Чтобы достойно пронести этот груз ответственности, чтобы приёмный ребёнок стал по-настоящему родным, необходимо огромное терпение, и, конечно, знание азов воспитания, психологии и педагогики.
Процесс адаптации приёмного ребёнка в семье, которая длится не один день, а годами, проходит в четыре этапа. Чем характерны данные периоды и на каком особенно тяжело приходится и детям, и родителям, когда они чаще всего расстаются?
На первом этапе все хотят понравиться друг другу: семья старается, чтобы ребёнку было комфортно, и он также пытается поддерживать добрые отношения. Ситуация окрашена большим взаимным интересом, идеализированы отношения как со стороны ребёнка, так и взрослых.
Как необходимо вести себя родителям на этом этапе? Береж-но относиться к ребёнку и сдерживать проявления любых отрицательных порывов.
Так условно называют второй этап адаптации, для которого характерен кризис взаимоотношений.
Ребёнка как будто подменили, его поведение резко ухудшается: он становится конфликтным, капризным, агрессивным, не хочет учить уроки, мыться и пр. Дети (возраст которых старше 10 лет) «испытывают» приёмных родителей, ищут пределы «что можно – что нельзя». Дело в том, что ребёнок очень старался понравиться в «медовый месяц», сдерживая в поведении те проявления, которые могли негативно воспринять взрослые. Однако долго притворяться невозможно. И он начинает вести себя как прежде, как привык в кровной семье или Детском доме.
У взрослых появляются сомнения, переживания: а правильно ли сделали, взяв этого ребёнка в свою семью. Всё так плохо? Но ведь ребёнок фактически с этого момента доверяет семье истинные, не совсем приглядные черты своего характера и поведения – этому стоит обрадоваться.
На данном этапе неподготовленным взрослым, не прошедшим Школу замещающих родителей, сложнее справиться с трудностями поведения «чада», что приводит к их эмоциональному «выгоранию». По статистике, если вовремя не помочь семье, чаще всего именно на этом этапе происходит возврат ребёнка в детское учреждение.
На этом этапе характер взаимоотношений переменчив. Пройдя через сложности кризисного периода, взрослые гораздо лучше понимают проблемы ребёнка. Когда он сталкивается с трудностями, приёмные родители дают ему эмоциональную поддержку, напоминают: мы вместе, мы справимся!
Они уже предъявляют ребёнку допустимые требования, отмечают его позитивные качества, победы, достоинства, корректно обращая внимание на недостатки.
Четвёртый этап характеризуется удовлетворённостью в семейной жизни. Взрослые, как правило, достигают своей цели, связанной с их желанием принять ребёнка в семью. Он же находит своё место не только рядом с приёмными родителями, но и в социуме: формируются стабильные отношения с ребятами в детском саду, школе, уже есть друзья.
Ни одна замещающая семья не минует периода адаптации. Встретившись с трудностями, связанными с ней, не нужно бояться, а, напротив, радоваться – ведь пройдя все испытания, ваша «ячейка» станет крепкой и дружной.
«И вот о детях хотелось бы особенно сказать. У нас много детей, которые не имеют родителей даже при живых родителях. И как важно, чтобы наш народ с радостью с особым чувством благодарности Богу принимал в свои семьи сирот, давая им не только кров и воспитание, но и отдавая им свою любовь… Я хотел бы обратиться с просьбой ко всем, кто может сделать важный шаг, направленный на усыновление детей, на поддержание сирот, сделайте его. В нашей стране не должно быть сирот. Те, кто не имеет родителей, должны обретать их среди добрых, честных, отзывчивых людей».
Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси
Альбина Грошева, педагог-психолог, преподаватель школы замещающих родителей.
Фото из открытых интернет-источников
Рукописи не рецензируются и не возвращаются.
При цитировании материалов ссылка на газету обязательна.
За содержание и достоверность объявлений редакция не отвечает.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.
E-mail: info@wyksa-r.ru 18+