И нам очень повезло, что мы прибыли сюда до того, как он уехал в город: опоздай мы на 20 минут, то не застали бы его. А так Николай Игнатьевич охотно уделил нам время и ответил на несколько вопросов.
– Давно здесь живёте?
– Лет 20 уже.
– И каким было село, когда сюда переехали?
– Когда я приехал сюда, практически весь посёлок был разрушен: начало 90-х – тяжёлое время. Здесь, как и сейчас, практически никто не жил. Я сам – дачник. Единственное – вот дом строится второй год, наверное, должны появиться постоянные жители.
– У Вас здесь только огород или скотину тоже держите?
– До инвалидности у меня хорошее хозяйство было. Держал бычков – в 90-е, поросят. Я, чисто городской житель, здесь превратился в настоящего сельчанина.
– И что же городского жителя сюда повлекло?
– Практически всю жизнь руководил строительными организациями. Сюда приехал из Казахстана, когда пригласили на вторую очередь строительства колёсопрокатного цеха.
И работал вплоть до 86-го, а потом началась перестройка и кадровые «передёргивания», которые мне не понравились. Я решил выйти на пенсию, потому что стаж к тому моменту уже наработал: в молодости, когда ещё жил в Казахстане и мне не было 18-ти, начал трудиться на медных рудниках и заработал 10 лет «подземного» стажа. Принимать решение о выходе на отдых было легко, дети в жизни определились, закончили институты.
Выкса мне изначально понравилась природой, большой контраст с Казахстаном, где степи да полынь. И вот я купил в Боевом разрушенный дом, сам потихоньку восстановил его, благоустроил – инженер-строитель всё-таки. И не я один тогда здесь землю приобрёл, с середины 90-х, наверное, начался бум на покупку усадеб. Жизнь кипела на обеих улицах посёлка, огороды были засажены, ни один дом не стоял брошенным.
Конечно, друзья и знакомые поначалу говорили: не выдержишь, снова работать пойдёшь, но вот уже 20 лет как я тут.
– Застали местных жителей, которые могли бы рассказать, почему название такое «боевое»?
– Знаете, я сам люблю историю, много где бывал и всегда интересовался местной топонимикой (на машине проехал от Новосибирска до Прибалтики). И о прошлом Боевого, конечно, тоже пытался узнать. По соседству со мной жила бабушка Кашенкова – местный старожил, их семью раскулачивали, ссылали, снова возвращали сюда, и родители у неё здесь жили. Она хорошая, добрая была. Приду к ней: «Баб Тонь, расскажи про деревню». А она: «Жили как жили, кто ж вспомнит, откуда название пошло». Что сам от неё узнал – посёлок в своё время считался богатым, зажиточным. Речка здесь протекает Виля, и за ней раньше стояла мельница для местных жителей, семья Кашенковой как раз мельницу и держала.
– Автобусы ходят?
– Ходят, и раньше ходили, и сейчас, но реже. Я на машине добираюсь, асфальт есть. Когда-то железная дорога была – узкоколейка, все по ней ездили. Два вагона битком сюда ехали. А сейчас… Люди, как после 90-х получше жить стали, бросили хозяйства. Сегодня я вот практически постоянно тут, в соседний дом часто внук бабы Тони приезжает, там вот хозяин усадьбы умер, но сын дом не бросил, огородил. Как видите, деревня всё равно не пропадает: напротив меня строятся, в самом конце улицы дом купили – надеюсь, тоже жить сюда переедут.
– А не слишком ли тяжело в деревне?
– Руки надо, и всё будет хорошо. У меня сад, огород, колодец. Сам всё сделал. Лес недалеко – можно по грибы-ягоды пойти, были бы ноги здоровы и желание.
Проект Дмитрия Макарова, Ксении Абдулхаковой. Фото Дмитрия Макарова
Рукописи не рецензируются и не возвращаются.
При цитировании материалов ссылка на газету обязательна.
За содержание и достоверность объявлений редакция не отвечает.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.
E-mail: info@wyksa-r.ru 18+