В дебатах участвуют не только те, кто выбирает место, проектирует, строит полигон, но и жители, рядом с домами которых он разместится. Как и было заявлено, публикуем комментарии к проекту «Оценка риска здоровья населению при воздействии химических веществ, выбрасываемых реконструируемым полигоном производственных бытовых отходов ОАО «ВМЗ».
Для того чтобы понять суть вопроса, вспомним, как всё начиналось. Проект полигона был выполнен проектным институтом «Укргипромез» по заказу Выксунского металлургического завода. Предусматривалось четыре карты: две – для промышленных отходов, две – для бытовых. В 1995 году было освоено и запущено только две карты, причём доля промышленных отходов составляла всего десять процентов от объёма поступающих на полигон бытовых отходов. И тут грянули перемены в стране и связанные с этим проблемы.
Резко изменился состав отходов. Появились пластик, полимерная упаковка, ПЭТ-бутылки, увеличилась доля цветных металлов (пивные банки), полимерсодержащих материалов. Объём поступающего на полигон мусора вырос до таких размеров, что его уже негде складывать.
Как быть в такой ситуации? Во-первых, признать, что строительство новой карты необходимо, поскольку без этого невозможна рекультивация существующей карты с бытовыми отходами. Во-вторых, оборудовать дополнительные площади для складирования промышленных отходов, так как за это время пущено два новых завода – ЛПК и стан-5000.
Сравним существующую и новую карты относительно их безопасности для окружающей среды. В старой карте по проекту не было предусмотрено геомембраны, изолирующей отходы от природного грунта и защищающей от попадания отходов в подземные воды. Эту роль выполняет природная геозащита – толстый слой глины. Да к тому же уровень залегания водных «рек» значительно ниже ложа полигона, а значит, и попадание нежелательных веществ исключено, что подтверждается анализами грунта и пробами грунтовых вод.
Новая карта расположена на этой же территории и вплотную примыкает к действующей. Санитарная зона измеряется от границ участка, где находятся обе карты, т.е. изменение этих границ не предусматривается. Более того, в санитарной зоне введут дополнительные наблюдательные скважины. Отличие новой карты: защита подземного водоносного слоя будет ещё усилена и дополнена геомембраной из высокопрочного пластика.
Жителей волнует главный вопрос: как скажется пуск этой карты на здоровье населения? Чтобы прояснить ситуацию, Федеральным бюджетным
учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологи Нижегородской области» была выполнена работа «Оценка риска здоровью населения при воздействии химических веществ, выбрасываемых реконструируемым полигоном промышленных и бытовых отходов ОАО «ВМЗ», которая показала, что воздействие полигона практически нулевое.
Рассмотрим, какие вещества загрязняют воздух из-за функционирования полигона: метан – 96%, толуол – 1,3%, аммиак – 0,96%, ксилол – 0,8%, оксид углерода – 0,5%.
Как видим, львиная доля в загрязнении принадлежит метану, который называют ещё свалочным газом, и он будет выделяться десятки лет при гниении отходов и без второй карты. Потому стоит задача как можно быстрее закрыть эту карту, чтобы прекратить выделение газа в атмосферный воздух, обеспечить его отведение и использовать для отопления в котельных. Остальные загрязнители – это выбросы от подъезжающего транспорта, и их доля очень мала. В настоящее время ведутся изыскательские работы, которые необходимы для выполнения непосредственно самих проектных и подготовительных работ.
Пока в России решают, куда девать бытовой мусор, объём которого с каждым годом неуклонно растёт, в Швеции возникла диаметрально противоположная проблема – дефицит этих самых отходов. Ведь в Швеции каждый год на различные нужды направляется около 2 млн тонн мусора, благодаря которым тепло получают жители 800 тысяч домов, а 250 тысяч домов таким образом обеспечиваются электричеством. Но, похоже, даже такого количества мусора стране не хватает. Сейчас шведские свалки полностью опустели, а мусорные ресурсы исчерпаны. Теперь эта северная скандинавская страна просит помощи у соседей, импортируя мусор, в большей мере, из Норвегии.
Стоит отметить, что переработка мусора – удовольствие не из дешёвых и на достижение сегодняшних результатов стране понадобилось очень много времени. Однако шведы не жалеют денег на решение проблем окружающей среды, идут на всё, лишь бы улучшить качество жизни и позаботиться об экологии. В скором времени Швеция планирует ввоз мусора из других европейских стран. Ну что, окажем гуманитарную помощь северным соседям или снова пойдём своим путём?
Елена Липатова, Татьяна Казакова. Фото из открытых интернет-источников