18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-07
Рекламный баннер 300x60px right-2

Как остаться здоровым на селе?

14:44 27.11.2013 16+
4889

 

Так уж исторически сложилось, что человек, живущий в селе, более терпелив и реально оценивает происходящие события. Он не строит воздушных замков и не ждёт милостей от природы, так же как и не хочет взять их у неё силой, довольствуется малым, не требуя для себя ничего лишнего. Зная, что надеяться можно лишь на себя, обустраивает жизнь сам, на свой вкус и риск.

 

В деревнях наших медицинскую помощь оказывают фельдшеры, медсёстры, акушерки. Есть для этого фельдшерско-акушерские пункты. В последние годы появились ещё и офисы врачей общей практики.

 

Решив узнать, насколько доступна медицинская помощь, мы отправились в путь. Вместе с нами путешествовала и по ходу комментировала ситуацию специалист ЦРБ Ольга Громченко. Сразу скажу, что двухдневная поездка оказалась интересной. И помимо того, что узнали, как обстоят дела со здоровьем, мы прочувствовали и состояние дорог, и отсутствие оных; отметили, что в отдельных сёлах ФАП можно узнать по тому, что это самый старый дом; или такой парадокс: в соседнем современном магазине с колоннами есть водопровод, а в ФАПе фельдшер руки моет из умывальника, ну и другие контрасты. Однако это ничуть не мешает доблестным (в хорошем смысле) медикам оказывать помощь взрослым и детям; делать профилактические прививки и проводить вакцинацию от гриппа. И главное, пока есть такие люди – энтузиасты и подвижники, мы будем жить.

 

 

День первый. Мотмос

 

Утром, седым и туманным, мы приехали в новёхонький офис врача общей практики. Открылся он в 2008 году, ведёт приём здесь молодой специалист Ирина Кузина. Присматривались к ней люди недолго, потому как сметливые и наблюдательные мотмосяне просчитали все выгоды и самого офиса, и знаний доктора (вторая специальность – кардиолог). «Она пришлась нам «ко двору»: внимательно осмотрит, проконсультирует, назначит лечение, направит в ЦРБ, в город, если в том есть нужда. Сама электрокардиограмму сделает и расшифрует. Вежливая и внимательная», – говорят жители. Познакомившись с Ириной Сергеевной и её методами лечения, пациенты уже не желают расставаться с ней и приезжают из микрорайона посёлка и даже из города – по старой памяти. И она принимает всех, не отказывает.

 

– Думаю, что офисы, подобные мотмосскому, настоящее спасение для людей. Сейчас действует программа министерства здравоохранения по их открытию, а также подготовке специалистов для них. Так что всё у нас будет хорошо. Другого выхода просто нет, – уверена доктор Кузина.

 

 

Туртапка

 

Людмила Лебедева пришла в ФАП, имея четырнадцатилетний опыт работы на «скорой», а значит, она универсал в своём деле. Но уже с первых дней поняла, насколько ответственна, значима и необычайно многообразна эта работа.

 

…Было 10 часов утра, а Людмила Ивановна успела принять троих пациентов, сделать инъекции четверым, дать консультацию по телефону. В помещении было тепло, пахло лекарствами, как всегда в этих учреждениях, и по-домашнему уютно. Улыбчивая хозяйка вышла навстречу, поздоровалась.

 

– Как вам тут? Наверно, спокойнее после «скорой»?

 

В ответ Людмила Ивановна даже руками всплеснула:

 

– Что вы! На «скорой» я отвечала за жизнь человека «здесь и сейчас», и однажды оказав ему помощь, могла и не встретить его потом. А тут… Сколько ночей бессонных, сколько сомнений, а зачастую и посещений пациента на дому из-за беспокойства за его здоровье! А мысли: «Всё ли правильно сделала? Может, добавить ещё процедуры или инъекции? Или позвонить в городскую больницу? Ладно, утро вечера мудренее, позвоню, а то и сама сбегаю, здесь недалеко».

 

За те четыре года, что она здесь работает, познакомилась с семьями, узнала, кто и как живёт, какие недуги преследуют домочадцев. Потому, когда вдруг случается нечто нехарактерное для какой-то семьи, анализирует и сопоставляет. Совсем недавно ребёнок пришёл с жалобами на то, что голова кружится, тошнит. «Я вижу, что бледный он, то ли от недосыпа, то ли с кровью проблемы. А семья – нормальная», – рассказывает Людмила Ивановна. Оказалось, мальчишка просто не высыпался, компьютерными играми забавлялся, пока родители спали.

 

Фельдшер на фапе – это: терапевт, акушер, психолог, хирург и плюс ко всему – администратор, бухгалтер. А «по совместительству» – ещё и прораб. Когда Людмила пришла в ФАП, то начала прежде всего с ремонта. И до сих пор продолжает. Сейчас добивается, чтобы отопление было достойное.

 

 

Борковка

 

Это современное здание построено по программе «Ингосстрах» – сгоревшим деревням». Фельдшер – Татьяна Маслова, опытная, знающая, внимательная. На работу теперь идёт с чувством, что будет лечить, посещать больных, проводить вакцинацию, оказывать первую помощь, а не думать, привезут или нет дрова, в тепле или холоде придётся сегодня вести приём. Она одна из первых выполнила план по прививкам от гриппа, заходила в каждый дом и в каждую семью. Убеждать особенно никого не пришлось: люди верят своему фельдшеру.

 

 

Тамболес

 

Явным контрастом с Борковкой смотрелся здесь медицинский пункт. Как будто из одного века перенеслись в другой. Но только не в машине времени, а в «Волге» МУЗ «Выксунская ЦРБ». Деревянное старое здание, давно не крашеное. На фоне добротных деревенских домов оно смотрелось неким анахронизмом. То же самое было и внутри. Печка, рукомойник, ни воды, ни канализации, ни отопления. Хотя во второй половине этого здания вода есть. Осталось только и ФАПу провести врезку в систему, но…

 

Фельдшер Валентина Баткова тоже, как и другие её коллеги по деревням, делает всё необходимое для жителей, но вот только не хватает здесь тепла и уюта, а что будет со зданием – пока неизвестно. Ходили слухи, что присоединят к Борковке, но жители взбунтовались: «Лучше плохонький, но рядом, чем добротный, но далеко».

 

 

Нижняя Верея

 

Казалось бы, и ФАПы однотипные, и фельдшера опытные, и располагаются почти рядом, а вот ведь отличаются друг от друга. Первый вопрос, почти сказочный, который задаём старейшему специалисту в фельдшерском деле Валентине Михайловне Витушкиной: «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?» На что она отвечает уже прозой, но приятной слуху: «Дровами обеспечены, вода проведена, канализация имеется. В прошлом году был ремонт, в нём участвовали и мы с санитаркой. Санитарочка у меня замечательная, помощница главная. В этом году всю прививочную кампанию быстро выполнили, и отказов было мало». Вопросов у нас больше не было.

 

 

Грязная

 

Едва ступили за порог медучреждения, как в нос ударил запах печного угара.

 

– Вот смотрите, печки ремонтировали полтора года назад, а они дымят. Печник за три дня нам две печки переложил. Какое уж тут качество? Да и перевелись они, настоящие мастера-то, – жаловалась Альбина Храмова. Обиднее всего то, что газовая магистральная труба проходит под окнами ФАПа, водопровод – тоже, а вот здесь – ни тебе воды, ни газа. Как говорили в старину: у богатого стола голодным насидишься. Почему так происходит? Были предложения переехать в старую школу, но туда перебрался филиал художественной школы; вариант присоединения к Борковке тоже отпал сразу – никому не хочется ехать за здоровьем даже в ближнюю деревню. И каждый год в отчётах Альбина пишет одно и то же: нужен газ, канализация, вода.

 

 

Ближне-Песочное

 

Антонина Резвова похвалилась теми переменами, что произошли в её «владениях». Главное – провели воду, и теперь она уже не ходит с вёдрами; установили красивые раковины; на следующий год будет и газ.

 

– Вы не смотрите, что ФАП наш такой «престарелый», – говорит она. – На следующий год капитальный ремонт будет. За счёт кого и чего? Мы вошли в систему ОМС. С одной стороны, работы, в смысле отчётности, прибавилось, но зато все видят и наши добрые перемены. В моём «хозяйстве» детское пополнение: в школу пришли учащиеся из Ближне-Чёрной (там её закрыли), да ещё построили семейный детсад. И свой план по прививкам мы выполнили.

 

 

Верхняя Верея

 

В деревню приехали в пасмурную погоду, солнце скрылось за тучами. Но зато улыбка Евгении Зайцевой была солнечной, да и вся она лучилась радостью.

 

– Вы не представляете, но я каждое утро иду на работу и говорю: «Слава Богу, что у меня в ФАПе тепло!» Признаюсь, я не верила, что его построят взамен сгоревшего в 2010 году. Тогда через две недели должен был премьер Путин приехать, а у нас ни коня, ни возу! И тут прибыли строители, привезли блоки и собрали его как в детской игре «лего». Впервые наши жители видели чудеса строительства. Надо сказать, что построили наше медицинское учреждение на совесть. В деревне жизнь налаживается. В прошлом году здесь родился 21 малыш, и в этом уже 15. Жители охотно делают все прививки, проходят диспансеризацию.

 

 

Сноведь

 

На дорогу в это старинное село ушло больше времени, чем на поездку в три села вместе взятые. Но и это ещё не беда. Беда в том, что ФАП в Сноведи – самое серое и унылое здание. Рядом с красавицей церковью, частным кирпичным магазином он стоит подобно пасынку в богатой семье. А внутри – печка, умывальник, вода в вёдрах… Чисто, побелено, тепло. Недавно построенный учительский дом, стоящий рядом, отапливается котельной. В магазине тоже есть и газ, и вода. Хорошо, что на качестве медицинских услуг, которые фельдшер Анна Бабина оказывает жителям, неудобства не сказываются. Здесь тоже одними из первых люди прошли вакцинацию, и проходят каждый год, кстати, потому и не болеют гриппом.

 

 

День второй. Новодмитриевка

 

Когда мы свернули на дорогу, ведущую в сгоревшую деревню, а это был путь на восток, солнце вдруг прорвалось сквозь толщу туч и огромным слепящим шаром встало прямо по курсу. Смотреть на это ярое светило было нельзя. Даже сквозь прикрытые ладонью веки солнце сияло немилосердно. «Держим курс на солнце», – сказала Ольга Анатольевна, и она была права. Как только наш водитель умудрялся вести машину, – одному ему известно. Минут 20 мы ехали «прямо на солнце», потом дорога свернула влево и по сторонам зазияли пустоты сгоревшего леса.

 

Медицинская амбулатория здесь – лечебный центр. Её специалисты: заведующая, она же и фельдшер, Елена Максимова, врач общей практики Евгений Есин, медсестра общей практики Татьяна Ермакова – обслуживают 12 близлежащих и дальних деревень от Ореховки до Гагарской. Раз в месяц и вне очереди, когда есть вызов, доктор едет в деревню на машине «скорой», подаренной амбулатории агрофирмой «Металлург». Серьёзно и ответственно работает доктор Евгений Есин. На выезде он сам делает ЭКГ, берёт анализы крови, сам оказывает неотложную помощь на месте. Вместе с ними работает и зубной врач, молодой специалист Александр Винник.

 

Все медики амбулатории загружены работой и мечтают, чтобы к ним, в их коллектив, приехали ещё акушерка и фельдшер. Но это пока одни мечты, ведь своего специалиста-фельдшера ждут ещё два сельских ФАПа.

 

 

Димара

 

Дорога в Димару была грустной: лесопилки, деревни, в которых осталось два-три дома, едущие навстречу лесовозы с белой, вовсе не горелой берёзой… На ФАП мы так и не попали, зато перехватили машину «скорой», в которой на вызов ехали доктор Евгений Есин и фельдшер Димарского медпункта Лидия Балдина. И оба заявили, что назвать существующее здесь учреждение медицинским никак нельзя, потому что здание старое и гнилое, фундамент обвалился. Приём вести в холодное время трудно, но Лидия Юрьевна всё равно его ведёт, а затем ходит к больным на дом; раз в месяц приезжает доктор из амбулатории и они уже вдвоём проводят осмотр.

 

 

Чупалейка

 

Да, есть в русских селеньях энергичные и деловые, умелые и настойчивые женщины. Одна из них – фельдшер Мария Тарасова. Рассказывая о местных новостях, назвала в числе главных ремонт своего ФАПа. Установили новую сантехнику, бойлеры, благодаря чему теперь здесь горячая и холодная вода; сменили электропроводку; процедурный кабинет сияет чистотой и новыми шкафами. Мария Ивановна похвалилась и тем, как плодотворно сотрудничает она с местными соцработниками, которые помогают ей в организации прививочной кампании, в диспансеризации.

 

Среди событий, которые до сих пор волнуют жителей, – набег в село бешеной лисы. Только благодаря оперативным действиям жителей и фельдшера поцарапанная лисицей женщина была спасена. А Мария Ивановна чётко по графику сделала уколы от бешенства всем, кто хоть как-то касался опасного животного.

 

 

Новая

 

Деревня Новая относится к тем отдалённым поселениям, до кого грипп не только не долетает, а просто нечего ему тут делать, потому что каждый год её жители без напоминаний делают прививки. Галина Цыцулина рассказала, что несмотря на удалённость от города, сюда стала приезжать молодёжь, покупают квартиры, создают семьи. «У нас в этом году в молодой семье ребёнок родился, которому уже пять месяцев», – радуется Галина Викторовна.

 

В ФАПе уютно и чисто, сделан косметический ремонт, в процедурном кабинете – новые раковины, шкафы, а в кабинете фельдшера – большое новое окно.

 

Есть и свой аптечный пункт. Здесь – лекарственные препараты и предметы ухода, детское пюре и витамины. А если кому-то требуются лекарства, которых нет в аптеке, то Галина едет в город. Чем болеют местные жители? «В основном все хроники, – говорит фельдшер, – и предпочитают лечение с помощью инъекций. Такие уж они у нас грамотные».

 

 

Унор

 

По дороге в Унор Ольга Громченко вдруг спрашивает: «А вы помните свою статью про этот фап с названием «Печальные огни Унора»? Это было лет семь-восемь назад. С той поры лучше не стало»…

 

Да, стало только хуже и как-то безнадёжнее. Здание, в котором находится фельдшерский пункт, жилое только с одной стороны, да и то, видно, не всегда. Когда-то здесь был клуб. Сейчас он заброшен. Одни кирпичные остовы остались от магазина, пекарни и железнодорожной станции. А от бани, столовой – и того нет, одни воспоминания. Серо, мрачно и скучно. На улице гуляют гуси и собаки. Приехала машина с продуктами. Собралась горстка людей.

 

Людмила Аксёнова открыла ФАП. От печки шло тепло, на окнах стояли цветы. Иных признаков жизни не было отмечено. «Народ здесь пожилой, но крепкий. Кому нужна помощь, к тем иду домой. За лекарствами для них сама езжу в город», – комментирует Людмила Николаевна.

 

Помещение, конечно, требует ремонта. Штукатурка потрескалась, краска отпадает слоями, в полу щели… Ну, и как тут быть? Вопрос риторический.

 

…Ехали мы назад с чувством какого-то невыполненного долга. Долга перед кем или чем? Затем присоединилась горечь оттого, что вырубаются наши леса, уничтожается то, чем мы гордились всегда.

 

Ситуацию комментирует главный врач ЦРБ Алексей Соколов:

 

– Ремонт, который сделан и будет делаться в наших медицинских учреждениях на селе, идёт за счёт собственных средств ЦРБ. На следующий год совместно с Почтой России отремонтируем Проволоченский ФАП, проведём канализацию и водопровод в ФАПы Ближне-Чёрной, Тамболеса, Грязной и Сноведи. Наведём порядок на пунктах Унора, Димары. Фельдшеры правы, приём нужно вести в хороших условиях. Есть и добрые новости. В Ближне-Чёрную устраивается фельдшер-акушер, выпускница Сормовского медучилища, а весной будет специалист и в Проволочной. 

 

 

Елена Липатова. Фото Ольги Поповой

 

Оставить сообщение