18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-07
Рекламный баннер 300x60px right-2

Компьютер вам в помощь

09:34 19.02.2016
1852

Она проводилась в рамках XXIV Международных Рождественских чтений «Традиции и новации: культура, общество, личность». На одной из секций выступил протоиерей Владимир Янгичер, руководитель комиссии религиозного образования и катехизации Сергиево-Посадского благочиния, преподаватель Высших богословских курсов при Московской духовной академии, автор и разработчик мультимедийного конструктора по Основам православной культуры. Сегодня мы публикуем с сокращениями его выступление по теме: «Применение современных информационных технологий в духовно-нравственном воспитании детей».

– Я помню свои первые приходы в школу в 1991-1992 годах, когда стал священником и пошёл в поселковые учебные заведения. Помню, уходил с этих встреч с красными от стыда ушами и щеками. Подростки минут 10 изучали меня, а потом откровенно смеялись, показывая, кто я такой в их глазах. Они, конечно, правильно делали: ведь дети не умеют лицемерить и притворяться, в отличие от взрослых.

Вообще, как замечают психологи, у людей постепенно ослабляется способность абстрактного восприятия информации. У всех раздражён зрительный канал: мелькание картинок, беготня, клиповое мышление.

И первый раз я понял это, когда принёс в школу икону Рождества Христова. Дети так и прилипли к ней глазами. Разговор завязался, появился интерес. А потом – икону русских новомучеников, со множеством святых. Большая икона. И посыпались вопросы: а кто такие мученики и новомученики, а за что их мучили, а кто такой Христос, которого так истязали, и за что, а почему Он не убежал, а позволил над Собой издеваться? Для детей это – terra incognita. Сейчас я понимаю, почему раньше подростки смеялись. Я для них был человеком почти с другой планеты. И они для меня были другими.

Потом я стал заказывать в типографии иллюстрации формата А3 по темам, о которых рассказывал. «Сотворение мира» – от космоса до животных и человека. «Святая Русь» – тоже свои образы. На первых порах это выручало. Но не совсем. Ведь всё не напечатаешь. А картинки мнутся, рвутся, их всегда не хватает.

Стал изучать компьютер. Понял, как это «работает». Например, приезжаю в какую-нибудь дальнюю школу. Завуч спрашивает осторожно: «А можно мы вам дадим восьмой класс?» Это, как вы знаете, группа риска. Уже не дети, но ещё не взрослые. Заходишь в такой класс, а на последней парте сидит переросток. «А, поп пришёл. Сейчас жизни учить будет. Я знаю, как жить, у меня брат в тюрьме сидел». Руки на парту, голову на руки. А я рассказываю – и показываю. Минут через 10 голову поднимает, смотрит, слушает, а в конце урока спрашивает: «А когда Вы к нам ещё придёте?» И это не моя заслуга. Таковы особенности мультимедийных технологий, помогающие сплавить в одном месте и в одно время лучшие достижения мировой культуры, неотразимо действующие на душу.

Душа человека не изменилась за две тысячи лет. Просто вокруг него накопилось много мусора, а бриллиант в его душе жив, образ Божий неуничтожим. Бог создал человека по образу и подобию Своему. Можно стать преподобным, а можно и анти-подобным. Но образ Божий в человеке не уничтожается.

Когда я лет 15 уже занимался беседами со школьниками как свободный художник, всё было просто. Как художник: написал картину – и написал. Но для того чтобы рассказывать педагогам, оказалось, нужна методика. Постепенно выстроилась система, которая легла в основу мультимедийного конструктора.

Теперь расскажу о том, почему эта система работает. Наша педагогика основана и до сих пор ещё работает – и слава Богу! – на святоотеческом учении о человеке. Оно нам говорит, что в нас сосуществуют три составляющие: тело, душа и дух. Все эти три состава требуют питания…

Телесный, физический уровень питается впечатлениями от «физиса», т. е. от природы. Это фотографии окружающего мира, микро- и макрокосмоса.

Душевные впечатления – это мировая художественная культура. Сравните один и тот же уголок природы, который сфотографировал очень хороший фотохудожник на прекрасной фототехнике, и его же пишет художник. Гораздо больше впечатлений, душевного тепла идёт от этюда, нежели от фото. Потому что картина художника прошла через его душу, обогатилась его переживаниями.

Духовное – это сакральное, то, что мы видим на иконах, фресках, мозаиках в храмах. Компьютерная программа, в которой составляются презентации, позволяет ставить аудио-, видео-файлы. Получается такой «натиск» добра и света на человека. И все эти три уровня скрепляет понятие красоты. И это то, что понятно детям, питает душу.

Есть принципиальное отличие видео от слайда. Нет в природе таких явлений, которые мелькают, как в фильмах, 25 раз в секунду. Мы, конечно, приспосабливаемся, но, как утверждают психологи, из видеопросмотра мы воспринимаем только 23%. А слайды возвращают нам культуру созерцания: умение смотреть, думать, слушать, быть внимательным к деталям.

Вот работа одного студента пединститута. Два художника: Николай Ге и Александр Иванов. Ге считал своим учителем Льва Толстого, а Иванов – Николая Гоголя. Разные убеждения, разные философские подходы к творчеству. Но какие духовные последствия имеет их творчество, что вызывает в душе то или иное мировоззрение? Какими образами «дышит» душа в том или ином мировоззрении?

Есть такое устойчивое бого-словское выражение: «Русь мыслила образами». Образ Христа кисти Александра Иванова. Как можно художественными средствами выразить образ Богочеловека? Выбор красок. Акварель. Рука поёт. «Ночь в Гефсиманском саду». Но где тут ночь, где тьма? Свет, лёгкость. И это не случайно, ибо самое центральное слово в богослужении – свет.

Смотрим Николая Ге «Беседа Никодима со Христом». Сюжет один и тот же, но видение другое. Там спокойная беседа, а здесь стресс. Художник в картине выдаёт, что у него в душе. «Тайная вечеря»: изо всех великих мгновений этой прощальной беседы Николай Ге выбирает момент предательства. Запечатлён гениально. Но зачем? Может быть, было внутреннее ощущение: не я ли предаю?

О конструкторе. Это как библиотека, своеобразная хрестоматия. 500 Гб, около 300 000 файлов, материалы культурологической направленности. В каждом боксе по два диска. Первый диск-раздел – видеозапись урока в школе, 22 беседы. Второй – материалы, по которым этот урок готовился. Здесь открыто всё, и вы можете свободно вставить в презентации свой материал, фото своих детей, аудио-, видеофайлы, тексты, презентации.

Первый том – 44 диска с материалами для уроков со школьниками.

Второй том – 36 часов курсов повышения квалификации для учителей.

Третий том – два учебника по ОПК: дьякона Андрея Кураева и Татьяны Костюковой. И у того, и у другого есть свои плюсы и минусы. Здесь приведены методические материалы и комментарии.

Четвёртый том – «Страсти по Евангелию от Матфея». Это педагогические разработки моего фильма на музыку митрополита Иллариона. А приложение заполнил православными видеофильмами, различными тематическими презентациями, лекциями академических преподавателей, текстами книг – около 70 тысяч, фотографиями, которые могут быть полезными в школе на различных предметах гуманитарного цикла. Думаю, что мой конструктор поможет педагогам в их преподавании основ православной культуры.

С вопросами обращайтесь на эл. почту: dety@mail.ru.

 

Елена Липатова. Фото из архива епархии

 

Оставить сообщение