Более 16 лет возглавлял он крупное предприятие, и при его непосредственном участии вводились в строй новые производственные мощности, реконструировались старые цеха, внедрялись новые технологии. За годы своего директорства он вывел предприятие в рентабельное. 20 января Петру Михайловичу исполнилось бы 100 лет. Дата внушительная и значительная.
Строки биографии
Родился в городе Верхнеуральске. Их крестьянская семья рано осталась без кормильца и тринадцатилетнему Петру пришлось наняться на работу учеником шорника. Рабочий день длился по двенадцать и более часов. Лишения и голод заставили переехать в Магнитогорск. Там он устроился разнорабочим в механический цех одного из предприятий. Днём работал, а вечером учился на рабфаке и на курсах по освоению профессии токаря. Осенью 1934 года поступил в Магнитогорский горно-металлургический институт, по окончании которого получил направление в Выксу.
О нём помнят, ценят его организаторский талант и порядочность.
Одну из своих статей о директоре Луговских журналист Игорь Пчемян назвал «Помнит Выкса…» Статья вышла в связи с двадцатилетием со дня ухода из жизни Петра Михайловича. Но и сегодня выксунцы, работавшие с ним, могут повторить то же самое.
Пётр Ястребков, почётный гражданин города:
– Он принадлежал к породе великих тружеников. Инженер был грамотнейший, причём прошёл на производстве все ступени: от мастера смены, заместителя начальника цеха, начальника
технического отдела, главного инженера до директора завода. Каким он был? Требовательным, порядочным, ценил дисциплину, терпеть не мог расхлябанности и сурово расправлялся с теми, кто искал повод увильнуть от работы. Рабочие его ценили, уважали и немного побаивались. Был демократичным. На работу ходил всегда пешком и прежде чем начать оперативку, делал обход по цехам. Начинал с мартена, самого трудного участка, разливочной канавы. Рабочие знали, что директор непременно придёт, и подтягивались. А он расспрашивал о том, что заботит, какие трудности есть, помнил все замечания и обязательно учитывал и содействовал их устранению. После мартена шёл в мелкосортный, вилопрокатный, трубный №2. И только после этого – в кабинет.
Мне довелось работать с ним в тесном контакте, когда я был секретарём парткома. Его выступ-
ления на заседаниях парткома были всегда деловыми, краткими и конструктивными. Он старался сделать завод рентабельным и ему это удалось. Именно при нём начали строить колёсопрокатный цех, порошковый и третий трубный. Легко сказать, начали, а какая гигантская работа стоит за этим! Мы вместе с ним и первым секретарём горкома партии Петром Щербатовым ходили по самым высоким инстанциям. Нас встречали полушутливо-приветливо:
«Ну, три Петра прибыли, дело важное затеяли…» И в министерствах чёрной металлургии, строительства, и в Госплане СССР встречали с пониманием, в нужды вникали. Петра Михайловича ценили и уважали в Главке и в Министерстве чёрной металлургии за организаторский талант, высокую техническую грамотность и честность. В Выксе он оставил после себя добрую память и солидный след.
Из книги Б.Ф. Антипова «Формула успеха: творить, верить, любить»
…Пётр Михайлович был очень толковым, требовательным, достаточно суровым, хотя одновременно и справедливым человеком. Улыбку на его лице подчинённым доводилось видеть нечасто. Но когда в окружении близких и друзей позволял себе проявить чувства, лицо его буквально преображалось. Пётр Михайлович становился добрым, обаятельным. С ним можно было говорить на многие темы. Это я уже узнал потом, когда работал главным инженером. Здесь я узнал его достаточно близко. Оценил, пусть не всем очевидное, качество: заботливое отношение к подчинённым, в которых находил соратников. Такой вот характер: сходился он с людьми непросто, но если не разочаровывался, то далеко уже не отпускал.
В 1974 году, когда начали осваивать колёсопрокатный цех (я в ЦЗЛ занимался и подготовкой всех технологических процессов, с ним связанных), хоть я и противился изо всех сил, вновь назначили на должность главного инженера. И далее я шёл с Петром Михайловичем, что называется, бок о бок.
… «Шапка Мономаха» нелегка, а в эпоху перемен, преобразований – в разы тяжелее… Завод обретал второе дыхание.
Далось это заводчанам нелегко. От непосредственных участников тот, начальный, период реконструкции предприятия потребовал полной самоотдачи. Вся ответственность ложилась, в первую очередь, на директора П.М. Луговских, при котором стартовала реконструкция. Ему, уже немолодому человеку, пришлось взвалить на себя огромный и всё время возрастающий груз забот. Строительство, пуск, начало освоения «колёски» – сколько всё это потребовало сил, нервов! Ведь дело шло очень тяжело… И Пётр Михайлович заболел. У него случился инфаркт, после которого он несколько месяцев не работал. Естественно, и будучи на больничном, старался оставаться в курсе событий. Мы постоянно перезванивались с ним, рассказывали, что происходит. Луговских, конечно, очень переживал за то, чтобы предприятие в его отсутствие не стало работать хуже. Но мы с честью выдержали этот экзамен: завод нормально работал, наращивал темпы. А поправившись,
Пётр Михайлович вернулся в строй и ещё долго трудился…
О наградах…
За безупречную и долголетнюю работу в металлургической промышленности Пётр Михайлович награждён орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Имя Петра Луговских будет носить одна из улиц микрорайона Новая Выкса.