18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-07
Рекламный баннер 300x60px right-2

Про птиц, что не долетели

00:00 16.01.2013 16+
4687

Перед вами рассказ о том, как шли работы и каковы их результаты.Перед вами рассказ о том, как шли работы и каковы их результаты.

Предыстория

В 2010-м году в Глинковском районе Смоленской области поисковый отряд «Горящая земля» занимался поднятием советского самолёта. Обнаруженные останки пилота были перезахоронены, был поднят 700-килограммовый двигатель машины. Однако уже тогда местные жители обратили внимание ребят на местность, где упал ещё один, якобы американский, самолёт. Но в 2010-м на осеннюю Вахту выксунцы не попали, а в 2011-м вели работы в других районах. И только в 2012-м году наши поисковики вернулись к вопросу об истребителе американского происхождения.

Рассказывает руководитель «Горящей земли» Алексей Петров.

Американец

– Рассчитывали поднять машину в привычном для нас виде – остов, вооружение, мотор. К сожалению, подняли то, что осталось после чужих попыток вытянуть технику. Скорее всего, тогда интересовались самолётом не в историческом плане, а металлолома ради. Применяли технологию «направленного взрыва», что не могло не навредить. Работали с тем, что досталось. Кстати, пилот был поднят несколько лет назад и перезахоронен со всеми подобающими почестями. Нам же нужно было установить номер машины, чтобы определить, с какого фронта и когда она была переброшена в этот район.

Сначала копали «на штык» – обнаружили патроны от крыльевых пулемётов с американской маркировкой, так что легенда об иностранном происхождении самолёта подтвердилась сразу (такие нам поставляли по договору ленд-лиза). Потом, когда серьёзно начали копать с другой стороны ямы, наткнулись (чего не ожидали) на пару «браунингов» правого крыла. Нетронутых – что особенно важно. Подняты были оба пулемёта. Отлично сохранились родные надписи краской на них, маркировка завода-изготовителя. Во второй день подняли фрагменты крупнокалиберного пулемёта (разнесённого взрывом при падении), трассирующие пули и снаряды без гильз. На глубине около 70 см нащупали какой-то крупный предмет. Раскопав следующим утром, выяснили, что это – цилиндр от двигателя, деформированный вследствие удара.

Целыми в двигателе оказались только поршни – подняли оба. Заветных цифр, по которым можно было бы отследить судьбу самолёта, обнаружить не смогли: была надежда найти их продублированными на шатуне, но тот оказался «в клочья». А яма уже углублена на три метра, копать всё сложнее. Тем не менее со дна подняли ещё стойку шасси, топливный кран, звенья ленты. Найденные пули 12,7 мм были загнуты – таким сильным был удар. Наткнулись на куски металла, но номеров на них не нашли. Двигатель, как мы и предполагали, взорван и что-то определить по нему невозможно. Дальше копать не было смысла и оставалось надеяться только на номера пулемётов.

Что сегодня можно сказать об этом самолёте? Установлено, что данная машина была переброшена с Ленинградского фронта.

Вообще, крупный аэродром располагался в Павлово. И по сохранившимся документальным данным, на территории Смоленской области «осталось лежать» порядка 77 машин. Это и бомбардировщики СБ (около 17), и самолёты Яковлева, и штурмовики ИЛ-2 – не вернувшиеся на аэродром после боёв. Поэтому, когда к нам поступила информация, что рядом находится ещё одна яма с упавшим самолётом, мы не удивились и сразу же выдвинулись на место.

Легендарный ИЛ

Второй самолёт лежал выше и его тоже уже пробовали поднимать взрывом. Благо, проходящие здесь грунтовые воды не позволили сильно изуродовать технику. Ещё в 1978-м здесь из земли торчал хвост. Пытались, что странно, вытащить трактором и за него. Закончилось это тем, что хвост оторвали и утащили на цветмет. Ну а яму, которую в ходе этих попыток выкопали, залило водой, что не облегчило нам работы. Пока убирали помпой воду, вёдрами жижу, а лопатами глину, стал виден распредвал двигателя, головка цилиндра. Достали корпус от немецкой противотанковой мины – видимо, с её помощью «умельцы» и пытались поднять машину из глины. Углубившись ещё на 20 см, обнаружили цельный лист металла. Оставили мотор и начали откапывать металл. Оказалось, двигатель как бы обёрнут 6-миллиметровой бронёй фюзеляжа – результат деформирования техники при столкновении с землёй. И именно броня дала нам ответ на вопрос о том, какой самолёт покоится в земле. Ведь единственным, кто имел подобную бронированную защиту, был штурмовик ИЛ-2. Легендарная боевая машина. «Летающий танк» – звали его конструкторы, «самолёт-солдат» – уважительно говорили фронтовики, «бетонный самолёт» – дали ему название пилоты Люфтваффе. Он же – «мясорубка», «железный Густав», «чёрная смерть» для Вермахта.

Двигатель удалось поднять только после двух с лишним дней физической и мозговой работы, лебёдки, растущих рядом сосен и деревенского трактора. И вот тут-то в яме мы обнаружили ещё одно «нечто» – кусок трубы. Думали – стойки шасси, выяснилось – 37-миллиметровая авиапушка. Лично я это оружие вживую не видел ни разу. А оно того стоит. Снаряд этой НС-37 (Нудельман-Суранов) мощнее аналогичного калибра противотанковой немецкой Pak 35/36. Сила отдачи (на земной станке) – 5500 кг. Неудивительно, что при стрельбе из неё самолёт сносило с курса. Крепилась пушка в подкрыльевой гондоле.

Кстати, подъём этого ИЛа практически совпал с днём празднования 100-летия Российской авиации. Думаю, наша работа стала отличным подарком защитникам неба, как прошлых лет, так и настоящего времени. Судьба ещё одной бронированной птицы стала известна.

А авиапушка, редкий экспонат, теперь будет храниться в Смоленском музее.


Фото из архива отряда «Горящая земля»
Оставить сообщение