знач. изм. знач. изм.
EUR USD 20/09 0 0 EUR EUR 20/09 0 0
Погода за окном:

  • Система против случайности

    Создать удачный любительский снимок – что выиграть в лотерею: следующий успех может и не повториться

    2015-09-04 0
    Система против случайности

    Недавно, кликая в поисках интересных роликов, я нашёл старенькое видео под интригующим названием «Битва при Крюгере» (Battle at Kruger). Кто не знает, Крюгер – первый африканский заповедник и вообще один из самых первых зоопарков в мире.

    Сюжет 8-минутного ролика, снятый обычным любителем, таков: выскочивший из засады прайд львов отбил у стада буйволов молодого бычка, но в самый последний момент раненый телёнок упал в реку, что протекала рядом. Как назло, в воде добычу у львов принялся отнимать здоровенный крокодил. Львы сумели вытащить добычу на берег, но тут озлобленные буйволы, оправившись от шока, окружили незадачливых охотников, и взрослые быки едва не насадили обороняющихся львов на свои мощные загнутые рога. Итог охоты для прайда позорный: кошачьи хищники в панике разбежались, так и не сумев пообедать.

    В документальной съёмке нет ничего сложного: в процессе подготовки фотограф компонует будущий кадр, потом отсекает всё лишнее и в итоге оставляет в поле зрения лишь то, что ему необходимо для раскрытия своего замыслаПусть вас не смущает тот факт, что в фоторубрике я описываю сюжет популярного видеоролика. На что хочу обратить внимание: это захватывающее зрелище не удалось запечатлеть профессиональным операторам BBC, а вот обычному посетителю сказочно повезло. В фотоиндустрии такое тоже периодически случается, когда простой любитель неожиданно становится автором снимка-шедевра. Но это – скорее исключение из правил. Если бы всё было так просто, фотографическая деятельность, наверное, не нуждалась бы в профессиональных творцах, и в таком случае всё, что оставалось бы пользователю – снимать идеальной автоматизированной камерой, отбирая лучшие кадры.

    Вспомните известную поговорку: «Один раз – случайность, два раза – совпадение, три раза – закономерность, а четыре раза – система». В нашем случае это означает, что профессиональный фотограф практически всегда «видит», как именно будет выглядеть конечный результат, а потому постоянные качественные снимки мастера никак случайностью не назовёшь. Новичок такой стабильностью, конечно, похвастаться не может.

    Высший пилотаж в фотоискусстве – это документальная фотография, то есть вы выходите с камерой и снимаете всё, что видите, при этом не вмешиваясь в съёмочный процесс. Согласитесь, всё очень просто. Документальный жанр сейчас очень развит на массовом уровне, ведь у всех есть камеры и телефоны, и буквально на каждом шагу – десятки фотографов различного уровня. Любой из них имеет право на успех, но если профи и новичок окажутся в нужное время в нужном месте, заранее можно предсказать с большей долей вероятности, что победы добьётся более опытный мастер. Любопытный факт: в далёком 1960 году в фирме «Истмен Кодак» подсчитали, что одни только фотолюбители (не профи!) за 12 месяцев создали в мире приблизительно два с половиной миллиарда снимков. Согласитесь, велик шанс, что определённое количество фотографий из этой огромной кучи могли иметь некую художественную ценность. Но это было 65 лет назад, а сколько же сотен миллиардов (или триллионов?) снимков делают сейчас обычные пользователи за один год?! Дай бог, если из этого бесчисленного количества житейских фотографий несколько десятков «выстрелят» и станут призёрами на каком-либо фотоконкурсе, где явными фаворитами всегда были и будут профессиональные работы. И если так случится, то имя сегодняшнего новичка-победителя завтра вряд ли вспомнят, если он снова не подтвердит свой результат. А доказать снова для многих любителей окажется непосильной задачей. Почему так случается, не задумывались?

    То, что мы видим на любом снимке – результат творчества фотографа. Здесь, в кадре, проявляется его вкус, отношение к жизни и снимаемой сцене, а камера при этом – всего лишь инструмент, с помощью которого автор создаёт свою работу«Очень важно понять одну простую истину: первоначально фотографической композиции нет никакого дела до происходящего события, – писал в своих работах теоретик фотографии Александр Лапин. – Не потому в кадре разлита гармония, что в нём семья мирно сидит за столом, а потому, что стол круглый, потому, что очертание людей повторяет форму круглого стола. И только потом, при «чтении» изображения, зритель осознаёт единство круглых форм как единство сидящих за столом».

    Объясняю на пальцах: чем умнее фотохудожник и чем больше он подкован в теории, тем тоньше по замыслу его работы. Это, пожалуй, главное отличие профессионала от новичка – умение видеть то, чего не видят другие. Хороший фотограф умеет найти в обычном предмете некую главную мысль для раскрытия своего замысла, не копируя при этом примитивную действительность. Единство элементов в кадре, связь изображённых предметов по форме, размеру, степени освещённости – всё это играет важную роль при создании снимка. Мелочей в фотоискусстве нет. Случайность при съёмке нельзя исключить, даже опытный мастер зачастую не может всё предвидеть, но конечный успех в виде отличного снимка обусловлен наличием разностороннего образования фотографа, его практического опыта и умения анализировать отснятый материал. Как говорится, на ловца и зверь бежит: профессионал в нужный момент (когда в дело вмешивается Его Величество Случай) не растеряется и получит результат, ведь его опыт и реакция подскажут, что данная внештатная ситуация – подарок судьбы.

    В каждой фотографии должен быть замысел. Не владея изобразительными средствами (композицией, светом и т.д.), не умея правильно найти место и момент съёмки, новичок вряд ли сможет восполнить отсутствие теоретических знаний врождённой интуицией, а потому не сможет поделиться со зрителем тем прекрасным, что встречается в жизниХорошее фото тем и замечательно, что оно пробуждает в нас воспоминания, эмоции, заставляет находить скрытые образы. При съёмке профессионал может подавить в себе первое впечатление от увиденного и создать объективный документальный снимок, в то время как превосходство эмоций могло бы помешать передаче содержания. Эмоции фотографа должны быть подчинены разуму, вот почему на одной интуиции новичок далеко не уедет. Восхищаясь, например, красивым пейзажем, любитель увлекается и забывает про выбор нужного расстояния, освещённость, точку съёмки, игру линий, равновесие в кадре и т.д. Даже если предположить, что, игнорируя теорию, начинающий фотограф создал очень сильную работу, может случиться, что он сам того не понял – хороший это снимок или очередная банальность, поскольку отсутствуют необходимые знания.

    Вот почему никак нельзя умалять значение теории. Очевидно, что для художественной деятельности фотографу необходимы знания. Мы же не спорим, что художнику для того, чтобы нарисовать картину, необходимо глубокое понимание своего дела, а это возможно лишь при изучении книг и пособий. Так почему к фотоискусству многие так халатно относятся – уж не из-за того ли, что камера, в отличие от кисти, сама «рисует» картинку? Назначение теории в искусстве заключается в том, что она помогает автору понять акт художественной передачи – как именно будет творить и каков смысл создаваемой им работы. Задумайтесь над этим. Если вы сделаете правильные выводы, то, уверяю, удивительный мир фото-искусства с радостью откроет для очередного гостя свои двери.

     

    Дмитрий Макаров. Фото автора

     

    Рубрики:

    Номер:

  • отправить другу
  • распечатать
  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить