18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-07
Рекламный баннер 300x60px right-2

И становится короче жизни путь

10:51 22.01.2016 16+
1644

…Вхожу в дом. Меня встречают две улыбчивые старушки. Обе так похожи, что я подумала, не близнецы ли они? Но моё сомнение развеяла Анна Суханова, та, что звонила в редакцию. 

– Вот это Александра Фёдоровна, ей исполнилось в октябре 95 лет, – и указала на бабушку, сидящую на диване. – А это её сестричка, Мария Фёдоровна.

Та улыбнулась и быстро произнесла:

– А мне 95 лет будет в этом году.

И начали они, по очереди, свой рассказ длиною в 95 лет. Характеры у сестёр были независимые, на решения, которые иные люди вынашивают годами, – скорые. Вот, например, Александра вышла замуж за мотмосского парня и переехала жить в дом мужа, к свёкру и свекрови. Но не прошло и полгода, как она вернулась в родительский дом. Что ей там не понравилось, кто обидел, не стала даже и говорить. Ушла и ушла, что судачить-то? Cестра Мария прожила с мужем дольше. У них родился сын в 1945 году. Но когда ему исполнилось полтора года, супруги разошлись. И встал вопрос, кто же будет сидеть с малышом, детских садов тогда в райцентре-то было по пальцам перечесть, а что про деревню говорить! На семейном совете решили, что Александре и сидеть, пусть бросает свою бесполезную и трудную работу разнорабочей на мартене и занимается племянником. И получилось, что у Сашки было две мамушки: одна родная, вторая тоже родная, но… тётушка.

Вырос парень, ушёл служить в армию. Писал письма, что, мол, ждите, а когда вернусь, мы дом новый построим, кирпичный.

Да только не из тех были сёстры Корчагины, чтобы ждать, а решили до приезда воина осуществить его мечту. Кирпичную кладку большого дома каменщики (заводские) сделали за… девять дней. Как бы сказали в новостях того времени, «в рекордно короткие сроки».

– Да в те годы все дома так строились! – вступает в разговор Мария Фёдоровна. – Особенно по нашей «серёдке», по Московской улице. Собиралось человек 15-20 и за работу, кто глину месит, кто раствор, кто кирпич подаёт, другие строгают, пилят. Причём платили только тем, кого приглашали со стороны: каменщикам, кровельщикам. Остальные – соседи! Именно работали всем миром… Александра Фёдоровна добавляет:

– Люди что ль другие были? Проще, добрее, жалостливее. В нашей семье так велось всегда. Маманя и папаня были неграмотными, но по-житейски мудрыми. Папанюшка, Фёдор Васильевич, избирался председателем колхоза в Дальне-Песочной. Крепкий был у него колхоз. Прозывали его чудаком за острую шутку. Не пройдёт мимо, чтобы не пошутить.

Во время войны сёстры трудились на «старом мартене», так тогда называли цех №1. Мария работала на канаве, а Алек-сандра – подсобной. Тяжёлая работа сказывается теперь болями в пояснице.

Вся жизнь у этих женщин была в трудах. Держали скотину, выращивали картофель, овощи, делились излишками с соседями, помогали всем, кто в том нуждался. Саша опекала глухонемую одинокую женщину, жившую у них в Чёрной.

Носила обеды, мыла в баньке, а когда та отошла в мир иной, то и похороны справила. У неё была главная забота по жизни – помогать всем, кто нуждается. Одаривала ребятишек конфетами и печеньем, носила овощи в многодетную семью. А когда узнала о том, что ссыльный ленинградец с женой нуждаются в жилье, то пристроила их на постой к одинокой соседке. Сёстры стали для них лучиком надежды, а такое не забывается, и уже уехав домой, ленинградцы продолжали звонить им, переписываться, а сёстры – ездить в гости в Ленинград. В деревню, ставшую родной, бывшие ссыльные приезжают почти каждый год, называя бабушек своими спасительницами.

Относительно названий. В деревне Александру Фёдоровну все зовут кокой, будто для всех она крёстная. А ведь так и есть. О всех заботится, помогает, жалеет.

Дом у них уютный, чистый, в нём тепло и светло. Ухаживает за тётушками двоюродная племянница. Да и соседи, только скажи, что занедужилось, приходят с помощью.

– Жить бы только да радоваться, но деньки бегут, жизнь укорачивается. Но мы прожили хорошо. Помогали людям, с добром шли к ним. А теперь вот они к нам, – произносит старшая сестра.

В день её 95-летия пришли поздравления от президента и губернатора; сотрудники комплексного муниципального центра и представители Совета ветеранов посёлка и западного территориального управления навестили с подарками и цветами.

То, что её юбилей совпал с юбилеем газеты, Александра Фёдоровна знает, а газету выписывать начали ещё родители. И хотя зрение стало слабовато, но они читают с сестрой газету от «корки до корки», без очков!

 

Елена Липатова. Фото из архива семьи Корчагиных

 

Оставить сообщение