18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-07
Рекламный баннер 300x60px right-2

Без проволочек побывали в Проволочном

15:29 26.03.2014 16+
6284

 

На пятом километре УЖД

Посёлок Проволочное – один из старейших населённых пунктов нашего округа – основан в 1767 году на реке Железница, что на правом притоке Оки. Название говорит само за себя – в баташёвские времена здесь изготавливали проволоку для различных нужд. Близкое расположение относительно ровной площадки к реке и было определяющим фактором при выборе места для застройки, поскольку при производстве железа требовалось большое количество воды. Кстати, название реки – Железница – связано со специфическим «железным» вкусом воды и характерной ржавой плёнкой на её поверхности, которая указывала на наличие залежей руды. В общем, на роду написано жителям посёлка стать потомственными металлургами…

Храм Успения Божией Матери восстановлен в 2008 году. Инициатором и попечителем строительства выступал Владимир Фёдорович Чалышев. Настоятель храма – отец Алексей Калаганов.Именно в те далёкие времена на средства горнозаводчика Ивана Баташёва в Проволочном была построена уникальная деревянная церковь в честь Успения Божией Матери, которая сейчас входит в состав Выксунского благочиния. Совсем недавно её отреставрировали. К слову сказать, последний настоятель храма (в XX веке) отец Максимилиан (Земенцкий) был арестован в 1937 году, когда по всей стране прокатились печально известные сталинские репрессии. 20 ноября того же года тройкой УНКВД по Горьковской области о. Максимилиан был осуждён по статье 58 пп. 10-11, одной из самых распространённых: «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений». 28 ноября 1937 года приговор приведён в исполнение. С тех пор церковь без настоятеля потихоньку разрушалась, являясь отличным местом для игр местной шпаны, вплоть до двухтысячных годов.

По данным переписи 2008 года, население Проволочного составляет около 1000 человек – согласитесь, весьма солидная цифра для посёлка Выксунского округа.

Многие местные старожилы помнят ещё легендарную узкоколейку, которую разобрали здесь в 2004 году. Посёлок Проволочное в местной узкоколейной железнодорожной классификации получил название «5-й километр», следующая станция от него – Виля («9-й километр»). Железнодорожные пути, в отличие, скажем, от Унора, проходили не через центральную часть посёлка, а по окраине.

Выксунская УЖД являлась и средством передвижения, и местом работы для многих местных жителей – кто машинистом трудился, кто осмотрщиком, кто путейцем, кто дежурным по станции и т.д. Впрочем, такая же ситуация была и в других населённых пунктах нашего района, где пролегала узкоколейка – в Виле, Пустошке, Семилово, Верхней Верее. Вдумайтесь: в лучшие годы своего развития (60-70-е прошлого века) выксунская УЖД занимала второе место в СССР по численности подвижного состава и протяжённости путей, а это свыше 300 км! В то золотое время укладывали в среднем по 40 км путей в год. Железная дорога работала 24 часа в сутки (в ночное время пассажирские и рабочие поезда не ходили, только грузовые), и всё это хозяйство обслуживалось качественно и бесперебойно.

По ком звонит колокол…Приведём ещё несколько цифр, чтобы, так сказать, почувствовать гордость за нашу некогда мощную узкоколейку. На декабрь 1990-го (то есть аккурат за год до распада Советского Союза, после чего началось медленное угасание нашей УЖД) протяжённость временных усов Выксунской УЖД составляла порядка 50 км; общая длина веток, ведущих в различные места добычи леса и торфа, – около 135 км, протяжённость станционных путей и разъездов – около 28 км, а длина самой знаменитой магистрали Павильон – Сарма, охватывающей и Вознесенский район, была около 70 км!

Но вернёмся к «герою» нашего рассказа. От Проволочного отходила Ляпуховская ветка общей протяжённостью 9 км. Ближе к тупику на этом единственном пути локомотив ставил порожние платформы-хлысты под погрузку. Грузили на них, разумеется, кругляк, благо здешние места богаты лесом. Через какое-то время тепловоз приезжал снова и вывозил гружёный состав на один из трёх путей станции Проволочное. К слову сказать, доставка тяжёлых хлыстов требовала от машинистов профессиональной сноровки, ибо уклон от тупика Ляпуховской ветки в сторону Проволочного был весьма крутым.

Машине около 30 лет, но, по утверждению хозяев, она всё ещё на ходу, даже более того – разгоняется по трассе аж до 140 км/ч! Жители в годах, коих мы спрашивали о жизни в посёлке, с ностальгией вспоминали времена, когда автомобили были у немногих, УЖД была поистине народной. Мол, разобрали – целая эпоха ушла. Местный 85-летний старожил Владимир Васильевич Канаев рассказал, как примерно в 6 утра поезд забирал пассажиров и ехал в сторону конечной станции – Павильон:

– Я ведь всю жизнь на ВМЗ проработал, в трубном цехе. Каждый день вставал чуть свет и шёл на поезд. Нет, за билет я не платил, там льготы какие-то были. Полчаса – и ты в Выксе, а вечером, после работы, снова на поезд – уже домой…

Но всё-таки УЖД – это хоть и недалёкое, но уже прошлое. А что сейчас, в наше время?

С колокольни храма можно увидеть практически весь посёлокНедавние пожары лета 2010-го чудом обошли Проволочное, хотя дыхание пламени чувствовал весь посёлок. Немало хладнокровия нужно было иметь в тот момент, чтоб не поддаться панике: притаившийся недалеко огонь мог в любой момент превратиться из низового в верховой. А если ещё учесть, что слухи о пожарах порой давали противоречивую картину событий, то нетрудно представить ситуацию в целом, когда в округе горят целые деревни… Жители как могли защищались от стихии: копали рвы, вырубали кусты, дежурили посменно, но многое зависело от направления и силы ветра. Обошлось.

Местная библиотека, фельдшерский пункт, клуб, магазин, школа – это всё наследие советских времён. В Проволочном есть пара пилорам, но после пожара лес вокруг уже и так порядком поредел, а тут – практически постоянная переработка древесины. Значит, лесного массива будет всё меньше и меньше. В беседе некоторые жители выражали обеспокоенность этим фактором.

Поселковый клуб, как поговаривают местные, уже доживает свой век, на подходе «в мир иной» – библиотека, вроде как её собираются закрыть. Хотели зайти туда, но библиотека в этот день – увы! – открывалась в 14 часов, не было возможности дождаться…

Ходим по посёлку, фотографируем и приглядываемся к домо-владениям. Ухоженное снаружи жилище – это верный показатель того, что и внутри всё благополучно. Объективно скажем, что таких домов в Проволочном – подавляющее большинство. Да, есть несколько заброшенных хибар с заколоченными окнами, но всё-таки это, скорее, исключение.

Весна в Проволочном

Неприятно поразили местные дороги. Вернее – их отсутствие. Мы приехали в посёлок в середине марта, когда весеннее солнышко растопило почти весь снег и грязная жижа с талой водой разлились по ещё мёрзлой земле. Где места повыше и больше открыты солнцу, понятное дело, там посуше, но в целом, конечно, пришлось попрыгать, чтобы не испачкаться. Как тут не вспомнить национальную деревенскую обувь для такого сезона – галоши и резиновые сапоги?

Но самое интересное всё-таки было в самом начале нашей маленькой прогулки, когда только-всего отправились гулять по посёлку. Останавливаем двух мужчин на автобусной остановке и просим рассказать о здешней жизни, те отнекиваются: мол, сами только несколько лет здесь живём, лучше спросите коренных жителей. Хорошо, идём по улице и стучим в первый попавшийся дом. Минута ожидания, и дверь открывает молодая девушка. Однако на нашу просьбу тоже разводит руками – сама только четыре года здесь живёт, переехала из Санкт-Петербурга. Не прошли и сотни метров, как попадается случайный прохожий – и снова не повезло: этот мужчина переехал сюда несколько лет назад из Москвы!

Деревенское SMS   Проходим ещё несколько домов, наобум звоним и… Правильно, эта семья переехала недавно с Лесозавода, толком тоже рассказать ничего не могут. Вот те на! Идём и делимся друг с другом впечатлениями: оказывается, не всё так плохо в наших деревнях, вон откуда едет народ, тянется к земле-то! Впрочем, быстро приходим к выводу, что раз где-то прибыло, значит, где-то убыло, и, возможно, идёт естественное укрупнение больших посёлков за счёт переезда жителей из малонаселённых пунктов и, разумеется, городов, когда вдруг нестерпимо хочется вырваться из власти смога и автомобильного шума.

Пожалуй, на этом и подведём итог нашей поездки: посёлок обновляется внешне, народ трудится, ездит на работу в город, ходит в церковь, сажает что-то в огородиках. Довольно оптимистично. Единственное, что детей на улицах маловато. Но это сейчас и для города обычное явление – компьютерная эра как-никак…

 

В церкви мы познакомились и с Ольгой Николаевной Степановой. В Выксе она работала в «колёске». После учёбы по распределению должна была трудиться на заводе в Туле, но девушке так тяжело было находиться вдали от родных мест, что она не побоялась обратиться в самые высокие инстанции, чтобы её направили обратно в Выксу. Плакала, настаивала, просила, но добилась своего. До последнего отказывалась оставлять посёлок и в пожары 2010 года: «Приходят эвакуировать, а я говорю, что останусь – в погребе спрячусь. Мне отвечают: прячьтесь, прячьтесь, из погреба ваши косточки и выкопаем. Только после этих слов я испугалась, собралась и пошла на автобус».

 

Владимир Васильевич – один из старейших жителей Проволочного (родился в 1929 году). В  1949-1951 гг. ему довелось служить в Германии, точнее – в ГДР. На память о том времени он привёз домой баян, который служит ему до сих пор. Вообще, Владимир Васильевич был первым баянистом в посёлке. Практически на всех свадьбах играл. Приходили, просили: «Дядя Володя, ну пожалуйста!» А самой популярной песней, той, что играли самой первой для поднятия настроения, была «Коробочка».

 

Пётр Сергеевич Степанов (57 лет): «Родился здесь, рос, женился, вырастил детей и умру тут же... Мы же сейчас к Виле присоединены, а я скажу так: у меня в паспорте написано, что родился в Проволочном, вот вам и ответ...»

 

Сергей Николаевич Щитков (54 года): «Я приехал сюда из Москвы, ухаживаю за родителями. Какая здесь тишина после прежней столичной жизни, где рядом с домом была дорога (возле МКАДа) к аэропорту, это что-то! Акклиматизация прошла легко и без всяких проблем. Кстати, заметил, что в последнее время количество пьющих в посёлке сильно уменьшилось».

 

Во время поездки мы зашли в местный храм в честь Успения Божией Матери. И провели здесь очень много времени. Во-первых, здесь нам рассказали и о самом посёлке, и о старейших жителях. Кстати, и с Владимиром Васильевичем мы разговаривали у церковных ворот. Во-вторых, разрешили пофотографировать внутри и подняться на колокольню. В-третьих, напоили чаем и угостили конфетами. Так гостеприимно нас встретила работающая при храме местная жительница Мария Киреева. По профессии Мария Александровна – киномеханик. Фильмом всей её жизни стала известная кинокартина Сергея Бондарчука: «Когда заканчивала училище, как раз вышел в прокат фильм «Они сражались за Родину». Приехала после учёбы в Выксу – здесь был летний кинотеатр, и снова показывали эту картину. После замужества уехала в Забайкалье, прожила там два года и после смерти супруга вернулась сюда. Устроилась работать в кинотеатр «Родина»: опять шёл фильм «Они сражались за Родину». Первые знания о православии, о Церкви Мария Александровна получила от бабушки – глубоко верующего человека. Бабушка жила в одной из деревень Вознесенского района, Мария Александровна часто гостила у неё, когда была ребёнком: «В Полх-Майдан ходили в храм». И одно из самых ярких воспоминаний того времени, как жители Полховского Майдана праздновали Яблочный спас. Освящать привозили практически весь урожай: целые возы спелых, сладко пахнущих плодов.

 

Анастасия Ветрова (21 год): «В Проволочном живу четыре года, переехала сюда с родителями из Санкт-Петербурга: мы схоронили тут бабушку, дедушку и тётку, так и остались присматривать за домом. Я каждое лето в детстве тут жила у бабушки...»

 

Проект Дмитрия Макарова и Ксении Абдулхаковой. Фото Дмитрия Макарова.
Для исторической справки использованы материалы с сайтов: http://wyksa.ru/virteks/nizhn/rels.php, http://ru.wikipedia.org,
http://pda.vykza.ru/2007/02/01/toponimy_vyksy.html, http://sr.isa.ac.ru/~bin/nkws.exe/ans/nm

 

Оставить сообщение