Ещё в 1995 году был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который провозгласил новые подходы к формированию социальной политики по отношению к инвалидам и обобщил большинство прогрессивных методов и подходов, имеющихся в мировой практике. Тогда впервые была предпринята масштабная попытка реализации политики социальной реабилитации инвалидов, которая нашла своё отражение в последующих законах: «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам реабилитации инвалидов» (с изменениями на 22 августа 2004 года), в Градостроительном кодексе Российской Федерации от 29 декабря 2004 года и других документах.
Согласно Конституции РФ инвалид признаётся таким же полноправным членом общества, как и любой другой гражданин Российской Федерации. Следовательно, он так же обладает правом на образование (ст. 43), на труд (ст. 37), на свободное перемещение как по территории РФ, так и за её пределами (ст. 27), на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44) и так далее. Но как он может пользоваться всеми этими правами в силу ограниченности своих возможностей?
Действующее федеральное законодательство устанавливает обязательства для правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного само-управления по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, беспрепятственного пользования транспортом, средствами связи и информации, а также ответственность за уклонение от исполнения требований по созданию этих условий.
Теоретически, сегодня благодаря достижениям инженерной и научной мысли человек с ограниченными возможностями может наравне с другими получить доступ ко всем сферам жизни. Дело лишь в том, чтобы такие достижения стали доступны для тех, кто в них действительно нуждается. В этом смысле ситуация пока далека от идеала. Конечно, нельзя сказать, что не делается ничего. Но недоступных для инвалидов зон много, и их надо устранять.
В конце июня в конференц-зале партии «Единая Россия» состоялся «круглый стол», собравший для обсуждения и решения проблем инвалидов как представителей власти, так и ограниченных в возможностях людей. О результатах заседания и пойдёт речь в сегодняшней «Теме номера».
«Любые проблемы, даже малозначительные, редкий раз удаётся решить сразу. Как правило, их необходимо для начала обозначить, затем расставить приоритеты, и уже после этого приступить непосредственно к решению», – с таких слов глава МСУ Игорь Матюков начал обсуждение проблем, которые не позволяют людям с ограниченными возможностями в Выксе «дышать полной грудью»…
О том, каким образом на данный момент в округе осуществляется поддержка инвалидов органами местного самоуправления, рассказал замглавы администрации Игорь Шолохов:
– К сожалению, специальной целевой программы, направленной на поддержку этой категории граждан, в округе нет, хотя областным правительством и рекомендовано муниципалитетам её разработать. Теперь, ориентируясь на эту установку, мы, при планировании бюджета следующего года, включим социальные проблемы людей с ограниченными возможностями отдельным блоком в подпрограмму, где будут также ветераны, пожилые и иные слабозащищённые категории выксунского населения. Разумеется, определённая работа с инвалидами велась нами и до этого: по линии культуры, спорта, здравоохранения и так далее. Тем не менее мы понимаем, что этого недостаточно, поэтому сегодняшний «круглый стол» актуален как никогда. Надеюсь, он поможет обозначить круг проблем, решение которых во многом облегчит жизнь выксунских инвалидов.
Напомним, у всех общественных организаций округа, занимающихся решением проблем выксунцев, ограниченных в возможностях, есть выделенные администрацией помещения, бремя расходов по которым (а именно – содержание) лежит на местном бюджете. Однако, с появлением с недавних пор новой ассоциации родителей детей инвалидов, на повестке дня также встал вопрос о выделении немалой по размеру (так требует санпин) площади и им.
Затронули на «круглом столе» и тему паспортизации, которая сейчас небезуспешно проводится и по области в целом, и в Выксунском округе в частности. Работа проделана серьёзная – исследованные объекты занесены на Карту доступности для людей с ограниченными возможностями. Однако выксунские инвалиды уже не в первый раз поднимают вопрос о сооружённых у этих зданий пандусах (точнее, их пригодности для подъёма). Одни сделаны так, что по ним просто не подняться (либо скользкие, либо крутые), по другим въехать несложно, но в здание попасть практически нереально. Взять хотя бы детскую поликлинику – отличный пандус, расположенный под крышей… а далее узкие, тугие двери, преодолеть которые без посторонней помощи очень-очень сложно. И это ещё не всё: если в помещение попасть всё-таки удалось, то вот непосредственно на приём к доктору – нереально (лифт на втором этаже не останавливается).
Высказали недовольство участники встречи и недавно построенными объектами. Казалось бы, они оборудованы всем необходимым для всех категорий населения – однако, как правило, всё «самое интересное» расположено на втором-третьем этажах, подняться на которые можно разве что на грузовых лифтах. Но ехать на них (внимание!) можно с определёнными сотрудниками компании. О том, сколько этих сотрудников приходится ждать, и говорить не стоит. В качестве положительного примера был назван торговый центр «Красочный» – его строили, учитывая потребности инвалидов в том числе.
Пока формируется план работ, которые предстоит провести на выксунских объектах для того, чтобы они стали доступнее и удобнее для маломобильных граждан, представители ВОМИ «Эдельвейс» предложили помощь их подопечного Артёма Хохлова. Он после поездки на специальный семинар в Нижний Новгород получил документ, дающий ему право проверять пандусы – пригодны они для эксплуатации или нет. Данный факт представители власти взяли на заметку, не исключено, что в дальнейшем при принятии зданий в эксплуатацию помощь Артёма будет кстати.
Несколько слов об учреждениях социального назначения. Санитарные комнаты многих из них совершенно непригодны для инвалидов. Пройти в них мешает если не узкая дверь, то стоящая сразу за ней раковина.
Посетовали представители общественных организаций и на недоступность для них услуг такси. Редкий раз таксисты соглашаются везти инвалида, которому приходится помогать садиться в машину и укладывать его коляску в багажник. Председатель постоянной комиссии по социальной политике Алексей Соколов поинтересовался, как часто маломобильные выксунцы пользуются услугами частного перевозчика, а услышав ответ, предложил проработать вопрос по отданной в пользование художественной школе специально оборудованной под инвалидов «ГАЗели». «Она есть, и её нужно использовать по максимуму!» – подытожил он.
Вновь была поднята проблема постоянно занятых обычным транспортом парковочных мест для инвалидов. Ранее, напомним, начальник Выксунского ГИБДД посоветовал сообщать ему о данных нарушениях (вплоть до фотофиксации нарушителей).
В завершение встречи руководство администрации поблагодарило собравшихся за участие в «круглом столе» и рекомендовало представителям общественных организаций уже сейчас составить небольшой список того, что им необходимо в первую очередь. А со своей стороны представители власти пообещали вести планомерную и эффективную работу по устранению перечисленных неудобств.
В Германии очень строго следят за тем, чтобы на парковках для инвалидов действительно ставили машины только водители-инвалиды. Они могут даже получить место для индивидуальной стоянки у дома или места работы. Там на каждой крупной автостоянке есть специально отведённые места для автотранспорта инвалидов, где разрешено парковаться только владельцам специального удостоверения, действующего во всех странах Евросоюза. При парковке удостоверение оставляют за лобовым стеклом машины, чтобы оно было видно контролёрам. Если же права останавливаться на специальной парковке у владельца машины нет, ему придётся платить штраф (обычно 35 евро). Сама по себе сумма не сильно «кусается», но если занятое место понадобится водителю-инвалиду и автомобиль придётся эвакуировать на штрафную стоянку, то заплатить придётся намного больше – около 250 евро. К тому же придётся потратить немало времени на то, чтобы вернуть машину: штрафные стоянки, как правило, находятся далеко, и добраться до них «своим ходом» непросто.
В 2009 году в Москве была введена система социального такси, которая предоставляет инвалидам всех групп возможность вызова специально оборудованной машины и оплаты транспортных услуг по минимальным тарифам. Вне очереди вызвать авто могут люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата, участники ВОВ, дети войны.
Несовершеннолетние с ограниченными возможностями тоже имеют доступ к этой полезной услуге, так как, при необходимости, с собой можно взять сопровождающего, а также коляску, костыли, всё необходимое. Дополнительно пассажир может воспользоваться мобильным телефоном водителя для того, чтобы связаться с диспетчерской такси.
Наряду с предоставляемыми возможностями есть и некоторые ограничения:
В уборных для посетителей специализированные туалетные комнаты следует предусматривать при расчётной численности посетителей более 50 человек, при условии, что они могут провести в здании более одного часа. При этом специализированная кабина должна быть шириной не менее 1,65, длиной не менее 1,8 м, а в кабине рядом с унитазом – место для размещения коляски. Двери должны открываться наружу. Если уборная состоит только из одной кабины, то она выполняется по размерам специализированной.
Юлия Сиденькова. Фото Ольги Поповой и из открытых интернет-источников