знач. изм. знач. изм.
EUR USD 20/09 67.01 0.7421 EUR EUR 20/09 78.36 0.8136
Погода за окном:

  • Ритм жизни

    Повторы и чередования в жизненных сценах помогают фотографу сделать снимок оригинальным и более понятным для зрителя

    2016-01-15 0
    Ритм жизни

    Умение фотографировать – это способность получить такой кадр, на котором композиция, освещение и авторская идея удачно составляют единое целое.

    Снимок будет особенно интересен зрителю, когда он реалистичен и вызывает при просмотре живые эмоции. В арсенале хорошего фотографа должно быть множество художественных приёмов, с помощью которых он может создать естественное изображение в любой ситуации. Так вот, один из самых простых и интересных способов получить отличный результат – включение в кадр ритмических чередований. Данный выразительный приём в своей практике используют все профессиональные фотографы и, что немаловажно в нашем случае, научиться этому может даже ребёнок.

    Между прочим, ритмические элементы могут быть в кадре не только в форме линий (меч)  и окружностей (кольца кольчуги), но и в качестве пятен (в верхнем левом углу снимка)

    «Ой, я так не смогу, мне бы что-нибудь попроще!» – постоянно слышу эти стоны фотографов-любителей в Сети и наяву. Подождите, дайте слово сказать, на самом деле тут всё очень просто. Ритм – это несколько повторяемых в определённом порядке элементов в кадре. Всё, что нужно новичку в данном случае – проявить фантазию, чтобы уловить сходство в предметах. Оглянитесь вокруг, посмотрите на однотипные линии, формы, объекты, цвета, и вы поймёте, сколько интереснейших ритмических композиций можно сделать, что называется, не отходя от кассы. Стоящие на одной линии фонарные столбы – это ритм. Спички в коробке, книги на полке или продукты на прилавке – это тоже ритм. Люди в очереди, набегающие к берегу одна за другой волны, летящая стая птиц, оконные жалюзи, ряды застрявших в пробке автомобилей, жёлтые колоски пшеницы в поле, полоски на теле зебры, кирпичная кладка – эти и другие натуральные сцены, в которых есть повтор, содержат в себе ритмическую составляющую. В нашей повседневной жизни чередование каких-то предметов присутствует всегда и везде, просто фотограф-любитель не догадывается об умышленной съёмке повторяющихся в определённом порядке элементов, и потому зачастую проходит мимо таких простых, но очень выразительных сюжетов.

    Уяснив, что такое ритм, старайтесь не лезть в дебри сложных построений на фото, практикуйтесь сначала на простейших вещах. При этом можно тренировать свою фантазию даже в тех случаях, когда у вас нет камеры под рукой. Находите чередования и повторы в жизненных сценках и запоминайте их на будущее, такие упражнения очень здорово помогут вам развить «фотовзгляд». Кстати, большинство теоретических руководств советуют искать простейшие ритмические сюжеты в любых статичных композициях. И лучше всего для этого подходит архитектура. Признаюсь, я сам до сих пор с большим удовольствием фотографирую элементы зданий и сооружений, чтобы «быть в форме». Конечно, строгое архитектурное построение не даёт широко разгуляться воображению, но оно полезно тем, что ясно и чётко выражено. Колонны, ограды, нависающие друг над другом балконы, окна, лестницы, перила дадут вам на практике первичное представление о ритме. Для начинающих фотолюбителей – клад, да и только!

    Найти ритм в повседневной жизни – это некая игра для фотографа. А всё потому, что в процессе съёмки большинство идей, связанных с темой повтора, рождается спонтанно, интуитивно. Иной раз наше решение сделать тот или иной кадр вообще не поддаётся никаким законам логики. У зрителя во время просмотра изображений, где присутствуют повторяющиеся в определённом порядке элементы, может даже возникнуть чувство некоей гармонии (или умиротворения), хотя, если быть честным, это ощущение обманчиво.

    Вот на что хочу обратить внимание: сам по себе одиночный повтор интересен, но в серии снимков он быстро надоедает. Поэтому, если поиск для съёмки простых повторяющихся элементов кажется вам слишком лёгким делом, усложните задачу: включайте ритм в общую композицию фотографии, где он будет не главным, а лишь второстепенным компонентом на заднем фоне. Поясню. Допустим, вы видите в парке ряд стройных лип, которые вроде бы прекрасно подходят для съёмки. Конечно, эти деревья можно сфотографировать отдельно, но разве такой кадр чем-то запомнится?

    Этот пример чуть сложнее, но он интересен тем, что ритм здесь фигурирует в качестве дополнения, а точнее – в виде головного декоративного украшения. При детальном просмотре этого фото зритель сначала разглядит большие тёмные очки, потом «встретится» со взглядом изображённой на снимке женщины, и лишь потом начнёт исследовать более мелкие элементыБанальных снимков, где запечатлены парковые аллеи, в Сети великие тысячи, но мы же хотим сделать оригинальное фото, не так ли? А что если на передний план поместить человека, который, скажем, убегает от дождя под живую крышу листвы или играет сам с собой на лавочке в шахматы? В этом случае деревья на заднем плане будут играть роль едва рассматриваемых ритмов. Зрительский глаз при просмотре обязательно «доберётся» до той части снимка, где изображены липы, но лишь после того, как внимательно разглядит главного героя на фотографии.

    Замечу, что сами по себе чередования и повторы на фотографии не несут мощной смысловой нагрузки, однако, включённые в кадр в качестве сопутствующего элемента (железнодорожные пути, брусчатка на тротуарах и т.д.), они могут существенно усилить снимок.

    Ритм, изображённый на фотографии, поможет придать вашей работе дополнительную силу, динамику и по-особенному выделить главные элементы в кадре. Как вы убедились, даже для новичка ничего сверхсложного в поиске ритмической композиции нет, всё в конечном итоге зависит от желания и фантазии.

     

    Дмитрий Макаров. Фото автора

     

    Рубрики:

    Номер:

  • отправить другу
  • распечатать
  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить