Она, тогда 15-летняя девчонка, жила мечтами о счастливом будущем, решила, что после школы обязательно продолжит учёбу в Выксунском металлургическом техникуме. Так и произошло – Роза успешно выдержала вступительные экзамены, чем очень порадовала родителей. Правда, когда началась война, девушка решила, что не время учиться и надо идти работать, чтобы вносить свой посильный вклад в борьбу с фашизмом и помогать трудом тем, кто на фронте. И вчерашние подростки, повзрослев до срока, работали до изнеможения. Зачастую в глазах темнело от голода, который преследовал постоянно. И всё же молодость брала своё, поэтому несмотря ни на что Роза и её друзья находили время и для веселья.
У них на улице было несколько знатных гармонистов, а танцевальной площадкой служил Антоповский мост. Иногда всей компанией ходили на танцы в городской парк или в кино. Зимой местная молодёжь собиралась в здании железнодорожной станции Молотово – она в морозные дни заменяла клуб. Вот так и проводили досуг: танцевали, пели и конечно влюблялись, создавали семьи.
В 1947 году Роза по настоянию отца (ему пришлось долго дочь убеждать) продолжила учёбу на вечернем отделении техникума. А местом её работы оставался фасонно-литейный цех. Начинала учеником формовщика под присмотром опытного мастера. Труд тяжёлый, совсем не женский, но бойкую девушку это не пугало, как и пыхтящие, словно самовары, печи «Мечта» (и хватило же у кого-то фантазии так их назвать). Она быстро освоилась и стала работать самостоятельно. Отливали из чугуна различные детали для механизмов, воронки для труб. Формовщиком Роза проработала недолго, ей предложили перейти в отдел технического контроля, учитывая, что вскоре она станет дипломированным специалистом и её знания и практический опыт на этой должности будут полезнее. «Так я и «задержалась» в ОТК фасонно-литейного на 40 с лишним лет, – шутливо заметила Роза Алексеевна. – Когда наш цех объединили с чугунолитейным, меня вызвал Игорь Петрович Сидоров, начальник ЧЛЦ, и предложил должность старшего контролёра ОТК. Но я не согласилась, сказав, что моя трудовая биография началась в фасонно-литейном, пусть в нём и завершится…»
Роза Алексеевна задумалась, окунувшись в прошлое, а в нём всякое было. Вспомнила мужа своего, Василия Ивановича. Познакомились с ним случайно – работали в соседних цехах. Василий трогательно ухаживал, а в 1955 году они поженились. Свадьба была весёлая, невеста красивая, в новом, пусть и ситцевом, платье. Молодые стали жить вместе с родителями Розы. Родился первенец. Дочку назвали Ларисой. А позже семья пополнилась ещё одной дочкой – Надюшей. Муж был человеком покладистым, помогал по хозяйству, но без трений не обходилось. Как заметила Роза Алексеевна, в семейной жизни очень важно понимать и слышать друг друга. Они с Василием со временем этому научились, поэтому всё-таки сумели сохранить семью и прожили вместе более 36 лет. В 1992 году Василия Ивановича не стало. Потерю переживала очень тяжело, но дочери были рядом и всячески поддерживали. Они и сейчас её надежда и опора, а также внуки. А отрада для души – правнучка Вика. С ней уж точно про болезни забывает.
Несмотря на преклонный возраст, Роза Алексеевна продолжает живо интересоваться тем, что происходит в мире. Вот и из-за событий, происходящих на Украине, очень остро переживает, поэтому не пропускает сводки новостей. Одного боится: чтобы политические игры не вылились в очередную войну. Во время нашей беседы Роза Алексеевна несколько раз взволнованно повторила: «Не приведи Бог испытать нынешнему поколению то, что выпало на нашу долю. Не дай Бог…»
Татьяна Щукина. Фото из архива семьи Морозовых
Рукописи не рецензируются и не возвращаются.
При цитировании материалов ссылка на газету обязательна.
За содержание и достоверность объявлений редакция не отвечает.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.
E-mail: info@wyksa-r.ru 18+