17 декабря 2022 года епископ Выксунский и Павловский Варнава в числе архиереев Нижегородской митрополии и клириков Нижегородской епархии сослужил митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Георгию за Божественной литургией в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода.
В этот день Православная Церковь празднует память преподобного Иоанна Дамаскина небесного покровителя Нижегородской духовной семинарии, студенты которой молились за богослужением вместе с многочисленными прихожанами, воспитанницами епархиального Центра подготовки церковных специалистов Покров, а также преподавателями этих духовных школ.
По запричастном стихе епископ Варнава обратился к собравшимся со словом проповеди, в которой напомнил о том, что преподобный Иоанн Дамаскин является автором погребальных стихир со словами: какая житейская сладость бывает печали не причастна, или какая слава стоит на земле непреложно и пасхального канона: Воскресения день, просветимся людие....
Это вершины церковной гимнографии по силе поэзии, глубине мысли и силе образов. Они настолько близки каждой христианской душе, что, заставляя задуматься о вечности, особым образом утешают ее и в скорби, и в радости, отметил, в частности, владыка, напомнив также, что преподобный Иоанн Дамаскин предложил первый опыт систематизации христианского вероучения и был мужественным борцом против ереси иконоборчества.
В своем слове епископ Варнава подробно остановился на том, почему преподобный Иоанн Дамаскин так боролся за чистоту веры и насколько это актуально сегодня для нас: Да потому что нет ничего важнее в жизни человека чем вопрос спасения его души. Душа человеческая это младенец бессмертия. А младенца нужно правильно кормить, воспитывать, развивать, чтобы он возрос в меру возраста Христова. А если питаться чем попало, убивать время в виртуальном (не реальном) пространстве, воспитывать в культе свободы без согласия с нравственными нормами и совестью человек станет демоном во плоти. Нам в эпоху лжи и подмены понятий это должно быть понятно. Сегодня под правильными и яркими образами и понятиями скрываются или формы равнодушия, или диктата взбесившегося развращенного меньшинства над сохранившим здравие большинством. И если это меньшинство количественное, но обладающее огромной властью и ресурсами победит наступит конец истории человечества. Чтобы этого не произошло (не дай Бог) Россия сегодня снова в тяжелых условиях войны спасает этот мир. Если в эпоху преподобного Иоанна все силы души направлялись, чтобы не потерять чистоту веры, в эпоху ренессанса не потерять Бога, то в эпоху трансгуманизма остаться человеком.
Далее владыка задает вопрос, почему же, если нет ничего важнее спасения души, мы наблюдаем сегодня охлаждение в вере? И отвечает, приведя следующий пример: Поговорим о монашестве. Потому что это люди, которые отреклись от мира, сожгли мосты, связывающие их с миром, поставив спасение главной и единственной целью своей жизни. Монахи образец для мирян в стремлении к чистоте сердца и спасению. Именно поэтому Иоанн Лествичник говорит: Свет монахам суть ангелы, а свет для всех человеков монашеское житие. Во времена преподобного Иоанна Дамаскина в монастырях Палестины и Египта спасались тысячи монахов. Сотни святых подвизалось в одно время. Сегодня в некогда знаменитых монастырях подвизаются несколько десятков, и это в лучшем случае. На Святой Горе Афон еще к началу XX века подвизалось 11 тысяч иноков, а сегодня 1800. И это на 20 монастырей с многочисленными скитами. В европейских православных странах не редкость один или двое монашествующих на монастырь. В России положение чуть лучше, но тот же кадровый голод испытывают практически все монастыри. Почему такое охлаждение? Главная причина в том, что вопрос спасения как-то ушел на периферию сознания, перестал быть главным вопросом жизни. Причин этому много. Суета, соблазны, дефицит времени И еще, как мне думается, нам кажется, что об этом мы успеем еще подумать, мы успеем еще исправиться. Но это ложная мысль. Многие уже не успели.
Епископ Варнава также пояснил, почему полезно читать жития святых, изучать историю Церкви: Это ведь жизнь людей, их духовное дыхание. И в этом дыхании была тревога о своем спасении, между страхом и надеждой, бережное отношение к времени, ревностное отношение к основам веры, готовность терпеть муки и даже смерть за ее чистоту, как мы видим в житии преподобного Иоанна. Вот уже пострадал за веру, лишился кисти руки, и возраст уже преклонный, но нет, все равно идет обличать иконоборцев, снова терпит муки, заключение. Для чего он это делает? Потому что знает, что не только страсти, беспечность о спасении, но и уклонение в ересь выводит из Церкви и приводит к гибели души. Среди еретиков (особенно среди монофизитов) было много строгих аскетов-подвижников. А Блаженный Августин говорит: Вне церкви можно иметь духовный сан, таинства, алилуйя, и литургию, Евангелие и проповедь. Но спасение можно обрести только в кафолической церкви. Вот о чем говорят жизнь и труды этого великого подвижника. Его назидание нам, чтобы мы среди суеты временной жизни не забывали о вечности.
В завершение своей проповеди Преосвященнейший владыка привел слова святителя Игнатия Брянчанинова: В вечность! В вечность! Идём, мчимся путём жизни! Всё, и сладкое и горькое остаётся за нами. Бывшее как бы никогда не бывало. Одно вечное не подлежит времени, не подлежит переменам, должно быть признано существенным, достойным всего внимания, всех забот: потому что остаётся навсегда. Вспомнив так же напутствие апостола Павла: Ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном, епископ Варнава пожелал, чтобы преподобный Иоанн своим житием и богодухновенными текстами всегда напоминал нам об этом.
Фото Глеба Пушменкова / Сайт Нижегородской митрополии
Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 17/12/2022