18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-07
Рекламный баннер 300x60px right-2

Дошкольников подвели под стандарты

17:15 09.12.2015 16+
1531

В сегодняшнем разговоре принимают участие специалисты управления образования, заведующие детскими садами. Речь пойдёт о том, что представляют собой ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты), нужны ли они, и что получат родители и общество в результате такого образования. А вдруг нечто стандартное и среднестатистическое, с кем и общаться-то не захочется? Но всё совсем наоборот. Оказывается, именно в стандартах и кроется секрет воспитания гармоничной и всесторонне развитой личности. Да вот читайте и размышляйте! 

 

Чтобы ребёнок захотел учиться

Светлана Борисова, главный специалист управления образования, курирующий вопросы дошкольного образования:

– Дело в том, что в соответствии с законом «Об образовании» дошкольное является ступенью общего образования, т.е. это самое начало. В детсады на обучение по образовательным программам приходят самые маленькие. В каждом образовательном учреждении должны реализовываться федеральные государственные образовательные стандарты. В прошлом году Федеральный институт развития образования под руководством А. Асмолова разработал их и для дошкольных учреждений. В 2016 году они будут реализовываться.

– А неужели нельзя было ввести их раньше, т.е. начать с дошкольного возраста, а не со школьного? А то получается как-то нелогично. Или я ошибаюсь?

– Понимаете, дошкольное образование всё-таки отличается от стандартов школьных. Они не являются основой оценки соответствия требованиям к подготовке воспитанников. У нас, например, освоение образовательных программ не сопровождаемся проведением промежуточной и итоговой аттестации. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через игру.

Чтобы такой документ, как ФГОС, вышел, была проведена большая предварительная работа. Изучены все программы, опыт работы воспитателей, учреждений, для того чтобы понять, что же мы хотим увидеть в воспитаннике, когда он выйдет из садика. В стандартах учитываются индивидуальные потребности ребёнка, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Требование стандартов к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров, то есть возможных достижений ребёнка.

– Достижения? Не знания?

– Сейчас введён другой термин – целевые ориентиры, то есть какими качествами должен обладать будущий школьник, чтобы, придя в первый класс, продолжить там успешно учиться.

– Какими же качествами он должен обладать?

– Перечень довольно большой. Каждая программа устанавливает лишь ориентиры, а детские сады разрабатывают свои программы на основе примерных, утверждённых в реестре. Ребёнка развивают по пяти направлениям: физическое развитие, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, развитие речи. По каждому прописано, что он должен знать и уметь к концу обучения в дошкольном учреждении. Вот на это и направлено содержание стандартов, и соответственно программа, реализуемая данным учреждением. С программой обучения родители обязательно знакомятся при поступлении в дошкольное учреждение, в договоре это прописано. И они сами могут быть разработчиками программы. Мы учитываем и запросы родителей.

– Переходим к условиям, в которых будет реализовываться программа.

– В первую очередь кадры, затем условия. Программа модернизации дошкольного образования – это и повышение заработной платы, и введение ФГОС. Это всё и есть единая система.

– Вы говорите, что у вас подготовительная работа шла около двух лет…

– Разработан план-график, план действий управления образования. В учреждениях – свои планы введения ФГОС. Условия созданы соответствующие. Кроме обучения кадров, необходимо и создание материально-технической базы. И должна быть среда, в которой ребёнок будет развиваться. Раз мы стали первой ступенью, значит, всё финансирование идёт из средств областного бюджета в виде субвенций. Сюда входит и повышение заработной платы, и обеспечение программы: приобретение учебно-методических пособий, игрушек, мебели, использующихся в программе. Это не кроватки или шкафчики, а именно оборудование. Изменились требования к развивающей среде, она стала многофункциональной, постоянно меняющейся и значит, потребовались дополнительные деньги. Естественно, эта среда не совсем обновлена, но работа ведётся. И постепенно она сложится в соответствии с государственными стандартами.

 

Подготовили… воспитателей

Прежде чем начать работу по ФГОС, необходимо было подготовить воспитателей. Этим занялась команда тьютеров (специалисты, разрабатывающие индивидуальные образовательные программы), прошедших стажировку на базе Нижегородского института развития образования НИРО. Рассказывает Наталья Ванюкова, заведующая детским садом №12, главный организатор курсов по подготовке воспитателей.

– В феврале 2014 года наша команда в составе главного специалиста управления образования Светланы Борисовой, инженера-программиста из администрации Ольги Козловой, старшего воспитателя детского сада «Катерок» Татьяны Сухаревой и вашего покорного слуги месяц обучалась на базе НИРО. Тема курсов: «Повышение профессиональной компетентности воспитателей в сфере содержания и организации дошкольного образования в условиях введения ФГОС». После обучения мы защищали работы по выбранным темам и уже сами получили право обучать воспитателей.

Воспитатель не руководит игрой, а играет вместе с детьми

С мая 2014 года приступили к занятиям. Сначала – со старшими воспитателями, потому как они должны были быстрее вникнуть в тему, а затем с воспитателями. Так, с мая по ноябрь в нашем городе прошли каскадные курсы по теме «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС». И сегодня у нас 386 воспитателей (100%) владеют методикой обучения малышей по новым стандартам.

Темы, которые мы им читали, были весьма интересны и актуальны. Обсуждали современные тенденции в сфере дошкольного образования. Рассматривали такие важные вопросы, как психологические основы развивающего дошкольного образования. Это, кстати, базовая тема. Или, например, профессиональная компетентность в условиях введения ФГОС. Большой резонанс у слушателей вызвало то, какими качествами должен обладать педагог, чтобы работать с детьми в современных условиях. Обучение проходило в десять потоков, по три недели каждый.

В конце курсов воспитателиписали свои проекты, защищались по теме «Проектирование деятельности педагогов в соответствии с требованиями стандартов». В каждый поток приезжала преподаватель из НИРО, Елена Вербовская, которая анализировала и нашу работу как тьютеров, и то, как слушатели усваивают материал. Специалисты из НИРО помогли лекциями и консультациями. Курсы были организованы и прошли на высоком и серьёзном уровне. Все слушатели получили соответствующие удостоверения о том, что имеют право работать по новым стандартам. Так что мы готовы к обучающей деятельности по ФГОС на профессиональном уровне.

 

А в центре – малыш

Светлана Межевова, заведующая детским садом комбинированного вида «Золотая рыбка»:

– В целях организации эффективного перехода дошкольного учреждения на деятельность по новым стандартам мы разработали план основных мероприятий по подготовке к введению ФГОС. Положительный момент новых стандартов – в сохранении уникальности и самоценности детства, в построении образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, обеспечение равных возможностей для полноценного развития воспитанников независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); в признании того, что каждый ребёнок развивается по своей образовательной траектории.

– Но ведь и раньше много говорилось об индивидуальном подходе к каждому ребёнку…

– Да, но надо признаться, что порой это был формальный подход. Сегодня педагог должен обращать внимание, с каким настроением ребёнок пришёл в сад, какие у него желания, потребности и возможности, и как ему организовать день. И в то же время нужно так выстроить образовательную деятельность, чтобы детям было интересно. У нас нет оценок, как в школе, но есть целевые ориентиры, какими возможными будут достижения у ребёнка на этапе завершения дошкольного образования.

– Но для того чтобы так работать, воспитатели должны быть соответствующим образом образованы...

– Педагогический персонал подготовлен. У нас все специалисты и воспитатели обучены для работы по ФГОС ДО (одни – на базе Нижегородского института развития образования (НИРО) в Нижнем Новгороде, другие – в Выксе по каскадной модели обучения).

Развитие ребёнка идёт по пяти направлениям, одно из них – физическое– Ложится ли на родителей дополнительная нагрузка, или им придётся заниматься с ребёнком дополнительно?

– Нет, дополнительная нагрузка на родителей не предполагается, так как образовательная программа дошкольного учреждения предусматривает полноценное развитие ребёнка дошкольного возраста. Однако стоит отметить, что Законом «Об образовании» главная ответственность за воспитание детей возлагается всё-таки на родителей. Образовательная организация является помощником в обучении, воспитании и развитии дошкольников.

– А что вы вправе требовать от родителей?

– На основании договора об образовании, заключённого с родителями, мы можем требовать выполнения распорядка дня, соблюдения договорных отношений. Например, чтобы ребёнка приводили в сад вовремя, дабы не нарушать процесс организации образовательной деятельности. Родители имеют право участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития малыша в дошкольном возрасте.

– Чего Вы ждёте от ФГОС? Кому будет лучше?

– ФГОС – это, прежде всего, повышение социального статуса дошкольного образования, профессиональной компетентности педагогов, обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования. А от этого станет лучше и детям, и педагогам, и родителям.

 

Мы не оцениваем, а ценим воспитанника

Елена Кошенкова, заведующая детским садом «Ласточка»:

– В школах стандарты введены с 1 сентября 2010 года, а в дошкольном образовании – с 2014 года в некоторых регионах, в том числе и в нашей области (их апробация проходит в отдельных учреждениях). Одно из них – наша «Ласточка».

ФГОС дошкольного образования – это совокупность обязательных требований к структуре Программы, её объёму, реализации и освоению. Каждый детсад на основе этих стандартов разрабатывает свою программу. Вот с неё мы и начали.

Сначала проанализировали условия, изучили особенности наших помещений, приобрели игровое оборудование, дидактические пособия, детскую мебель, методическую литературу (по субвенции из областного бюджета).

Главные задачи для себя определили так:

  • повышение профессиональной компетентности педагогов; 
  • организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников; 
  • обновление материально-технического обеспечения учреждения;
  • создание предметно-пространственной среды.

Разработали соответствующие проекты. Утвердили рабочий план их реализации. В чём отличие стандартов дошкольного образования? В том, что их целью является личностный результат, то есть важна сама личность ребёнка, то, какие изменения в нём происходят.

На сегодня развивающая среда в группах организована в соответствии с образовательной программой и учитывает индивидуальные особенности детей. Зоновое расположение игрового материала, пособий обеспечивает связь всех областей деятельности ребёнка – от художественно-эстетической, познавательной, физической до развития речи, даёт возможность реализовать актуальные потребности детей, предоставляет свободу выбора. Примечательно, что большая часть площади отведена игровой деятельности, потому что ведущим видом является игра.

Отныне ребёнок рассматривается как человек играющийИ это очень хорошо, потому что с помощью игры малыши познают мир, но… вмешиваться в этот мир взрослые не могут. А могут лишь направлять, помогать, подсказывать, но прервать игру воспитатель не может. Он только переключает внимание, заинтересовав ребёнка чем-то другим.

Для ведения опытно-экспериментальной деятельности у нас есть лаборатории, где дети экспериментируют с песком, водой. Есть у нас и зона театра. Игра в театр развивает фантазию, воображение, эрудицию. Дети легко вносят в игры элементы драматизации, инсценируя сказки, обыгрывая разные ситуации.

И ещё одно отличие программы. Отныне ребёнок рассматривается как человек играющий. А педагогику дидактическую сменила педагогика развития. Это значит, что акцент делается не на обу-чение, а на развитие мотивации к обучению. И к выходу из садика у ребёнка должно сформироваться желание учиться. Это главная цель программы.

Необходимо сказать и ещё об одной особенности. Мы не оцениваем ребёнка, не прикрепляем ярлыки: сделал плохо, нарисовал хорошо, не успел и т.д. Ребёнок должен чувствовать себя свободным в выборе деятельности, и сам оценивает, получилось у него что-то или нет. Воспитатель слушает, делает замечания себе (а не ребёнку): значит, у него не получилось, не смог донести, рассказать и т.д. Меняем своё сознание, мышление, чтобы работать по-новому.

Согласно новым стандартам, меняется способ организации деятельности: взрослый воспитатель не «руководит» игрой, а играет вместе с ребёнком. Он его партнёр. Детям это нравится. Для них такой способ общения естественен. Нас спрашивают родители: ФГОС готовят детей к школе? Нет, не готовят. В том смысле, к которому мы привыкли (счёт, чтение, азбука) – нет. Воспитатель ведёт занимательную деятельность, от слова «занимать». Занимает каким-то делом. Играя с ребёнком, даёт навыки письма, счёта, рисования. Главное в том, чтобы детям захотелось всем этим заниматься в школе.

ФГОС имеют благие цели: воспитать ребёнка в дошкольном учреждении волевым, самостоятельным, уверенным, любознательным. Насколько это получится – покажет время. Будем надеяться, что так и будет.

 

Детство – это уникальный период. И новые ФГОС не только учитывают все особенности этого времени, но и направлены на развитие того, что заложено в каждом ребёнке. В этом процессе участвовать будут все: воспитатели, родители, дети.

Пройдёт всего несколько лет, и мы сможем увидеть, как оправдаются наши надежды, и что из этого получится.

 

Елена Липатова. Фото Ольги Поповой

 

Оставить сообщение
Последние новости
2024-04-24
18+
День рождения
112