Назовём тех, кто вернулся в отчий дом и тех, кто не дожил, тех, кто не успел родить талантливых детей, которые сделали бы много открытий и, возможно, изменили бы мир в лучшую сторону. Вспомним для того, чтобы ещё раз сказать: «О прошлом помнит вся страна, война России не нужна!»
Аллея Славы появилась в Выксе у Вечного огня к 60-летию победы. Тринадцать строгих тёмных плит, на которых имена 12 Героев Советского Союза и одного полного кавалера ордена Славы. Вспомним всех поимённо...
Ардальон Вениаминович Баранов. Артиллерист. До войны работал токарем на заводе ДРО. Добровольцем ушёл на фронт в августе 1942 года. Участвовал в боях под Сталинградом, был тяжело ранен. После выздоровления направлен в миномётное училище, и вновь – на фронт, уже командующим батареей миномётов. В боях за Варшаву получил контузию: «Остался один против семерых румын. Четверых успел уничтожить, а оставшиеся трое смели меня, тяжело ранили, думая, что убили, ушли. Меня подобрали советские солдаты». Звания Героя удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года.
Сергей Фёдорович Козырев. Пехотинец. Учился в Выксе в школе №3. В ночь на 29 сентября 1943 года взвод Козырева переправился через Днепр и закрепился в окопах, ранее занятых противником. Сергей Фёдорович заменил погибшего командира роты. Вместе с пятью бойцами на занятой высоте отражал многочисленные вражеские атаки, даже когда остался один. Погиб в неравном бою 14 октября. Звания Героя удостоен Указом от 23 октября 1943 года.
Николай Сергеевич Конышев. Лётчик. Работал токарем на Шиморском судоремонтном заводе. В 1937 году окончил Ульяновскую лётную школу, в 1942-м – курсы лётчиков-истребителей. Командир эскадрильи 163-го истребительного Седлецкого авиаполка. К марту 1945 года совершил 287 боевых вылетов, в 41 воздушном бою сбил 18 самолётов противника. Звания Героя удостоен Указом от 18 августа 1945 года.
Борис Александрович Корнилов. Авиационный штурман. 1 марта 1940 года его самолёт попал под сильный артобстрел в районе Выборга. Технику с повреждённым мотором удалось посадить. На земле пилотов окружили финские военные. Корнилов с товарищами отбивались, оставив последние патроны для себя – врагу они не сдались. Члены экипажа удостоены звания Героев Указом от 21 марта 1940 года.
Илья Николаевич Кузин. Партизан. После войны работал на Шиморском судоремонтном заводе. В армию не был призван по состоянию здоровья. Осенью 1941 года добровольцем ушёл в диверсионный партизанский отряд. На его счету более 150 уничтоженных в тылу противника объектов. Звания Героя удостоен Указом от 16 февраля 1942 года.
Иван Ильич Петраков. Пехотинец. Работал на ВМЗ. Был призван в 1942 году и направлен на фронт помощником командира взвода. Участвовал в форсировании Немана. В числе первых переправился на западный берег. В течение двух часов бойцы отражали атаки гитлеровцев, но удержали рубеж. Петраков был тяжело ранен, после госпиталя – уволен в запас. Звания Героя удостоен Указом от 24 марта 1945 года.
Василий Васильевич Половинкин. Пехотинец. В ночь на 29 сентября 1943 года Половинкин, исполняющий обязанности командира роты, вместе с группой бойцов под сильным огнём противника первыми форсировали Сож. Отражая вражеские атаки, они прикрывали переправу остальных подразделений. Когда был израсходован практически весь боезапас, Половинкин на подручных средствах несколько раз пересекал Сож, доставляя на плацдарм боеприпасы. Был тяжело ранен и эвакуирован в госпиталь. Звания Героя удостоен Указом от 15 января 1944 года.
Евгений Павлович Романов. Авиационный штурман. Его именем названа одна из улиц в Выксе. Призван в армию в 1939 году. На фронтах Великой Отечественной – с марта 1943 года. К концу марта 1945-госовершил 110 боевых разведывательных вылетов, обнаружил и сфотографировал множество важных военных объектов и целей. Звания Героя присвоено Указом от 18 августа 1945 года.
Иван Иванович Рябышев. Коман-дир отделения связи. Ушёл на фронт добровольцем в первые дни войны. Первый орден Славы получил за обеспечение бесперебойной связи во время тяжелейших боёв у советско-польской границы в 1944 году. Второй – в феврале 1945-го, когда сержант Рябышев под ураганным огнём противника бесперебойно поддерживал связь между командными пунктами и огневыми позициями батарей. Третий орден – за мужество, проявленное в боях на Одере.
Леонид Фёдорович Тюрин. Авиационный штурман. Родился и вырос в Выксе. В армию был призван в 1936 году. В 1940-м окончил Челябинское военное авиационное училище. На фронте – с июня 1941-го. Начинал штурманом бомбардировщика дальнего действия, закончил войну штурманом эскадрильи в том же полку. За годы войны совершил 260 успешных боевых вылетов на разведку и бомбометание по важным военно-промышленным объектам в глубоких тылах врага в Белоруссии, Югославии, Финляндии, Чехословакии, Румынии, Венгрии и Германии. Звание Героя присвоено Указом от 19 августа 1944 года.
Александр Николаевич Харитошкин. Лётчик. Призван в армию в 1940 году. В 1941-м окончил Энгельсскую военную авиационную школу пилотов. На фронте – с февраля 1942-го. В декабре 1942-го, как лучший лётчик полка, был назначен командиром звена. Всего совершил 816 боевых ночных вылетов на бомбометание, разведку и фотографирование объектов противника, пробыл в воздухе более тысячи часов. На его счету 586 вылетов по специальным заданиям. Закончил войну в Германии. Звание Героя присвоено Указом от 15 мая 1946 года.
Андрей Петрович Цаплин. Бронебойщик. Работал в Шиморском речном пароходстве. На фронт ушёл добровольцем. Одним из первых форсировал Днепр. Был трижды ранен. Погиб в одном из боёв под городом Рожнетов в Западной Украине в 1944 году. Звание Героя присвоено Указом от 16 октября 1943 года.
Алексей Васильевич Щербаков. Артиллерист. Работал в ДРО. На фронт ушёл добровольцем. Оборонял Москву, в одном из боев заменил в бою убитого командира взвода. Был ранен и находился несколько месяцев в госпитале. Участвовал в сражении на Курской дуге. Отличился при форсировании Десны и Днепра. 11 сентября 1943 года его отделение в числе первых переправилось через Десну в районе Оболони. Несмотря на сильный пулемётно-минометный огонь, Щербаков повёл бойцов на штурм. Захватив небольшой плацдарм, отделение удерживало его до подхода основных сил. Звание Героя присвоено Указом от 16 октября 1943 года.
Ксения Абдулхакова. Фото автора.
С более подробной информацией о Героях, материалами разных лет, посвящёнными им и их подвигам, вы можете ознакомиться в библиотеке «Отчий край»
Награждён орденом Ленина посмертно... Но выжил и вернулся в строй
Судьба Василия Сергеевича Субботина, торпедиста и командира расчёта зенитной пушки подводной лодки С-7 полна героических и трагических эпизодов, в которых проявилась сила духа русского человека. Он первым из рядовых моряков-балтийцев был награждён орденом Ленина в суровом 41-м.
…Подводная лодка С-7, на которой Василий был командиром расчёта, начала боевые действия в первые же минуты Великой Отечественной. Она сопровождала грузовые суда, топила вражеские караваны, обстреливала набережные укрепления в Карском заливе. Первый героический эпизод из боевой биографии, в котором проявился горячий характер моряка: во время стоянки в Кронштадте он сбил из зенитки вражеский «Юнкерс», участвовавший в налёте на город. Запись в вахтенном журнале: «С ликованием экипаж встретил эту победу! После отбоя матросы кинулись на мостик, обнимали и целовали комендора Василия Субботина».
О том, что комендор с С-7 обладал недюжинной отвагой и неистребимой ненавистью к врагу, вспоминал и командир подвод-ной лодки Герой Советского Союза Сергей Прокофьевич Лисин в письме в редакцию газеты «Выксунский рабочий» в феврале 1960 года. «С полным основанием могу утверждать, что в период суровых испытаний войны ваш земляк Василий Субботин, находясь в славной семье подводников, был настоящим патриотом нашей Родины».
…Апрель нынешнего года стал памятен тем, что после долгих лет разлуки с родным городом приехала из Белгорода дочь героя Людмила Васильевна Бугаева. Она встретилась с главой округа Игорем Раевым. Он пообещал ей содействовать в увековечивании памяти её отца. Затем состоялось и внеочередное заседание Совета по сохранению культурного наследия, на котором присутствовала и Людмила Васильевна. Она вспоминала, что отец был жизнерадостным человеком и, многое пережив в жизни (ужасы войны, унижения плена, проверки энкавэдэшников), никогда не жаловался, не обозлился, а сохранял до конца дней природный юмор, оптимизм. Она просила об одном: увековечить память отца в родном городе. Капитан третьего ранга Станислав Борисович Кукушкин пояснил, что этот вопрос обсуждался и в Выксунском отделении Союза офицеров. И отныне делом чести будет довести дело до конца
Принято решение ходатайствовать о присвоении имени легендарного комендора Василия Субботина одной из новых улиц города, оказать помощь в благоустройстве могилы на Южном кладбище.
Завершить публикацию хочу фрагментом из заметки коллеги, талантливого журналиста и фотографа Михаила Пименова. В номере «Провинциальной хроники» за 9 мая 1992 года помещены две фотографии Субботина: одна, на которой он молодой, серьёзный моряк в бушлате и с биноклем в руках, а на второй – в день своего 70-летия. Михаил Пименов писал: «...мы познакомились поближе, много говорили о войне, о жизни, о человеческих судьбах. Запомнились рассказы о походах на суровой Балтике летом и начале войны, когда воздух был насыщен ароматом цветущей сирени и так не хотелось думать о войне. Но грусть, сжимающая сердце, когда отходили от родных берегов, сменялась яростью и злостью – топили вражеские караваны, вступали в бой с самолётами противника. Раскалялись не только стволы орудий, раскалялись яростью сердца и, казалось, ничего не могло остановить отважных подводников.
В сорок втором из экипажа потопленной лодки осталось четверо, и был финский плен. Тогда мать получила третью похоронку за войну (уже погибли отец и брат), надела всё чёрное и не снимала до последних дней своих. Но выжил краснофлотец. Прошёл через все ужасы плена, унижения, проверки, после чего дал клятву матери отомстить за гибель близких. Сдержал её с честью. Воевал, правда, на суше, но форсировал Одер, победу встретил на Эльбе, стал после войны водолазом, расчищал фарватеры от мин и снарядов, затонувшей техники. Сказалась морская душа! А душа у него простая открытая. Душа русского человека, терпеливца и труженика».
Елена Липатова. Фото из архива музея Усадебно-промышленного комплекса
Всё дальше уходит от нас война, и с каждым годом всё меньше остаётся людей, переживших лихую годину. Но память не сотрёшь. Детям, которые жили в те времена, досталось не меньше, чем взрослым. Да, война – не детское дело. По крайней мере, так должно быть. Но эта война была особенной… Она и называлась Великой Отечественной, потому что все – от мала до велика – поднялись на защиту родины.
Вот и Раиса Павловна Левшакова (в девичестве Шилина), жившая с родителями возле Межонского пруда (чистейший, кстати сказать, был водоём в то время), не предполагала, как резко изменится через некоторое время её судьба. Отец трудился машинистом в компрессорном цехе ДРО, на подворье держали коров, птицу, словом, жили, особо не нуждаясь. Да и в семье все, включая детей, работящие: с огромным огородом ловко управлялись, с кормами для скотины забот не было.
Великая Отечественная перечеркнула налаженный быт семьи. В 1942 году четырнадцатилетняя Рая пошла в ДРО – нужно было работать, мама болела. Устроили подростка рассыльной в отдел главного механика, затем – обмотчицей в электроцех. Как в Выксу доносились отголоски войны, фронтов? Отвечая на этот вопрос, Раиса Павловна вспоминала: «То и дело летали немецкие самолёты на Горький, стреляли зенитки. С работы домой, к Межонке, бежишь пригнувшись, кажется, что вот-вот в тебя снаряд попадёт».
А в цехах завода в годы войны лозунг «Меньшим числом рабочих выпускать больше продукции!» стал основным девизом в работе машиностроителей. Это имело исключительно большое значение в условиях недостатка рабочей силы. О кадровых производственниках приходилось только мечтать. У станков стояли подростки, такие, как Рая; юноши и девушки, пришедшие на завод без какой-либо подготовки. Мастера в процессе работы обучали их и теории, и практике. Очисткой литья и калибровкой занимались взрослые мужчины, вернувшиеся домой по ранению. Вот, в основном, таким составом и делали всё для фронта, для Победы. Участвовали в движении «тысячников» (когда нормы выполнялись не на 100, а на 1000%); работали в так называемых «фронтовых» бригадах, где к сотрудникам предъявлялись особые требования. Словом, на плечах несовершеннолетней Раисы лежала такая ответственность, которая в мирное время не всякому крепкому мужику по плечу.
Затем на некоторое время ей пришлось уйти с завода: по просьбе матери отправилась в Горький к заболевшей сестре. Вскоре девушка вернулась обратно Устроилась на товарную станцию, отправляла заводскую продукцию в Горький. Потом, в 1949-м – снова ДРО, в модельном цехе «земледелкой» – сушила глину, которую добавляли в стержневые формы.
Однажды тяжеленный ком земли, который она переносила, упал на ноги, в результате – перелом обеих конечностей. Поправившись, перешла на другую работу – распредом в конторе.
Смышлёная, быстрая, она, выполнив свои задания, всегда предлагала помощь другим. Всё схватывала на лету: увидела, как считают на арифмометре, тут же освоила «машинку»; быстро «находила» нужные цифры на счётах, подменяла нормировщика. И это несмотря на то, что у неё образование – 7 классов. За аккуратность быстроту, смекалку её очень хвалил начальник цеха Виктор Николаевич Бушин. Конечно, ей надо бы учиться, но сначала война помешала вовремя окончить школу, потом заботы о матери, сестре висели грузом, затем – своя семья. Вот и не сложилось о себе подумать.
В ДРО труженик тыла Раиса Павловна Левшакова проработала свыше 40 лет, у неё много Почётных грамот, благодарностей. Дети уважают, заботятся о маме, а внуки и правнуки обожают бабушку. А она, хотя уже столько лет прошло, всегда всплакнёт, рассказывая о своём военном детстве, – наверное потому, что его сложно именно детством назвать. Но как бы ни было трудно в период войны и после, люди с достоинством пережили те времена.
Лидия Козоедова. Фото из семейного архива Р.П. Левшаковой