Пытаясь запечатлеть на камеру своё видение прекрасного, о первоосновах пейзажной съёмки мы и поговорим сегодня.
Строго говоря, фотографирование пейзажей далеко не такое простое дело, как кажется на первый взгляд. Новичок полагает, что раз перед ним открылся интересный вид, то «чего же надо более», и просто нажимает на затвор. А ведь профессиональные ландшафтные фотографы, владея необходимыми теоретическими знаниями, тщательно подыскивают удачный ракурс, заранее узнают прогноз погоды, используют штативы (чтобы снять, скажем, на длинной выдержке) и специальные фильтры для объективов (для придания более насыщенного цвета или уменьшения бликов). Кроме того, необходимо обладание навыками при работе в графических редакторах и чёткое понимание значений выдержки и диафрагмы. И всё же в рамках этой небольшой статьи приведу хотя бы самые базовые сведения для начинающего фотографа по пейзажной съёмке: сначала нужно освоить теорию!
Одно из самых главных правил в пейзажной фотографии – наличие трёх необходимых частей в кадре: передний, средний и задний планы. Передний план – это земля или вода, средний – это центральный объект съёмки: скажем, одинокое дерево на живописном берегу моря или солнце, выглядывающее из-за холма. Задний план – то, что находится в кадре дальше всего для человеческого глаза, им, как правило, служит небо и сопутствующие элементы: облака, звёзды. И если при съёмке каждый из этих фонов не перекрывает другой, все они гармонично соседствуют (простейший пример – восходящее из-за горизонта солнце на каменистом морском побережье), то фотография приобретает полную и законченную мысль, а это и есть ваша главная цель. Иными словами – снимок должен содержать идею, а композиция должна быть законченной.
Ваш пейзажный снимок должен быть продуман, не торопитесь всё быстрее отснять и покинуть место съёмки, такой подход к фотоделу неприемлем. Приглядитесь к каждой веточке и камушку, которые попадут в ваш будущий кадр: не загромождайте его излишними элементами, иначе зритель попросту не поймёт, на чём же ему надо сконцентрировать своё внимание.
В прошлом выпуске рубрики «Мастер-класс» рассказывалось о замечательном правиле третей. Так вот, в пейзажной съёмке оно тоже применимо: избегайте делать кадры, где линия горизонта посередине снимка. Правильно будет расположить её в верхней или нижней трети снимка. Кроме того, следуя тому же правилу третей, размещение главных объектов в центре не всегда правильно, лучше чуть сместить их от центра в любую сторону.
Бытует мнение, что хороший пейзаж возможен только при хорошей погоде. Конечно, оно ошибочно. Можно привести в пример красивые штормовые морские фотографии или иллюстрации, где гроза бушует в широком поле. Вспомните, ведь вы же видели подобное не раз. Какие тона, какой контраст! Ничто не мешает и вам попробовать свои силы, но, разумеется, в таких случаях нужно соблюдать личную безопасность и беречь от воды фототехнику.
Важный фактор при пейзажной съёмке – природное освещение, оно играет «первую скрипку» во многих случаях. Дело в том, что для передачи мягких теней подходит утреннее (до 10 часов) и вечернее (после 17 часов) время, но в разные времена года эти часы несколько сдвигаются. Снимать в обеденное время обычно не рекомендуется: свет в полдень слишком жёсткий, тени делают предметы в кадре плоскими, а съёмка против солнца приведёт к появлению бликов. Конечно, можно попробовать и этот способ (многие сознательно так фотографируют), но вряд ли что толковое получится с первого раза. Потому снимать лучше, как сказано выше, в утренние или вечерние часы, а уж как встать при съёмке в зависимости от положения солнца (сбоку или сзади) – смотрите по ситуации: важно, чтобы тени от предметов не слишком «лезли» в кадр и не были слишком плоскими.
В некоторых руководствах по пейзажной съёмке приводится совет: чтобы при съёмке пейзажа солнце находилось сзади и чуть сбоку. Попробуйте и этот способ, а потом посмотрите, что получилось. И ещё один плюс ранней съёмки: в утренние часы на рассвете (опытные фотографы специально встают затемно, чтобы на восходе запечатлеть красивый вид появляющегося из-за горизонта солнца) можно застать дымку над водой, да и водоёмы в ранние часы, в отличие от вечерней поры, как правило, спокойные, без ряби.
Особую красоту фотографии придают линии – уходящая вдаль дорога, морской причал или идеально ровное дерево (лишь самые простые примеры). И, разу-меется, никаких проводов ЛЭП, крыш домов и «запрыгивающих» в кадр веток деревьев быть не должно, эта ошибка – самая частая у любителей. Хотите сделать классический пейзаж – исключите «мусор» из кадра!
Выксунский район богат лесами, и многие хотя бы раз пробовали запечатлеть родные места. Итак, в поисках хорошего кадра мы пришли в обычный хвойный лес. Ага, вон стоят несколько исполинских сосен, вроде неплохой вид. Зашли в гущу, сделали снимок… И что получилось в итоге? Конечный результат – увы! – не всегда такой, какой нам хотелось бы иметь. Беда в том, что из-за «скученности» деревьев света поступает достаточно мало и снимок из-за этого становится маловыразительным. Именно в таких случаях опытные фотографы имеют преимущество, точно зная, что надо делать. Новичкам посоветую делать кадры на открытых местах – так технически проще. Более того, чтобы на снимке не было слишком сильных контрастов, рекомендую дождаться, когда на солнце (в солнечную погоду) набежит облачко. Старайтесь при съёмке пейзажей не захватывать в кадр голую землю, упавшие ветки и корни деревьев, ищите места с ровным травяным покровом. Кроме того, никогда не фотографируйте с тропинок или дорожек: мало того, что вы сделаете такой же кадр, как и многие другие любители лесных красот, так ещё и нарушите вышеупомянутое правило фотографа-пейзажиста: снимать с нескольких точек и при разных настройках, чтобы найти наиболее эффектный вид природы.
В качестве послесловия приведу слова известного новозеландского фотографа Криса Джина, которые, возможно, придадут вам веры в свои силы: «Снимать хорошие пейзажные фотографии несложно, если делать это с умом. В сущности, достаточно прийти в нужное место в нужное время и, зная несколько простых приёмов, сделать снимок. Самое главное – чаще выходить из дома и фотографировать. Лучший способ научиться чему-то – это делать ошибки, и не забывать получать удовольствие от съёмок!».
Дмитрий Макаров. Фото автора