Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодняшнее Евангельское повествование посвящено вечной теме теме любви. Это жизненно важное Евангелие для каждого из нас. "Бог есть любовь" (1Ин. 4:16), а мы чада Божии. Поэтому любовь это то свойство человека, которое должно быть от него неотъемлемо, которое должно характеризовать всего человека. Каждый человек должен быть сплошной любовью. Но мы с вами знаем, насколько трудно любить. Насколько легко любить, когда любят нас, и насколько сложно любить, когда возникают противоположные чувства.
Если на сегодняшнюю эпоху взглянуть, то это эпоха лжи и лукавства. А где ложь и лукавство, там нет любви. Про нашу эпоху можно сказать то, что когда-то о ней предрек Господь Иисус Христос: "По причине умножения беззаконий, во многих охладеет любовь" (Мф. 24:12). Само умножение беззаконий говорит о том, что иссякает любовь к Богу, потому что там, где любовь, там не может быть беззаконий. Если любовь это переодетый эгоизм, то могут быть беззакония, потому что эгоист любит только до тех пор, пока сам получает, а как только перестает получать (а еще надо отдавать), еще если за эту любовь ему придется платить дорогую цену, тогда эта любовь сразу пресекается, прекращается. Вот почему любовь современных людей называют эгоизмом.
Человек как подобие и образ Божий должен стяжать это сущностное свойства Бога любовь, потому что оно для него естественно и необходимо. Каждый из нас должен понять, что человек хоть и образ, и подобие Божие, но тем не менее находится в состоянии болезненном. Эта болезнь заключается в том, что мы имеем удобопреклонность ко греху, как говорят Святые Отцы. То есть нам трудно любить, потому что мы еще и грех любим, а эта любовь никак не может носить божественного отпечатка. Поэтому, чтобы любить чисто, нужно отвергнуться греха, а для этого необходимо трудиться. Стяжание любви серьезный труд, как и стяжание других добродетелей смирения, плача о своих грехах, стремления к правде, милосердия и т.д.
Господь в сегодняшнем Евангелии показывает, что мы должны сделать, чтобы понять, что такое любовь, и как этому научиться. Он говорит, что мерой любви к другим должны быть мы сами. Мы не хотим, чтобы нас оскорбляли, тогда не надо оскорблять других, мы не хотим, чтобы нас обижали, как-то притесняли, плохо говорили, то мы не должны этого делать в отношении других. Мы хотим, чтобы нас грели, питали, утешали, ободряли, подставляли плечо, не предавали, то мы должны сами стараться так делать. Понять просто, а сделать не просто, поэтому у нас есть люди, которых мы действительно любим, готовы на самопожертвование ради них, есть люди, которые действительно могут подставить плечо и так далее, а есть люди, к которым мы относимся мягко говоря прохладно, или которых мы вообще не любим. А Господь говорит о любви даже к врагам. Это некий такой идеал, который сложно достижим для многих из нас, но к которому нужно стремиться, потому что каждый человек, не зависимо от того, как он к нам относится, он страдает от своих грехов, страстей. Как князь Мышкин в известном произведении Достоевского, когда его ударили говорит: "О, как вы будете стыдиться своего поступка!" Он абстрагируется от себя, ему больно и ничего, а вот он другой человек, он будет страдать за то, что не сдержался, проявил гнев. Вот настоящая любовь.
Есть такое понятие "сочувствие", когда мы имеем такие же чувства, как и у ближнего. Вот ему тяжело, а мы ему сочувствуем. Сегодня есть для каждого из нас возможность сочувствовать. Страна находится в большом напряжении, сегодня наши воины сражаются, сегодня наши правители стараются на всех уровнях, чтобы мобилизовать все силы для победы, и многие люди сегодня откликаются и помогают, чтобы воины не мерзли в окопах, чтобы у них действительно всего хватало. Это действительно проявление сочувствия.
Настоящая любовь как раз и есть в этом сочувствии, в переживании, сострадании. Человек страдает, и мы страдаем вместе с ним. Можно просто сидеть и говорить "да, жалко", а можно встать перед иконами и помолиться, почитать Псалтирь, а если есть возможность, то помочь каким-то образом. Конечно, если бы так всегда было, если бы все христиане так себя вели, то мир бы был совсем другой, не было бы войн, никаких волнений, переворотов и так далее. Способ любить, сострадая, это способ избавиться от злобы и от гнева, от других страстей, которые самих нас уничтожают и вокруг нас все приводят к беспорядку. Такое сегодня слово Господне, которое говорит, что мало для нас любить тех, кто нас любит, мало давать взаймы тем, от которых надеемся получить обратно, но мы должны и взаймы давать, и помогать, что называется, бескорыстно. Некоторые говорят: "Не делай добра, чтобы не было тебе зла". Это бесовское и дьявольское изречение. Если мы делаем добро, то враг нашего спасения будет нам мешать, будет "палки в колеса вставлять", через людей действовать. Люди это орудие либо в руках промысла Божия, либо в руках врага нашего спасения. Если мы не получили за свое добро, то, значит, что-то не так, не то добро, или подожди немножко, чуть попозже получишь, но обязательно получишь. Как Святые Отцы говорят: доброму делу всегда или предшествует, или последует искушение". Конечно, для нас это не нормально, но никуда от этого не денешься, потому что так устроена жизнь. И духовная жизнь она тоже имеет свои законы, где действие равно противодействию. Бог нам помогает, а враг мешает, и так будет всегда. Ну, что же теперь, не будем сражаться, не будем стремиться?! Будем стараться все равно, потому что, если Бог за нас, то кто против нас?! Мы хоть и грешники, но мы Божии, и мы должны всегда обращаться к Богу за помощью: "Господи, помоги нам любить ближних наших от всего сердца и помоги нам в этой науке из наук, и искусств из искусств любви". Аминь.
Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 17/10/2022