Они всегда оказываются в первых рядах создателей нового, потому что неравнодушны к происходящему в стране, родном городе, производстве. Это люди с активной гражданской позицией. В их числе и выксунец Юрий Дмитриевич Макаров.
В 1941 году, когда началась Великая Отечественная, ему было 13 лет, он учился в 8-й школе. Но стало не до уроков. Видя, как уходят на войну родственники, знакомые, как за троих работают на заводах женщины, старики, подростки, не мог остаться в стороне – решил вместе с друзьями сбежать на фронт. Несколько раз делали попытки, добираясь от станции до станции на подножке вагона, но ребятишек возвращали домой. В итоге отец устроил неугомонного парнишку, окончившего к тому времени семь классов, учеником токаря на завод ДРО. Затем – учёба в ремесленном училище №15, после окончания которого Юрий пошёл работать на металлургический завод подручным сталевара.
В конце 40-х в военкомате услышал рассказы офицеров, приехавших для набора юношей на флот, о службе на море, выбрал её, как и другие молодые выксунцы – Геннадий Родионов, Владимир Личнов, Александр Садовников и др. В своём решении не разочаровался. Даже сейчас, спустя долгие годы, он с восхищением вспоминает: «До приезда в Севастополь я на море не был. Когда увидел его из окна поезда, понял, что это чудо!»
Служил Юрий на крейсере «Молотов», известном всем морякам Черноморского флота. Во время войны у судна оторвало часть кормы. Немецкий лётчик доложил командованию, что крейсер потоплен. Но не тут-то было! Несмотря на повреждения, судно дошло до базы своим ходом. В доке «Молотову» при ремонте приварили недостающие детали кормы, взятой с корабля «Фрунзе».
На крейсере его наставниками стали моряки, служившие здесь по восемь-десять лет, прошедшие войну. Знали, что «перехаживают» свой срок, но никакого недовольства, ропота, как отмечал Юрий Дмитриевич, не высказывали. Терпеливо помогали юноше осваивать полученную в учебной части редкую профессию артиллерийского электрика (артэлектрика). Учили: «На флоте всё нужно делать только на совесть – здесь все на виду; от каждого зависит отличное выполнение задания, а иногда и жизнь экипажа».
В 1948 году на «Молотове» побывали Сталин, Косыгин и секретарь генералиссимуса Поскрёбышев. О том, что они приедут, командир крейсера не знал: ему просто было дано задание остановиться в определённом квадрате акватории. Сталин в сопровождении офицеров корабля осмотрел судно, поинтересовался: «Где командир крейсера?» Получил ответ, что во время несения своей смены командир места службы не покидает. Тогда генералиссимус и сопровождающие направились к нему. Разговоры, обсуждение визита высоких гостей долго не смолкали на корабле.
Юрий Дмитриевич с теплотой вспоминает свою службу на судне: бок о бок с ним её разделяли украинцы, белорусы, латыши – на каждого можно было положиться как на самого себя. Как-то после побывки Юрий привёз из дому подаренный отцом трофейный аккордеон и потом часто перед показом фильма на крейсере с удовольствием играл на инструменте. Пели русские, украинские песни, ощущая настоящее единение и братство народов СССР.
После демобилизации вернулся в родной город. В 1952 году на ВМЗ было трудно устроиться, пошёл работать в ОКС. Трудился на строительстве универмага (сейчас его называют старым), музыкальной школы на улице Пирогова, вечерней школы, участвовал в сносе бараков, занимался налаживанием электроосвещения в Чупалейке, Нижней и Верхней Верее, других отдалённых сёлах района. В разговоре Юрий Дмитриевич подчёркивает: «Как ни тяжело после войны было, а сколько всего возводилось: жилья, клубов, школ! Всё, что обещали, обязательно строили!»
В начале 60-х стал бригадиром наладчиков на сварочных работах бронекорпусного производства, воспитал десятки отличных электриков, за что признан лучшим шефом-наставником. Доскональное знание своего участка работы, стремление к усовершенствованию различных производственных процессов позволили ему внести около 30 рацпредложений на Заводе корпусов. Многочисленными медалями, орденом «Знак почёта» отмечен труд профессионала Макарова.
С ним очень интересно разговаривать, помнит Юрий Дмитриевич уникальные факты своей биографии, страны. Очень тревожится и переживает о том, что сейчас происходит на Украине, где прошли незабываемые, яркие дни его службы во благо своей Родины.
Лидия Козоедова.
Фото из архива Ю.Д. Макарова
Рукописи не рецензируются и не возвращаются.
При цитировании материалов ссылка на газету обязательна.
За содержание и достоверность объявлений редакция не отвечает.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.
E-mail: info@wyksa-r.ru 18+