И в жизни это почти всегда так. Однако как только они оказываются на фотосъёмке (не обязательно от глянцевого журнала – даже семейной!), и к тому же если снимает малознакомый человек, многие представители сильной половины человечества, что называется, «глотают лом»: ведут себя робко и неестественно.
Причины просты: мелькание перед лицом туда-сюда человека с фотокамерой, яркий свет (если съёмка в студии), малознакомые места и люди, неверие в собственные силы как фотомодели. Всё это способно вогнать мужчину в ступор, и его первая защитная реакция будет та, что вырабатывалась у него тысячелетиями: настороженность (робость) или на-оборот – повышенная агрессивность. Вот тут вы должны выступать и как фотограф, и как хороший психолог. Успокоить, расположить к себе, убедить, что всё идёт как надо. Мужчины – это такие же дети, только большие.
Итак, несколько слов о благородной и серьёзной теме в мире фотоискусства – мужском портрете.
Английский фотограф Ли Фрост в одной из своих книг описал один из способов сделать естественный портретный снимок: снять человека незаметно, тайком. От себя добавлю, что для этого способа вы должны хорошо знать возможности своей камеры (нажимать вслепую, не глядя) и «видеть» будущий кадр.
Так вот, одна из самых знаменитых фотографий Фроста – портрет рыбака: англичанин подошёл к человеку у лодки и, разговорившись с ним, сделал несколько снимков тайком.
Получился интересный, а главное – абсолютно естественный портрет. Возьмите этот приём на вооружение – он вам пригодится и для репортажной съёмки, и для разнообразия в мире семейного портретного фото.
Прежде чем приступить к фотосъёмке, заранее составьте план действий и неукоснительно следуйте ему. Если портретируемый мужчина – человек спортивного тело-сложения, то имеет смысл сделать портрет по пояс, чтобы подчеркнуть подтянутость фигуры.
И наоборот – если мужчина полный, то лучше сделать портрет по грудь (или по плечи), но не слишком приближать изображение в кадре. В этом случае вы должны помнить об искажениях пропорций лица объективом: подойдя слишком близко (или приблизив фокус), вы получите неестественно
растянутые щёки и нос. Потому считается, что не стоит делать портреты, приближаясь к человеку ближе чем на два метра. Оптимальное расстояние начинается с 2,5 метров, но тут всё зависит от вашего объектива (или камеры, если речь идёт не о зеркальном фотоаппарате).
Одна из самых частых ошибок при съёмке по пояс – положение рук. Для мужчин это действительно серьёзная проблема. Если вы не знаете, как её решить, то просто попросите, чтоб портретируемый скрестил руки на груди или засунул одну руку в карман брюк, а другую свободно опустил вдоль тела.
Вы также можете дать мужчине книгу, чётки, ноутбук, телефон – в этом случае занятые руки придают уверенности модели и заставляют зрителя внимательнее разглядывать кадр. В любом случае, даже если эти предметы не смотрятся в кадре, всё легко потом можно удалить в программе, а сейчас вам нужно получить хороший снимок любыми средствами. В качестве альтернативы портретируемый может опереться на спинку стула, краешек стола или согнутым локтём о стену: в этом случае контакт с окружающей
обстановкой пойдёт только на пользу, да и снимки получатся живее.
Вариантов мужского портрета может быть множество. Приведём некоторые универсальные из них (т.е. снимки, которые подойдут и для бизнес-съёмки, и для семейного архива, и для иллюстрации в СМИ). Мужчина за письменным столом (здесь положение рук особенно важно!) или стоящий у однотонной стены (можно поставить модель боком, а можно предложить прислониться спиной к стене), за рулём автомобиля или во время чтения газеты (книги).
И ещё: помните, что те факторы, которые окружают мужчину в обычной (рабочей) жизни, могут сослужить вам доб-рую службу при его фотосъёмке.
Скажем, офисный менеджер будет чувствовать себя вполне комфортно, если вы расположите его перед камерой на удобном передвижном стуле; журналист – за столом с ручкой в руке или за ноутбуком и т.д. Акцентируйте внимание зрителя на разных элементах: у рабочего человека это могут быть крепкие мозолистые руки, у служащего – необычная заколка на галстуке, у студента – стильные прямоугольные очки, придающие его взгляду дополнительный шарм.
Если вы – главный режиссёр будущего фотосета, то вам и решать, какой образ выбрать для мужчины. Будет ли он выбрит или со стильной трёхдневной щетиной на щеках, будет ли в костюме (тогда и сама съёмка получится более «строгая») или наденет повседневные джинсы и свитер, какое количество снимков нужно, в каком месте будет фотосъёмка и т.д.
Не забывайте, что главное в портрете – это глаза. Наводите фокусировку именно по глазам. Если на вашем снимке у фотомодели могут быть не в фокусе (размытыми) область ушей, щёк или лба – это нормально. Но если оказались «смазанными» глаза – смело удаляйте такую фотографию в корзину.
И последнее, но самое важное. Запомните: вы должны в каждое своё фото вкладывать частичку себя. Хотите снять портрет – сразу подумайте, что вы желаете показать зрителю, какую идею несёте.
Возьмите за правило каждый свой снимок наполнять смыслом. Не бойтесь обрезать, пробовать играть с цветами. Будьте смелее! Вкладывайте душу в процесс, только тогда вы можете надеяться на отдачу в виде прекрасных естественных снимков.
Фотосессия - отличный и оригинальный подарок для ваших любимых мужчин к 23 февраля, а в предверие 8 Марта мы поговорим о женском портрете