Им необходимы специальные развивающие занятия, скорректированные программы обучения. Как происходит адаптация их в обществе? Это представители СМИ смогли увидеть во время поездок в «Пеликан», коррекционную школу, организованных администрацией округа.
Несколько лет назад родители детей-инвалидов Выксы на уровне администрации подняли вопрос о необходимости проведения развивающих занятий для ребятишек, которые по медицинским показаниям не могут обучаться в обычных школах. Управление соцзащиты города предложило проводить их на базе «Пеликана».
Согласно областной программе «Равные возможности», разработанной в рамках постановления правительства области, на базе социально-реабилитационного центра была создана служба социализации (рук. Анжелика Серова). Положение о её деятельности предусматривает, с какими заболеваниями здесь могут заниматься дети. По словам директора центра Татьяны Чуркиной, на первых порах трудно приходилось. Но с помощью управления соцзащиты, многих неравнодушных граждан улучшили материально-техническую базу для проведения «уроков» с детьми-инвалидами, которых в центре считают своими.
Они участвуют во всех мероприятиях, вместе с «пеликанятами» ездят на экскурсии в Нижний Новгород, Москву, Санкт-Петербург, посещая музеи, театры, цирки; во всех конкурсах регионального значения, где успешно занимают призовые места. Например, на конкурс «Голос ребёнка» отправлено 18 сочинений, из них 5 – от детей-инвалидов. В «Пеликане» уверены, что эти ребятишки обязательно станут призёрами состязания. Выигранные гранты идут на реализацию программы «Равные возможности» (она сейчас называется «Мы – как все»). Для занятий с детьми-инвалидами на эти средства приобретены мебель, различная техника.
Ребята с ограниченными возможностями приезжают из Выксы на «уроки» в «Пеликан» с огромной радостью, но… По словам мамы ребёнка-инвалида Елены Пужаловой, находясь на домашнем обучении, дети испытывают острую потребность в общении со своими сверстниками. Здесь, в центре, они его находят, с ними работают замечательные педагоги, вкладывая душу в занятия. Ребята осваивают тренажёры, ездят на экскурсии в другие города – где всё это они ещё могли бы получить? Но таким детям нужно специальное отделение для развивающего обучения, а не на базе «Пеликана» или комплексного центра. Там они могли бы заниматься, общаться практически каждый день, а не два раза в неделю, как сейчас происходит. (Для справки: как отметила заместитель директора УСЗН округа Вера Рассадина, в настоящее время на выксунской территории проживают 270 детей-инвалидов).
Как пояснила ведущий специалист управления образования администрации округа Ирина Быкова, в Выксе около трёх лет назад образована психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Её деятельность регламентирована федеральными и областными нормативными документами. Цель – выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и реализация их права на образование.
В составе комиссии, возглавляемой Ириной Евгеньевной, детский врач-психиатр и психолог, дефектолог, логопед, учитель начальных классов. У всех – высшие квалификационные категории, большой опыт работы с детьми, они очень внимательно относятся к обследуемым, дают профессиональные рекомендации родителям и педагогам учреждений. Сюда приходят дети из общеобразовательных учреждений, детских садов с задержками как в физическом, так и психическом развитии с целью определения дальнейшей программы обучения. На комиссию также приводят ребятишек для продления срока инвалидности.
Где такие дети могут получать образование по специальным программам? Существуют школы восьми видов. Если ребёнку даются рекомендации по обучению и воспитанию восьмого вида, он может получать их в коррекционной школе, расположенной в Мотмосе (здесь же и проходят заседания ПМПК). Но, согласно закону об образовании, родители имеют право выбора обучающего учреждения. Не все мамы и папы детей, которым рекомендовано обучение в коррекционной школе, приводят сюда ребятишек. Такие родители понимают ошибочность своего решения слишком поздно, когда ребёнок учится уже в 7-8 классе и явно не справляется с программой обычной школы. Возникает насущная необходимость перевода в коррекционную школу. Но по её уставу в 8-й и особенно в 9-й класс таких детей взять не могут: основной предмет здесь на госэкзамене – трудовое обучение. Чтобы его сдать, нужно освоить токарный, слесарный станки, а за год этого не сделать.
Конечно, родителям трудно осознать, что ребёнок должен учиться в коррекционной школе – это боль, трагедия семьи. Но задача и педагогов, и родителей – помочь детям адаптироваться в обществе. Эту возможность даёт коррекционная школа, где трудятся высококлассные специалисты. Если проследить за ребёнком, который приходит сюда в начальное школьное звено и заканчивает 9-й класс, то разница огромная – это «небо и земля».
В коррекционной школе, как отметила заместитель директора Татьяна Стоянова, точно знают, куда направится каждый ученик после окончания заведения: проф-ориентационная работа здесь начинается чуть ли не с начального звена. У школы заключены договоры на дальнейшее обучение выпускников в Кадомском и Вознесенском техникумах. Если же дети-инвалиды не могут заниматься в этих учебных заведениях, их направляют в профтехучилища.
Сейчас в школе введён предмет «сельхозтруд», и ребята получают специальность «хозяйка (хозяин) приусадебного участка». В Выксе имеются службы по благоустройству, и выпускники здесь трудоустраиваются. Словом, ведётся серьёзная работа по получению образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, адаптации их в обществе.
Мария Кириллова. Фото из открытых интернет-источников