История развития отечественной металлургии – базовой отрасли промышленности – началась в ХVIII веке. В 1719 году знаменитый указ Петра Великого разрешил «каждому на Руси искать, чистить и плавить металлы». Тогда и в Выксе появилось кустарное изготовление кричного железа.
В прошлом году Выксунский металлургический завод отметил юбилей – 255 лет. И как бы удивились его основатели Иван и Андрей Баташёвы, увидев, каким стало их детище. Сегодня ВМЗ – одно из ведущих предприятий российской металлургии, оснащённое современным оборудованием, имеющее высокопрофессиональные кадры. Именно они – металлурги создают необходимый фундамент для устойчивого развития других отраслей экономики.
День металлурга давно перестал быть сугубо профессиональной датой. Этот праздник выксунцы отмечают как день города, отдавая должное «покорителям металла», величию и красоте их труда.
О таких людях мы и хотим рассказать в этом выпуске газеты.
Каждая плавка, как новое испытание – одинаковых не бывает
Трудовая биография Ивана Лабазова похожа на биографию многих его одногодков. Он не мечтал о покорении заоблачных высот, а решил, что будет работать на металлургическом заводе и желательно в мартеновском цехе.
Почему Иван выбрал мартен? Да хотел сам понять, каково это – варить сталь. Получив школьный аттестат, поступил в профессиональное училище №2, чтобы познать азы «огненной профессии». Однако на практике полученные теоретические знания подручному сталевара Ивану Лабазову применить не удалось.
Пришёл домой после первой рабочей смены на мартене, а на столе лежит повестка из военкомата. И начались армейские будни…
Служил в Ростовской области, во внутренних войсках. Честно и сполна отдав долг защитника Родины, вернулся в Выксу. Опять устроился в мартеновский цех по той же специальности. Немного обвыкнув, понял, что надо пополнять багаж знаний, поэтому поступил в Московский государственный открытый университет, на кафедру чёрной металлургии. Конечно, было нелегко совмещать напряжённую работу и учёбу, но в коллективе его стремление к профессиональному росту только приветствовали и поддерживали добрым словом и делом.
Иван внимательно наблюдал, как работают опытные мартеновцы: старший мастер Александр Михайлович Шевяков, сталевар Николай Сергеевич Карпов, мастер Александр Иванович Селезнёв. А ещё ему помогал освоиться на производстве начальник смены Сергей Михайлович Сафонов. Все эти люди сыграли важную роль в том, что из выпускника профессионального училища постепенно сформировался настоящий специалист, умеющий, если требовалось, брать на себя ответственность и решать непростые производственные вопросы.
Сейчас Иван Александрович работает мастером участка выплавки стали в литейно-прокатном комплексе, куда перешёл в 2007 году. Здесь входил в курс дела при поддержке начальника участка Валерия Вячеславовича Соплина, начальника цеха Дмитрия Васильевича Морова. Круг должностных обязанностей большой, и главная среди них – строгое соблюдение техники безопасности и технологии. Для каждой марки стали, а их более 15, есть свои особенности. ЛПК – это современное производство, где всё максимально автоматизировано, но труд сталевара остаётся тяжёлым. В смену делают по 12 плавок. Каждая из них, как очередное испытание людей на прочность, их навыков и знаний. Особая ответственность лежит на мастере. Как говорят специалисты, мастер – важное связующее звено между руководством и рабочими. С него и спрос двойной, поэтому должность незавидная, требующая и профессионализма, и знаний психологии.
Это приходит с опытом. Ивану Александровичу удаётся найти взаимопонимание с людьми, с которыми трудится бок о бок. Ведь выполняют одно общее дело. Конфликтная ситуация, а иногда и такое случается, обязательно сообща разбирается и «раскладывается по полочкам», чтобы не было недомолвок и обид. Коллеги ценят в мастере Лабазове такое качество, как умение признавать свои ошибки и уважительное отношение к мнению других. А он ценит в людях честность, прямоту и дружелюбие, и сам такой же человек – открытый, отзывчивый на чужую беду.
Кипящий металл не только завораживает, но и заставляет потрудиться до «седьмого пота»
Александр Седышев пришёл на завод, на мартен, по стопам родителей, которые тоже трудились в этом цехе – Валерий Михайлович был разливщиком, Людмила Александровна – бухгалтером.
Как и в других семьях, у Седышевых рабочие вопросы нередко обсуждались и дома, поэтому Александр с детства знал, насколько тяжёл и ответственен труд «на горячем производстве». Но когда первый раз ещё подростком побывал на мартене, увидел разливку металла, то понял, какую профессию выберет после школы. Да поначалу «накладочка вышла»: когда пришёл в профтехучилище №2 – кузницу рабочих кадров ВМЗ, узнал, что набора на специальность «подручный сталевара» не будет. Огорчился, конечно, но решил времени зря не терять и учиться профессии электрика. И всё же от мартена он никуда не ушёл – по окончании училища пять лет работал здесь электриком. А тут началось строительство литейно-прокатного комплекса.
Новому производству требовались кадры. На заводе открылись курсы подготовки подручных сталевара, вёл которые профессионал своего дела Дмитрий Васильевич Моров. В числе «курсантов» был и Александр. Так он стал подручным сталевара, ему присвоили пятый разряд и предложили выбор: переходить на ЛПК или остаться на мартене. Решил, что остаётся, так как в этом цехе всё как-то роднее и ближе, в коллективе добрые взаимоотношения.
Его определили в смену «А» к сталевару Дмитрию Николаевичу Трусилину, который оказался замечательным наставником. Когда рядом с тобой человек, не только прекрасно владеющий ремеслом, но и щедро делящийся накопленным опытом и знаниями, то это дорогого стоит. А если ещё и ученик попался с головой, пытливый, стремящийся как можно больше знать и уметь...
Александр уже три года успешно трудится сталеваром печи-ковша, плавит сталь для производства железнодорожных колёс, и по-прежнему его завораживает кипящий металл. За смену вместе с напарниками (а в смене пять человек) «обрабатывает» семь ковшей, варит «стальной суп» как заправский повар. Только содержимое котла куда серьёзнее и требует чёткого соблюдения технологии, техники безопасности.
Важный и ответственный процесс – «наводка шлака» по химическому составу, который необходим для того, чтобы зажечь дугу. Затем металл необходимо нагреть до 1640 градусов, а завершающий этап – раскисление – для каждой марки стали свой набор лигирующих добавок.
Весь процесс производства находится под постоянным лабораторным контролем и по мере возможности автоматизирован, но лопата и метла остаются у сталеваров привычным рабочим инструментом. Однако Александра это нисколько не смущает, не рвётся он и на руководящую должность – предпочитает честно и хорошо выполнять свою работу.
Он никогда не откажет в помощи, в дельном совете, а в людях ценит порядочность и доброту, умение держать данное слово и не разбрасываться обещаниями. Эти качества воспитывает и в сыновьях. Кем они станут и продолжат ли династию металлургов Седышевых, говорить рано. Мальчишкам ещё расти да расти, но они очень гордятся папой, успевшим стать лауреатом премии имени братьев Баташёвых, получившим Диплом от губернатора Нижегородской области. А недавно бригада Седышева победила в заводском конкурсе на улучшение условий труда. Что желает Александр Валерьевич себе и другим металлургам в преддверии профессионального праздника? Стабильной работы и достойной оценки труда. Пусть так и будет!
Наладчик – лучший друг оборудования
Он даёт ему «рабочую жизнь»
Недавно на доске Почёта перед АБК трубоэлектросварочного цеха №5 в числе других лучших трубников появилась и фотография наладчика Сергея Игошина.
Он родом из Белоруссии, до аварии в Чернобыле жил в Гомельской области. Произошедшая в 1986 году трагедия многих разбросала по разным городам и весям, вот и Сергей с родителями переехал в Выксу, на родину отца. Здесь пошёл в первый класс школы №12. Учился с охотой, но хотелось побыстрее стать самостоятельным, а для этого надо было получить профессию. Решил стать электриком и для освоения специальности выбрал, как и многие сверстники, профессиональное училище №2. Служба в армии стала для юноши серьёзным испытанием на крепость характера, закалила и физически, и духовно. Севастополь, Черноморский флот. Трудно, но интересно и сразу видно, что ты за человек, на что годен. Была мысль продолжить службу по контракту, но всё-таки решил вернуться в Выксу, которая стала второй родиной.
Устроился оператором в ЗАО «Конструкция», делали панели-«сендвичи», а в 2004 перешёл в трубоэлектросварочный цех №5 оператором пульта управления. Сначала тяжело приходилось, так как у Сергея была специализация «металлообрабатывающие станки», то это оборудование пришлось изучать самостоятельно. Он оказался очень настойчивым, с головой «ушёл» в спецлитературу, год с лишним, можно сказать, жил в Интернете. А к тому времени был уже женатым человеком, и большое спасибо супруге, что с пониманием относилась к такому интенсивному обучению мужа. Он же ещё окончил и заочное отделение Владимирского госуниверситета, факультет радиоэлектроники. Сергей искренне признателен за помощь и поддержку наладчикам Александру Викторовичу Дырову и Сергею Михайловичу Шепелеву, которых считает своими наставниками. Именно благодаря этим специалистам он сумел быстро освоить тонкости новой профессии. Да и в целом в коллективе его встретили доброжелательно. Начальник участка Сергей Владимирович Духов, который и сам начинал рабочим, всячески поддерживал. Такое отношение придавало уверенности в собственных силах.
Позже Сергей и сам стал наставником для пришедшего в цех новичка Евгения Бембена. Теперь они – напарники, научились понимать друг друга с полуслова, оба относятся с большой ответственностью к работе, ценят добрую шутку. Оборудование, которое обслуживают, сложное, в цехе продолжается процесс модернизации. Сейчас предстоит пуско-наладка двух новых станков для нарезки резьбы класса «премиум». Знания и опыт у Сергея имеются, а также – умение мыслить нестандартно, желание усовершенствовать процесс. Он искренне увлечён профессией, что тоже очень важно для успешного результата. Такое отношение к работе не остаётся не замеченным – за пуск третьей линии ТЭСЦ №5 Сергей Юрьевич был награждён ценным подарком, в его послужном списке несколько благодарностей от руководства цеха и предприятия, Почётные грамоты.
Вспомогательный, но важный цех
Персидский руководил им 35 лет
У Виталия Васильевича Персидского связь с металлургическим заводом берёт начало от прадеда Ивана Алексеевича. Здесь же трудились дед Дмитрий Иванович и отец Василий Дмитриевич – все отработали на ВМЗ по 45 лет.
Виталий просто обязан был соответствовать мужчинам из рода Персидских и продолжить династию металлургов. Он любил учиться и блестяще окончил школу №4, дальше – прямой дорогой на ВМЗ. Его приняли в копровый цех электриком, а через год призвали на срочную армейскую службу – попал на Северный флот. Демобилизовавшись, прямо в морской форме бравый матрос Персидский пришёл в приёмную комиссию МВТУ им. Н. Баумана. Документы подал на приборостроительный факультет и успешно выдержал все экзамены – сказалась отличная школьная подготовка. Виталий Васильевич до сих пор с удовольствием вспоминает студенческие годы. Они проходили очень интересно и насыщенно. Учёба, конечно, была на первом плане, но и про культурное развитие будущие инженеры не забывали. А ещё стройотряд бауманцев работал на целине, да так ударно, что Виталий получил первую свою награду – медаль «За освоение целины», которую ему вручали в Кремле.
1967 год. Учёба позади. Дипломированный специалист Виталий Персидский вернулся в Выксу, на металлургический завод. Назначили заместителем начальника цеха КИП (контрольно-измерительных приборов), далее – начальником цеха. На этой должности бессменно проработал 35 лет – в истории завода это, пожалуй, единственный случай.
Он признаёт, что судьба была к нему щедра на встречи с замечательными людьми, искренне любящими свою профессию, единомышленниками, душой болеющими за дело: Борис Григорьевич Соловей, Олег Борисович Моисеев, Виталий Сергеевич Крашенинников и другие. Особое впечатление произвело знакомство с новым директором – Александром Сергеевичем Вавилиным. Вот был руководитель высочайшего класса и новатор, а главное – проявлял большую заботу о людях, развивал социальную сферу города. Это при нём в Выксе были построены микрорайоны, расселялись бараки и коммуналки.
Цех КИП относился к вспомогательному производству, но его коллектив решал очень важные задачи: учёт расхода энергоносителей, поддержание режима работы печей на мартене, в «колёске». Цеху требовались грамотные специалисты, их стали готовить в Выксунском техникуме, создав группу «автоматчиков» – будущих киповцев. Завод расширялся, в новых цехах требовались современные методы измерения и контроля, которые невозможны без соответствующих приборов.
За время работы Виталия Васильевича в цехе КИП трижды полностью обновлялось оборудование. Линейно-угловые средства измерения заменили на механические, ртутные, электрические, а затем – на электронные. Большим прорывом стало внедрение в заводском весовом хозяйстве тензометрических весов для взвешивания железнодорожных вагонов. Первые установили в ТЭСЦ №2.
С пуском колёсопрокатного цеха компьютеризировали учёт энергоресурсов. Шутка ли, завод расходовал в сутки 800 тыс. кубов газа. Киповцы не только обслуживали приборы измерения и контроля, но и ремонтировали их, имели право ставить клеймо.
Виталий Васильевич поощрял инициативу и добросовестное отношение к работе, не терпел разгильдяйства. Да, таких в их цехе и не было. Несмотря на невысокую зарплату, быть киповцем было престижно, поэтому никакой текучки кадров, стабильный и дружный коллектив, 90% работников с высшим или специальным образованием. Подчинённые и руководство предприятия с большим уважением относились к начальнику цеха КИП, как к человеку с глубокими знаниями и профессиональным опытом. За большой вклад в пуск КПЦ и ТЭСЦ №3 Виталий Васильевич был награждён Орденом «Знак Почёта». Сейчас династию металлургов Персидских продолжают его сыновья и внуки.
Татьяна Щукина. Фото из архива пресс-службы ОАО «ВМЗ», А. Шевякова и В. Персидского