Любимые книги, любимые герои. Быть похожим на них – цель жизни. Когда учился в седьмом классе, в журнале «Костёр» печатались рекомендации для школьников по занятиям лёгкойатлетикой. В те годы этот вид спорта был в моде. Я освоил все рекомендации и в старших классах уже мог тренировать ребят из младших классов. Так началось увлечение оздоровительными методиками.

    Быть здоровым – быть счастливым, это я усвоил тоже тогда. А потому мне интересны были многие издания подобной тематики. Книгу Поля Брэгга «Чудо голодания» проштудировал, законспектировал, методом пользовался и пользуюсь до сих пор. Но в деле здоровья надо выбирать золотую середину и подстраиваться под возможности своего организма.
    Наша деревня находилась в пяти километрах от средней школы, так что в школу и в библиотеку я зимой ездил на лыжах, а летом – на велосипеде. Как истинный книгочей, ещё выполнял и работу книгоноши: возил жителям книги.

    Меня всегда привлекали сильные личности: в книгах, кино, в произведениях живописи. В живописи люблю картины, в которых показана сила духа, напряжение тела, экспрессия, движение, стремление. В эпохе Возрождения интересны все жанры: от литературы до архитектуры и музыки. Привлекательна русская история. Был у меня период, когда занимался изучением нравов и быта народов мира. Прочитана масса книг по этой теме. Сделано много выписок. Такой уж меня стиль (или манера) чтения: всегда конспектировать то, что читаю. Так материал лучше и усваивается, и запоминается. Немного забавно сейчас перечитывать конспекты и свои выводы.

    Педагогика и всё, что с ней связано, – мой неослабевающий интерес. Когда стал читать труды швейцарского педагога и философа Иоганна Генриха Песталоцци, то понял, почему нынешняя система образования плохо работает. Если коротко, то он считал, что в деле воспитания только один метод хорош, который основан на законах природы. В детях необходимо под руководством педагога параллельно и гармонично развивать все задатки личности: интеллектуальные, физические, нравственные. Сильное влияние оказали книги педагога-новатора Василия Сухомлинского: «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Письма к сыну». Его система имеет три составляющие воспитательного процесса: педагог – ученик – коллектив. На них строится процесс образования. 

    Но жизнь не стоит на месте, приходят новые педагоги с интересными идеями. Вот так я и нашёл нашего отечественного педагога, последователя Песталоцци, заслуженного учителя России Владимира Ивановича Жохова. По его методике мы работаем в начальных классах с 2008 года. Результаты потрясающие! К концу первого класса дети считают до миллиона, знают дроби и таблицу умножения, грамотное письмо и выразительно читают. Домашние задания делают сами и с удовольствием. Учатся легко и с радостью.

    Система основана на принципах природосообразности и здоровьесбережения. Стоит только один раз посетить урок в таких классах, чтобы убедиться в том, как быстро переключаются ученики с одного на другое. За урок они могут получить до 40 заданий и не устать. Да ещё просят задать что-нибудь на дом! Но главное, ребёнок понимает, зачем он учится!

    Для меня чтение – это привычка, которой заражаешься на всю жизнь.

     

    Елена Липатова. Фото из личного архива Александра Азова

     

    Рубрики:

    Номер:

  • отправить другу
  • распечатать
  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить