18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-07
Рекламный баннер 300x60px right-2

Таланты надо поддерживать и развивать

11:22 03.02.2016 16+
2955

Концертирующий музыкант. Выступает с академическим симфоническим оркестром Нижегородской филармонии под управлением народного артиста России Александра Скульского. Выезжает в другие города России. Человек независимых взглядов, смело мыслящий и столь же смело идущий по жизни. Сегодня он наш гость.

– Сергей, помню, что Юлия Сергеевна Симонова, тогдашний директор музыкальной школы, придя в редакцию с очередной заметкой для газеты, сообщила с гордостью: «А Вы знаете, Леночка, у нас в Москве, в центральной музыкальной школе при Московской консерватории учится талантливый мальчик – Серёжа Петраков». Столько воды утекло с тех пор… Вспомним, как это было, как мальчик из обычной рабочей семьи стал музыкантом.

– Моя жизнь – цепь совпадений, а возможно, по воле Божьей. Я давно уже перестал верить в случайности. И за плечами у меня много счастливых совпадений. В детском саду на меня обратил внимание педагог по музыке: я что-то подбирал на игрушечном пианино. Может, и удачно. И она порекомендовала моим родителям отвести меня в музыкальную школу для прослушивания. Меня прослушали и приняли. Со стороны родителей это был очень ответственный шаг, потому как семья рабочая, инструмент стоил очень дорого. Но они решились. Повезло, что меня отдали в класс молодого педагога Евгении Александровой. Она очень серьёзно взялась за моё образование, и мы за год с ней прошли программу пяти классов. Всё давалось легко. А всё потому, что Евгения правильно поставила мне руки. Это для музыканта основа основ. Рояль должен петь, разговаривать с тобой.

Не знаю, у кого родилась мысль повезти меня в Москву, но мне затея понравилась. Какому ребёнку в семь лет не хочется побывать в столице? И тоже было прослушивание. Попал к великому детскому музыкальному педагогу и пианистке с мировым именем Анне Даниловне Артоболевской. Очень простой, волшебный человек. Добротой и сердечностью схожа с Юлией Сергеевной. Тепло излучала. И при этом большой профессионал.

– Жизнь в интернате, вдали от родителей… Трудно было?

– Я рос дворовым мальчишкой, но при этом открытым и контактным. С нами были воспитатели. Далеко мы не бегали, школа была через дорогу от интерната. В комнате, например, жил Михаил Плетнёв, ставший потом дирижёром и пианистом с мировым именем. Я поступил в ЦМШ во втором классе, а в третьем уже выступал на сцене Нижегородской филармонии. Мне тогда очень понравилось то, как мы ехали на поезде, – как настоящие артисты (гостиница, машина). Тогда я впервые понял, что в жизни музыканта есть приятные моменты.

В девятом классе мы были на 90% профессиональными музыкантами. Исполняли и серьёзные концертные программы. Я в то время уже играл с симфоническим оркестром под управлением Александра Скульского. Это ли не счастливое совпадение! В этом году исполняется 40 лет нашему сотрудничеству.

– После ЦМШ Вам была прямая дорога в Московскую консерваторию?

– Не обязательно. Жёсткий отбор, большой конкурс касались всех абитуриентов. Консерватория относилась к числу «выездных» вузов, и нас серьёзно проверяли разные органы: от КГБ до райкомов и парткомов. На одном собеседовании спросили, почему я так поздно вступил в комсомол. Ответил, что не считал себя достойным. Вот с того момента я и стал к себе требователен. В консерваторию поступил. Потом было распределение в Ашхабад. И хотя работа была интересная, мне дали квартиру, но национальные отношения меня доконали. Когда предпочитали принимать «своих» вместо явно талантливых русских абитуриентов. Так вот и вернулся в Выксу.

Пришлось начинать с нуля. С детской педагогикой не был знаком совсем. Это же другой мир. И вновь совпадение, что рядом оказались талантливые преподаватели: Людмила Чичеева, Валентина Асоскова. Ведь это очень ответственная работа. Тебе доверяют ребёнка, и ты должен его расположить к себе, найти с ним контакт через игру. Мне за свою педагогическую работу в школе не стыдно. Были интересные музыкальные программы, которые играли наши дети, великолепные тематические вечера из произведений Чайковского, Шумана, Прокофьева, подготовленные вместе с Людмилой Ивановной Чичеевой. Обстановка была творческая. У меня были хорошие ученики. Выпускные программы Дениса Крыгина, Максима Цветкова – гордость школы. Когда появилось новое здание и отличный концертный зал, мы стали проводить открытые выпускные экзамены.

– Согласны ли Вы с утверждением, что талант сам пробьёт себе дорогу, нечего о нём беспокоиться.

– Абсолютно нет! Талантливого человека надо не только поддерживать, но и гордиться им! У нас на выезде из Выксы висит баннер, гласящий, что ты нужен городу. Кто нужен? Пример перед глазами – Влад Биткин. Лучший тенор Нижнего Новгорода, куда б ни приезжал, везде встречают «на ура»! Да, он вернулся в Выксу, он слава города. А кто-нибудь поинтересовался, как он живёт, в каких условиях? Никто не задумался, что будь у него другие условия и поддержка, его талант раскрылся бы мощнее. Нам завидуют в области, что у нас поёт яркий тенор, а мы… А пример отличного педагога и трубача Николая Клочкова? Бился, бился с организацией в городе духового оркестра, да с тем и ушёл в мир иной. Не поняли, не поддержали наши чиновники от культуры.

– Если бы у Вас появилась возможность побывать на приёме у министра культуры Александра Мединского, то что бы Вы ему сказали?

– Мединский один из немногих людей во власти, про кого можно сказать, что он на своём месте. Он грамотен, авторитетен, образован, прекрасно владеет речью. Я с интересом смотрю его выступления, читаю статьи. Я бы посоветовал ему начать реформу культуры не сверху, а снизу, с чиновников на местах, ввести для них некие стандарты работы, где был бы и отчёт их о том, что сделано. Посоветовал бы посмотреть замечательный фильм «Забытая мелодия для флейты», дающий ответы на все вопросы в сфере досуга.

– Ваши мечты сбылись?

– Да, все. Я считаю себя осторожным пессимистом. Звёзд с неба не хватаю, хрустальных мостов не строю. Всё, что когда-то задумал, сделал. Одним из лучших своих проектов считаю сотрудничество с нашим ДК народного Нижегородского оркестра под управлением Виктора Кузнецова. Этот оркестр никогда не выступает с любителями, а с нами – да. Впоследствии выпустили диск. Считаю это своей продюсерской удачей. А выступления на нашей сцене симфонического оркестра Александра Скульского? Мало кто знает, что мы единственный город области, куда выезжает этот коллектив. Слава богу, что это ценят слушатели и на выступления оркестра раскупаются все билеты, в зале нет свободных мест. И это, поверьте, дорогого стоит. Сейчас – новые мечты, новые проекты. Один из ближайших – концерт оркестра, состоящий из произведений Бетховена.

– О чём жалеете?

– О том, что мог бы сделать больше, если бы было понимание со стороны чиновников от культуры. Хотя… меня только стимулирует это непонимание. Я не из тех, кто сдаётся.

– У Пушкина есть строчки: «Хвалу и клевету приемли равнодушно, и не оспаривай глупца…». В наше время они весьма актуальны.

– В них вся моя творческая жизнь! Клеветы было много. Глупцов – тоже. А хвала для нас, музыкантов – это аплодисменты зрителей.

– Какие люди для Вас являются маяками, благодаря которым Вы изменились внутренне?

– Очень большое влияние на меня оказал Валерий Ярославцев, обладатель необычного бархатного баса, наша гордость. Его личность – пример музыканта, духовно богатого человека. Он прожил богатую творческую жизнь. Не нажил палат каменных, его богатство – в его творчестве.

– Ваша творческая жизнь сейчас связана с Дворцом культуры им. Лепсе…

– Мне здесь комфортно. Здесь я нашёл единомышленников. Здесь каждый человек – личность, но себя не выпячивает. Мы нашли понимание с ОМК, благодаря им во Дворце стали проходить концерты с участием звёзд российского балета, приезжали со спектаклям лучшие московские театры… И свободных мест нет. Наш зритель – умный и понимающий высокое искусство. Мне очень интересны проекты нашего худрука Валентины Зазерской. Сколько труда, терпения, знаний вкладывает она в них, выступая как организатор, режиссёр, знаток творческого потенциала солистов. Это факт, что к нам в ДК едут на прекрасный зал, на внимательного зрителя, на прекрасные инструменты. Кстати, вы знаете, что настройщиком фортепиано является Михаил Ливанов, который также настраивает инструмент у выдающегося пианиста Дениса Мацуева? Да, именно так. У нас с ним заключён рамочный договор, т.е. он приезжает тогда, когда нам нужен. Обретя таких профессионалов, надо всячески их поддерживать. Тем более, что их работа стоит дешевле, чем выксунских «специалистов».

– Ваши выступления с оркестром – что они для Вас: смысл жизни, творческое удовлетворение?

– Слишком громко сказано. Не все исполнители могут играть с оркестром. Это идёт откуда-то свыше. Играю не для того, чтобы иметь что-то для себя, регалии какие-то, а делаю это для родного города. И то не высокие слова. Я здесь живу… Быть пианистом – это гастрольные поездки, концерты, каждодневная работа. Занимаюсь всегда. Без этого нельзя.

– Вы сказали, что выучили концерт Бетховена. Что подвигло на это?

– Во-первых, был его юбилей. Во-вторых, это дань памяти моего педагога Евгении Александровой. Когда был ещё маленький, учился в Москве и приезжал в Выксу, она мне всегда говорила: «Тебе уже пора играть Бетховена». Она почему-то очень хотела этого.

– Важное событие в жизни, которое отзывается до сих пор?

– Рождение детей. Я по натуре семьянин. Домостроевец, как мой папа. Илья поступил в Нижегородский колледж им. Балакирева. Успешно сдал сессию. Очень доволен. Рассказывает о студенческих буднях взахлёб. Думаю, что будет у нас в городе ещё один музыкант.

– Ваше жизненное правило?

– Не стыдно быть в одиночестве. Стыдно быть в стаде.

– Спасибо, Сергей Петрович, за беседу. Пусть Ваши проекты и мечты всегда сбываются!

 

Елена Липатова. Фото Ольги Поповой

 

Оставить сообщение