18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-07
Рекламный баннер 300x60px right-2

Простота – залог успеха

16:25 05.02.2016 16+
1763

В нашем обществе давно сложилось «железобетонное» негативное мнение по отношению к такому интереснейшему направлению в живописи, как примитивизм. Не шибко жалует народ картины Малевича, Ларионова или Пиросмани, считая стиль работы вышеупомянутых художников гремучей смесью наивности и непрофессионализма. Это суждение, конечно, ошибочное, поверхностное. В защиту примитивизма могу сказать, что данное направление, зародившееся в изобразительном искусстве ещё в XIX веке и получившее мощное развитие в начале ХХ столетия, всегда отличалось ясностью и обобщённостью форм, поскольку стремление к простоте в этом стиле было заложено изначально.

С помощью умышленного упрощения художники в своих работах выражали своё особое видение мира. Но, замечу, делали они это обдуманно, старательно «отсекая» всё лишнее и получая «на выходе» необычные запоминающиеся художественные решения.

В своей тематической статье я не случайно вспомнил о примитивизме в изобразительном искусстве. Дело в том, что фотография – младший брат художественной живописи, и многие правила по созданию осознанной композиции в современной фототеории основаны как раз на тех древних принципах, которыми пользовались профессиональные художники ещё несколько веков назад. Умышленное упрощение в классической фотографии принято называть не примитивизмом, а минимализмом, но это сути не меняет. Пусть не ругают меня знатоки прекрасного искусства, в данном случае я всего лишь провожу поверхностную аналогию для новичков, чтобы им было проще усвоить главную мысль: простой сюжет – это не наивность, а один из способов передачи информации, понятный каждому человеку, даже ребёнку. Минимализм в фотографии – это как можно меньшее количество элементов в кадре, это ясность, точность и открытость, поэтому для любого фотолюбителя такое несложное направление в съёмке будет прекрасной возможностью «набить руку» и выразить своё видение мира. Казалось бы, чего уж тут сложного, но…

 

  •  …или архитектуре. Суть минимализма проста: включайте в кадр только те объекты, которые гарантированно сделают ваш снимок сильнее

 

Многие начинающие фотографы испытывают серьёзные трудности с построением композиции. И понятно, почему: с первых дней обучения они штудируют зубодробительные статьи про обработку снимков в «Фотошопе» и вникают в дебри настроек камеры. Но как только дело доходит до съёмки, начинают щёлкать затвором как из пулемёта, надеясь, что хоть один из 10 снимков выйдет качественным. А всё потому, что новичок не в состоянии толково донести свои мысли до зрителя. Так и хочется спросить – зачем вам эти сложности в начале обучения? Опыт приобретается постепенно. Давайте посмотрим, что снимает, например, обычный любитель на ежегодной майской демонстрации. Люди, шарики, транспаранты, машины – при просмотре таких работ всё рябит в глазах от ярких красок и нагромождения объектов. Увидишь несколько снимков с такого мероприятия – и сразу хочется зевать от скуки. Желание запечатлеть всех и вся оказывает зачастую плохую услугу фотографу. Общие планы на снимках, конечно, нужны, но в том-то и дело, что для наилучшего составления единой картины происходящего необходимо их «разбавлять» в общей серии простенькими кадрами, на которых, к примеру, отдельно изображены те же воздушные шарики или флажки. И если общие планы фотолюбитель ещё может снять с грехом пополам, то при съёмке отдельных объектов делает иной раз банальные ошибки. Нахождение лишних предметов в кадре – это, безусловно, самая частая ошибка новичков. Столбы, случайные прохожие, «кусочки» витрин, урны, «заглядывающие» в кадр ветки деревьев, автомобили на заднем плане – кто из нас не видел (снимал) такие «шедевры»?

Это может показаться странным, но съёмка с минимальным количеством предметов в кадре очень важна для понимания самой сути фотографии. Если вы только начали осваивать камеру, не изобретайте колесо – начинайте своё обучение с простых вещей. Глядя в видоискатель, человек учится отсеивать ненужные элементы, делая акцент на главном предмете. Научи́тесь малому, а позже приступайте к изучению более сложных вещей.

В помощь фотолюбителям перечислю несколько важных правил, которые помогут сделать простейший авторский кадр в стиле минимализма:

  • Выберите один небольшой объект, который кажется вам необычным, он-то и будет главным «персонажем» на вашей фотографии. При этом сам предмет не обязательно фотографировать крупным планом и уж тем более – по центру кадра. Лучше всего расположить объект сбоку или по диагонали, но не забудьте оставить около него «свободное место».
  • В минимализме важную роль играют линии (горизонтальные, вертикальные и диагональные), которые могут «направить» взгляд зрителя при 
  • просмотре в нужную точку. Приведу самый простой пример отображения линии в фотоминимализме – стебелёк пшеницы на фоне вспаханного поля. Согласитесь, это всем понятное и легко запоминающееся изображение.
  • Особое внимание уделите цвету, форме и текстуре объектов и фона. Для съёмочного процесса в качестве заднего плана вполне подойдёт любая однородная стена здания, травяное покрытие или даже небо. Любой предмет, имеющий внешне узнаваемое строение, будет интересен для съёмки – ваза, лодка, кленовый лист, блюдце, дерево, бумажный кораблик, мягкая игрушка и т.д.
  • Самый простой и эффективный способ съёмки в стиле минимализма – подойти вплотную к объекту и безжалостно «отсечь» от него всё то, что находится рядом. 

 

  •  В минималистической фотографии нет места случайным предметам. Поэтому особое внимание при съёмке простых композиций нужно уделять чёткому расположению элементов в кадре

 

Вот и все хитрости. Освоившись в съёмке одного объекта, со временем вы можете включать в кадр сразу несколько элементов, пробуя различные варианты и меняя ракурс.

И последнее. При съёмке простых сюжетов не бойтесь показаться зрителю скучными и примитивными, поскольку фотокамера (в отличие от кисти художника) лишь передаёт увиденное. Наоборот, в фотоискусстве простота очень ценится. Перефразируя известное высказывание, дам такое напутствие всем начинающим фотолюбителям: «Будьте проще, и зритель к вам потянется!»

 

Дмитрий Макаров. Фото автора

 

Оставить сообщение