Но несмотря на это, перед нами вырисовывается личность незаурядная, самобытная, оригинальная. Дети переняли его стремление идти в ногу со временем и были всегда на острие событий, происходящих в стране.
Знакомьтесь: Иван Духовской, народник, священник, учитель.
О его происхождении известно лишь то, что был он из дворян со средним доходом. В воспоминаниях Владимира Короленко есть упоминание о некоем Иване Васильевиче Духовском, владельце книжной лавки и магазина в Нижнем Новгороде. И хотя был он слепым, но посещал собрания передовой части интеллигенции, неплохо играл на скрипке. Возможно, что его сыном являлся Иван Иванович Духовской, который после окончания Московского университета по доброй воле поехал в глушь, в Ардатовский уезд. Что искал умный, образованный и эрудированный человек в деревне? Сегодняшние выпускники вузов вряд ли поймут подобный порыв души студента. Но Московский университет 60-70-х годов XIX в. жил идеями народничества, стремлением защищать крестьянские массы, просвещать их. Идеи «хождения в народ» будоражили умы и призывали к действию. В русле этих идей и настроений шёл и юный Духовской.
Местом приложения своих идей он выбрал с. Полдеревка Ардатовского уезда.
Поскольку по своим убеждениям он относился к тому течению народников, которые ставили задачи улучшения положения крестьян путём их просвещения при сохранении основ тогдашнего государства и общества, он решил осчастливить российских крестьян, обучив их грамоте, основам агротехники, культуре быта.
Приехав в Полдеревку, поселился в крестьянской избе, познакомился с обстановкой, людьми, начал воплощать свои идеи в жизнь. Решил на личном примере показать, что в деревне люди могут жить хорошо. За-имел пай земли, вскопал огород, посадил сад, завёл кое-какую живность, пасеку и как-то быстро договорился об открытии начальной школы, где сам и начал учительствовать.
А потом, как водится, познакомился с девушкой Машей, поженились. Жили в счастье и согласии, родились в семье четыре дочери и сын. Появились заботы не только о том, как содержать их, но и где дать образование. Для этого нужны были деньги и дополнительный заработок. И Иван Иванович принял просьбу прихода, стал служить священником в местной церкви в честь Пресвятой Живоначальной Троицы. Построенная попечением купца первой гильдии Ивана Ступина в 1859 году, она славилась на всю округу своими колоколами, чей перезвон был слышен даже в Муроме.
Так он стал в деревне и учителем в школе, и священником в храме, и трудолюбивым семьянином, не чурающимся никакой работы. В труде воспитывал своих детей.
Он дал им гимназическое образование, но поднять благосостояние крестьян в деревне оказалось делом трудновыполнимым. Хотя пример Ивана Ивановича был положительным, многие заимели пасеки, завели в хозяйствах гусей и уток, однако до обучения в гимназии дело так и не дошло.
Дочери Духовского работали учительницами в школах Ардатовского уезда, потом вышли замуж и уехали. Старшая дочь Вера добровольно ушла в 1914 году в сёстры милосердия, служила в лазаретах, потом вышла замуж за офицера левых взглядов. Надежда стала женой врача Н.М. Сметанкина, Софья – женой специалиста по торфоразработкам А. Аникина, обе осели в Нижнем Новгороде. Младшая Любовь полюбила инженера-строителя К.К. Щеглова, осталась в Выксе, а сын Серафим учительствовал в Павлово. Погиб на фронте в Великую Отечественную.
Иван Иванович вместе с женой уехал в Выксу в 1918 году. Умер в начале 30-х. А жена стала жить в семье младшей дочери Любы в квартире дома №3 на Советской площади Верхней Выксы, но доводилось коротать дни и одной, когда супруги Щегловы уезжали на стройки Урала, в Кулебаки. Впоследствии Любовь Ивановна закончила фельдшерскую школу, работала заведующей здравпунктом на Верхнем заводе, а в годы войны ухаживала за ранеными в госпитале, который располагался в ДК им. Лепсе.
Драматична судьба старшей дочери, Веры. Муж её погиб в Гражданскую войну, сражаясь в Красной Армии против белых. Уже будучи вдовой, закончила пединститут, преподавала иностранный язык в школе г. Краснодара, там вышла второй раз замуж за командира Красной Армии. Детей у них не было, и жили они в доме родителей. В Великую Отечественную войну и второй муж погиб, а во время оккупации с августа 1942-го по февраль 1943-го Вера Ивановна находилась в партизанском отряде, была переводчицей и разведчицей. От дома мужа в Краснодаре осталось пепелище, и Вера Ивановна приехала к матери и сестре в Выксу, в 1943/44 и 1944/45 учебных годах преподавала иностранный язык в школе №3, потом уехала в Краснодар и там прожила в одиночестве до своей кончины.
Потомки Сметанкиных, Аникиных, Щег-ловых получили достойное образование, разъехались по стране, каждый стал профессионалом в своём деле, и, что очень важно, все они остаются патриотами своей Родины.
Надежда Князева. Фото из семейного архива Духовского.