18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-01
2013-03-07
Рекламный баннер 300x60px right-2

Иди служи и о работе не тужи

14:27 23.04.2014 16+
3120

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Место работы и средний заработок за сотрудником, призванным на срочную военную службу, не сохраняются. Такой сотрудник подлежит увольнению.

Обоснование вывода:

Призыв работника на военную службу является одним из оснований прекращения с ним трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 1 части первой ст. 83 ТК РФ). Поскольку прекращение трудового договора означает прекращение трудовых отношений между работником и работодателем (статьи 15 и 16 ТК РФ), то место работы за уволенным работником не сохраняется. Соответственно, не подлежит сохранению за ним и средний заработок.

Однако следует иметь в виду, что абзацем третьим п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон №76-ФЗ) за гражданами, работавшими до призыва на военную службу в государственных организациях, в течение трёх месяцев после увольнения с военной службы сохраняется право на поступление на работу в те же организации на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу. При этом понятие «государственная организация» в Законе №76-ФЗ не определено. Отсутствует оно и в других нормативных правовых актах.

Близкие же по смыслу термины не отличаются однообразным подходом к определению круга таких организаций. Так, имеющийся в законодательстве термин «организации государственного сектора» не охватывает государственные унитарные предприятия (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учёте»). В то же время другие нормативные правовые акты относят указанное юридическое лицо к организациям с участием государства (п. 9 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Учитывая, что имущество государственного унитарного предприятия продолжает принадлежать на праве собственности государству (п. 2 ст. 113 ГК РФ), а государство в лице РФ или субъекта РФ является его единственным учредителем (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»), полагаем, что такое предприятие хотя и является коммерческой организацией, может считаться государственной организацией в смысле, придаваемом этому термину п. 5 ст. 23 Закона №76-ФЗ. Следовательно, в рассматриваемом случае работник, призванный на срочную военную службу, имеет право в течение трёх месяцев после увольнения с неё вновь трудоустроиться в унитарное предприятие на должность не ниже занимаемой им на сегодняшний день.Обращаем ваше внимание на то, что и при реализации данной нормы государственными организациями речь не идёт о сохранении за увольняемым работником прежней должности, так как рассматриваемая норма гарантирует лишь право на поступление на работу на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу при её наличии в организации.

Конституционный Суд РФ в своём определении от 04.07.2002 №197-О указывает, что отсутствие вакансий на прежнем месте работы (например, в связи с сокращением численности работников или по иной причине) не противоречит закону и не препятствует гражданину, уволенному с военной службы, реализовать своё право на труд путём обращения в структуры службы занятости, занимающиеся трудоустройством и профессиональным обучением бывших военнослужащих.

 

Сергей Широков, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ кандидат юридических наук

 

Оставить сообщение