Сколько теплоты, доброты и любви нужно иметь, чтобы отогреть души и сердца ребятишек с трудным детством! У директора «Пеликана» этих замечательных качеств хватает на всех девчонок и мальчишек, здесь находящихся. Поэтому не случайно воспитанники «хвостом» ходят за Татьяной Викторовной, рассказывают ей всё о своих бедах и радостях, а главное – верят, знают, директор никогда не обманет, не подведёт.
– Из детства что-то дало толчок к Вашей сегодняшней профессии?
– Конечно. Я занималась в детской спортивной школе у замечательного тренера Виталия Викторовича Долгова, который из нас, 22 воспитанников, создавал своего рода «семью». Со второго класса мы играли в волейбол, тесное единение выработало осознание товарищества, желание поддержать друг друга, подставить в нужный момент своё плечо. Совместные поездки, походы сформировали чувства коллективизма, сопереживания, ответственности. В старших классах я уже проводила осенние, новогодние балы. Вообще, я мечтала стать тренером, как мой кумир. Не получилось. Ладно, решила идти в педагогику. Постепенно навыки, приобретённые в спортивной секции, перерастали в опыт, стали одними из основных в профессии.
– Какое самое большое потрясение испытали в жизни?
– Наверное, когда ушла из коррекционной школы-интерната. Я знала, что это МОЯ работа, и я должна трудиться именно ЗДЕСЬ. Но, вероятно, мой характер Козерога не дал возможности остаться.
– Самые сильные черты Вашего характера и какие хотелось бы «изъять»?
– Трудолюбие и честность. Ещё обязательное желание показать и доказать, что в каждом нашем ребёнке есть изюминка, и её необходимо раскрыть совместно с социальными педагогами и воспитателями Центра. Но самое важное – я очень люблю детей. Остальное, на мой взгляд, можно наработать.
А вот «убрать» хотелось бы торопливость и неугомонность. Когда участвуем в мероприятии, мне обязательно нужно, чтобы мы стали первыми. И такая досада берёт, когда этого не случается! Хотя сама понимаю и говорю детям: неважно, какое место займём, главное – участие.
– Какие качества в людях Вам наиболее импонируют?
– Cправедливость и честность. Не выношу лукавства.
– Приходилось ли Вам как руководителю выслушивать обвинения в корыстном использовании служебного положения? Что при этом отвечали?
– Во время работы в Центре было всякое. Единственное, что говорила: «Я никогда сама не вру, никогда не возьму лишнего и никогда не обижу тех, кто находится рядом со мной – детей и сотрудников. Эти жизненные принципы придают уверенности в себе и силы в работе».
– Как поддерживаете физическую форму?
– Купаюсь в проруби. Вместе с воспитанниками занимаюсь физкультурой. Летом играю в волейбол. Стараюсь больше бывать на свежем воздухе. Нельзя не поддерживать физическую форму, когда рядом с тобой находятся дети, которые в тебя верят и знают: их директор может поднять штангу или пробежать с ними стометровку.
– По отношению к «Пеликану» проводится много благотворительных акций. Вручаются одежда, игрушки, бытовая техника, другие дорогие вещи. Не секрет, по этому поводу у некоторых возникают различные предположения, куда всё идёт. Вообще, как подарки распределяются?
– Они обязательно оприходуются специальной комиссией нашего учреждения. Составляются акты, всё полученное сдаётся на склад. А затем уже необходимые для детей вещи выписываются воспитателями, специалистами. Не было такого, чтобы подаренное осталось неучтённым. Если же это личный презент для какого-либо ребёнка, то он вручается конкретно ему.
– Детей из «Пеликана» усыновляют и удочеряют. Что испытываете, когда ребята уходят в семью?
– Вообще-то усыновлением и удочерением занимаются органы опеки. Мы только провожаем наших воспитанников в семьи. И провожаем как родных! Стараемся поддерживать связь с ними, пишем письма, общаемся по Интернету. Встречаемся 7 октября – в день рождения Центра. Приезжают они и в будни, рассказывают о себе, рассматривают фотографии, комнаты, где жили.
– Что хотели бы изменить в системе пребывания детей в Центре?
– Мне кажется, особо менять ничего не нужно. Наши воспитанники ни в чём не нуждаются. Они каждый год отдыхают на курортах, бывают на экскурсиях в Нижнем Новгороде, Москве. У нас есть спортивный зал с самыми современными тренажёрами. Но я думаю, что в нашем округе обязательно должен быть и детский дом. Почему? Бывают случаи, когда наших воспитанников (детей оставшихся без попечения родителей и детей-сирот) мы провожаем в детские дома других районов области. То есть, ребёнок теряет с нами родственные связи, и ему на новом месте, вдали от «Пеликана», очень тяжело. Если он переедет в детский дом, находящийся в нашем округе, ребёнку будет легче адаптироваться. И ещё считаю, что нашему Центру нужно располагаться в Выксе, а не в Ближне-Песочном. Дело в том, что в городе очень много центров дополнительного образования, которые посещали наши ребята до приезда в «Пеликан». Занятия нужно продолжать, а доставка детей связана со многими проблемами.
– Есть ли человек, на плече которого можете поплакать?
– Нет, наверное только сама с собой. Не хочется вешать свои проблемы на других – их и так у людей хватает. Когда нужно разобраться с накопившимся, ухожу в лес, который очень люблю. Собираю шишки, корни, веточки для наших поделок и нахожу ответ, когда я поступила так, что захотелось в тот момент плакать.
– Понятно, что в Центр направляются сложные дети. За какие поступки воспитанников Вам было наиболее стыдно?
– Когда к нам поступает ребёнок, то есть его привозят сотрудники полиции, комиссии по делам несовершеннолетних или родители, и он, озлобленный, ничего не зная об условиях жизни в «Пеликане», о том, как здесь относятся к детям, в первое время замыкается в себе. Но хуже всего, когда сбегает. Вот тогда становится стыдно. Обидно, стыдно и от того, что некоторые жители нашего округа говорят: ага, сбежал, значит, ребёнку там плохо, его обижают. Я никогда не позволю, чтобы у нас обижали детей! Иногда ребёнок покидает Центр, получив подарок, которым хочет поделиться с мамой. Нужно разбираться (что мы и делаем) в каждой ситуации. Дверь моего кабинета всегда открыта для детей. В любое время суток мой сотовый телефон для них доступен.
– А кем Вы особенно гордитесь?
– Четыре года назад наш воспитанник Александр Громов стал студентом Лукояновского педагогического колледжа. При поступлении я вместе с ним бегала стометровку; когда он писал сочинение, стояла за дверьми. Приезжая на каникулы, Саша всегда помогал мне, заменяя ушедших в отпуск воспитателей. После окончания колледжа вернулся в «Пеликан» работать руководителем физической подготовки. На его занятия не стыдно пригласить самых лучших специалистов-педагогов. Вот это и есть моя особая гордость.
Если хотя бы у нескольких воспитанников Центра судьба сложится подобным образом, я буду невероятно счастлива. И ещё. Когда Саша остался без попечения родителей, хотела взять его в свою семью, но по ряду причин, от меня не зависящих, этого не случилось. Но я люблю Сашу как своих родных детей.
– Что в ушедшем году принесло серьёзные огорчения и самую большую радость?
– Наша материальная база требует ремонта. Есть предписания санитарно-эпидемиологической станции, которые я не в состоянии исполнить. Если бы такая возможность была, то отдала бы свою зарплату, чтобы приобрести необходимое.
Самую большую радость принесло наше успешное участие в многочисленных всероссийских, областных мероприятиях, конкурсах, получение грантов. Причём, в них были задействованы не два-три ребёнка, а почти 80% воспитанников. Сейчас у каждого есть свои достижения, которыми он может похвалиться. И, придя в школу, где обучался до поступления в «Пеликан», с гордостью рассказать об успехах, ранее не замеченных и не выявленных, а раскрытых и развитых именно в нашем Центре.
Таким детям (хотя понимаю, что далеко не всем), почувствовавшим себя личностями, выстроить свой жизненный путь будет гораздо легче, и, надеюсь, они достойно адаптируются в окружающем их мире. К этому и стремимся, как бы трудно нам ни приходилось.
Лидия Козоедова. Фото Ольги Поповой