С новой системой сдачи экзаменов хоть как-то примирились. Но вот репетиторы …
Что и говорить, тема очень злободневная. И мнения самые разные. А поскольку ребёнок здесь является главным лицом (пусть не действующим, а зависящим от воли родителей, которые оплачивают услуги репетитора), то он и решает, быть или не быть. Однако в конце концов побеждает родительская любовь, а значит, ищется и находится тот самый профессионал, который выведет чадо на дорогу светлую, ясную.
Одни родители, а с ними и их дети, думают, что без репетитора в вуз не поступить. Другие говорят, что они тоже учились в школе и обходились без дополнительной помощи. Третьи вторят им, считая, что школьная программа ориентирована на ЕГЭ, а значит, можно постичь её и без помощи постороннего педагога. Четвёртые уверены, что надо приучать детей к трудностям, пусть сами разбираются, коли не поняли что на уроке или пропустили объяснение учителя. Если не делать этого, ребёнок так и привыкнет «ходить на костылях», искать подпорку. А ведь ему учиться и жить придётся самостоятельно.
В сегодняшнем выпуске в проблеме разбираются педагоги разных предметов, сходясь во мнении, что репетитор нужен тем, кто намерен получить серьёзное высшее образование.
А грамоте не обучены
В жизни сейчас масса ситуаций, когда репетитор – не прихоть родителей, он просто необходим, ибо ребёнок, как оказалось (к 10-му классу!), не знает элементарных правил русского языка.
И тут наступает «конец света»! Мама кричит: «Ты что же, на уроках ворон считал, что ли?» Батя предлагает более радикальные меры: «В секцию тебе путь отныне закрыт». У сына истерика, как же он будет жить без таэквандо? А соревнования? а что скажет тренер? И всё в том же духе, и с теми же интонациями, с угрозами с той и с другой стороны. Потом у мамы, как у самого мудрого и практичного члена семьи, рождается идея о репетиторе. Папа поначалу выражает сомнение, где ж его найти в начале учебного года, все заняты, ведь репетиторы нынче нарасхват. Однако упорство и оптимизм мамы побеждают и решено пуститься на поиски того самого специалиста, мастера своего репетиторского дела, который и выведет в мир грамотности их незадачливого великовозрастного дитятю.
Подобных историй – несть числа. А почему они случаются, тоже не секрет ни для кого. Учащийся не понял материал. А педагог уже объясняет другую тему. Сконцентрироваться на материале нет возможности, потому как учитель всё время торопится, чуть отвлёкся – и уже не можешь уловить, о чём это он рассказывает. Так и образуются пробелы в знаниях, которые мешают успешной сдаче экзамена.
Учитель работает со всеми учениками сразу, у него нет времени на каждого в отдельности. Дело тут не в профессионализме того или иного учителя, поскольку существует ряд определённых требований, программа, от которой нельзя отставать. Например, на литературоведческие термины в программе отводится один урок. И никакой практики! Пропустил тему, не понял – не наверстаешь. И лучшая альтернатива – сочетание школьных занятий с индивидуальными, с преподавателем, который разъяснит, на практике покажет, как надо.
ЕГЭ по русскому и литературе имеет и третью часть: написание сочинения по тексту. Для многих ребят это просто невыполнимая задача. Ученику в сочинении надо найти проблему, прокомментировать её, выразить своё отношение к ней, согласие или несогласие с автором. Нынешние малочитающие дети не могут обозначить проблему, не ориентируются в тексте, с трудом аргументируют свою позицию. Во всех этих случаях обязательно нужна практика, разбор текста, тренировка делать всё быстро. К сожалению, таких навыков у учащихся нет. Почему? Да потому, что идёт тенденция сокращения часов по русскому языку и литературе, что, казалось бы, недопустимо, но такова на сегодня суровая реальность! Сокращаются часы на преподавание этих главных для русского человека дисциплин как в среднем звене, так и в старшем. Это несмотря на то, что в старших классах идёт ещё и усиленная подготовка к экзаменам, и этот предмет является обязательным при сдаче ЕГЭ.
Вот и решайте теперь, нужен или нет репетитор сегодняшнему замученному школьнику. Конечно, да. На индивидуальных занятиях легче решается проблема, спокойная обстановка располагает к тому, чтоб пробудить интерес к предмету. Более того, если ученик решил связать судьбу с гуманитарной профессией и поступить в специализированный вуз, ему необходим профессиональный помощник.
Часто родители рассуж-дают так, что, мол, учителя специально плохо учат детей, чтоб заработать на дополнительных занятиях. По-моему, я достаточно объективно обрисовала ситуацию, чтоб развеять желание уличать педагогов в алчности. У них, как и у детей, тоже получается – «школа после школы».
Математика – очень трудный предмет
И это, действительно, так. Тут спорить даже трудно. Опыт нескольких лет сдачи ЕГЭ показывает, что именно по математике бывает больше всего не сдавших.Причин тут несколько.
Разные способности детей, разные стремления к знаниям, разная степень усвоения материала. Если ребёнку достаточно набрать минимальное количество баллов на ЕГЭ и он не собирается получать высшее образование, то ему достаточно бывает знаний, получаемых на уроке (хотя и таких становится всё меньше). Можно и пересдать математику, для этого введены резервные дни и обычно дети со второго захода справляются с заданием.
Так было во все времена, когда педагоги усиленно готовили учащихся к экзаменам: и на уроке, и после. Сегодня это подготовка к сдаче ЕГЭ. Экзамен по математике очень сложный и выполнять задания надо быстро, действия должны быть доведены почти до автоматизма. На уроках мы отрабатываем как методику выполнения задания, так и учимся решать. Педагог готовит всех детей к сдаче экзамена. Но у каждого ребёнка свой уровень и своя мотивация. Одним достаточно набрать 40-50 баллов, а другим необходимо поступить в престижный вуз с высшими баллами, во-первых, а во-вторых, и в институте с первых дней надо знать математику выше среднешкольного уровня. Вот таким детям репетиторы не просто нужны, а необходимы. И задания они выполняют тоже специфические, повышенной сложности. Обычно в классе таких целеустремлённых ребят пять-шесть, они же – активные участники всех математических олимпиад, конкурсов. С такими детьми нужны только индивидуальные занятия у репетиторов. Важно и то, что вкладывать знания в учащихся, которые хотят их иметь и которым дано много свершить, гораздо эффективнее. Учитель работает с такими детьми по специальной программе «Избранные разделы математики для старшей школы», что тоже вполне оправдано. Поэтому репетиторы более всего нужны сильным детям: и для победы в олимпиадах, и для набора баллов на экзамене.
Есть и другая категория учащихся, которым нужны дополнительные занятия. Это те, кто в своё время проленился, а потом взялся за ум и тоже хочет поступить в институт. Этим приходится тяжело. Никто вовремя не внушил им (а может, и говорили родители, да только ведь мало кто слушает их), что математика такой предмет, который требует постоянной тренировки, выполнения всех заданий по темам, ибо упустишь одно – потеряешь всё. С младших классов надо приучать ребёнка к приобретению навыков работы, к систематизации знаний.
Жалко и тех детей, у которых нет способностей к математике, зато есть нездоровые амбиции у родителей. Репетиторство становится мукой и для той, и для другой стороны. Хотя проще было бы ребёнку идти не в 10-й класс, а получить образование в училище, колледже или другом специальном учебном заведении, не теряя напрасно времени, не портя нервы. Из него вполне может получиться отличный специалист со средним образованием.
Теперь относительно ЕГЭ. Раньше к при подготовке к экзаменам рассматривались различные задания. Сейчас это, в основном, выполнение тех заданий, которые предлагаются ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений). Это демонстрационные варианты, и мы их прорешиваем, тренируемся, чтобы дети могли безошибочно и быстро выполнить их, набрав на экзамене большее число баллов.
Хочешь в вуз – занимайся дополнительно
Эту фразу в наше время всё чаще и чаще повторяют своим чадам родители. И тут они абсолютно правы.
Почти по всем предметам школьного курса произошло сокращение часов и учебного материала. Многие дети жалуются, что они не в состоянии уловить нить рассуждений учителя, понять смысл того, что он хочет сказать и о чём рассказывает. А куда деваться бедному педагогу, когда он должен дать максимум материала в минимум времени?! Учитель в ходе урока должен дать основной материал и разобрать задания по ЕГЭ. Но за урок сделать подобное просто невозможно. Чаще всего ученик определяется с выбором будущей профессии к 10-11 классу и вот тут-то начинается поиск педагога, который помог бы ему в подготовке к сдаче экзамена. Для поступления в институт ученик должен иметь не менее 260 баллов по профилирующим предметам. А значит, надо заниматься дополнительно. Только дополнительные занятия позволяют ребятам расширить знания и углубить их, а значит, набрать и большее число баллов.
Если в школе есть профильные классы: информационно-технические, естественно-математические, химико-биологические, гуманитарные, социально-экономические, то в старших классах ребята выбирают их сообразно своим стремлениям и талантам. И тем не менее этого недостаточно для того, чтобы набрать высокие баллы. Вот и получается, что дети и после школьных уроков опять идут на занятия, но уже к репетитору. Им приходится очень много работать.
Почему это происходит? Школьная программа сегодня рассчитана на среднего ученика. Учитель на уроке даёт базовые знания, а для углубления материала, расширения кругозора есть репетитор. На уроке учителю не хватает времени дойти до каждого ученика, чтоб выяснить, как он понял тему и понял ли её вообще. На уроке идёт «гонка» учебного материала, чтоб дать азы по предмету. Но вот парадокс. В каждой школе есть спецкурсы, индивидуально-групповые занятия, но дети не ходят на них (кстати, занятия там бесплатные). Почему? Говорят, что им удобнее заниматься с педагогом с глазу на глаз. Им необходимо личное общение со взрослым педагогом, им не хватает такого контакта. Да и где его найти-то? Родителям некогда, работают, деньги зарабатывают на репетиторов.
Конечно, те дети, что поставили себе цель учиться дальше в престижных вузах, добиваются своего. И без поддержки родителей и репетиторов тут не обойтись. Такова, к сожалению, нынешняя система образования.
Учитывайте все «за» и «против»
Стремление видеть ребёнка успешным и образованным побуждает многих родителей прибегать к дополнительным занятиям. Но если вы решили искать репетитора, постарайтесь объективно взвесить все «за» и «против». Индивидуальные занятия – не панацея от всех школьных бед, а только один из способов помочь ребёнку учиться.
Репетиторство – это законная деятельность лица по оказанию помощи студенту или школьнику по вопросам успеваемости. Но всегда ли под данным понятием кроется именно это?
Чаще всего в числе причин, побуждающих обратиться за помощью к репетиторам, называют желание устранить пробелы в школьной программе, стремление больше знать. Нередко причиной являются и проблемы во взаимоотношениях с преподавателями, и личностные особенности ребёнка. Для получения высоких баллов на Едином государственном экзамене подготовка грамотного специалиста не окажется лишней. Своевременная помощь, прочные знания, индивидуальный подход, дополнительное внимание – это аргументы за дополнительные занятия. Однако практика показывает, что далеко не всегда оправдываются детские и родительские ожидания, и при определённых условиях появляются аргументы против, о которых нельзя забывать.
Во-первых, внеурочные занятия увеличивают рабочий день школьника, что при существующей учебной перегрузке негативно сказывается на здоровье ученика и как следствие – на общем уровне успеваемости. Часто родители настолько увлекаются, что у малыша к концу первой четверти уже три-четыре дополнительных занятия по русскому языку, английскому и даже чтению. При такой нагрузке ребёнку трудно оставаться здоровым и эмоционально выдержанным. Что уж говорить об учениках средней школы, у которых иногда расписание дополнительных уроков буквально повторяет школьное! Во-вторых, ребёнок не может в течение длительного времени постоянно учиться, учиться, учиться – ему, как и каждому человеку, нужен отдых. Он и начнёт в результате отдыхать, причём отдыхать, отключаясь на уроках в школе, потому что наедине с репетитором сделать это гораздо сложнее. Получается замкнутый круг.
В-третьих, подобная практика, особенно неоправданное увеличение числа репетиторов, лишает ребёнка способности к самообразованию, парализует его стремление и умение преодолевать трудности, а ведь без этого качества все попытки дать детям хорошее образование обречены на неудачу.
При изобилии на рынке репетиторских услуг тот преподаватель, который нужен именно вашему ребёнку, – штучный «товар». Не следует торопиться с выбором, лучше выслушать мнение тех, кто уже занимался с этим педагогом, учесть все рекомендации.
Качество работы репетитора зависит от профессионализма оного и его порядочности. Ну и, конечно, от ребёнка тоже. Если в седьмом классе он не может посчитать сдачу в магазине – это сильно настораживает. Потому что устный счёт – это начальная школа.
Ольга, десятиклассница:
– В девятом классе уроки математики были для меня сущим наказанием. Я не понимала ровным счётом ничего. Конечно, знала, что многое из программы упустила, что наверстать тяжело, как бы мы с мамой ни бились. Но учиться надо и поступать в институт – тоже. Окончив девять классов, перешла в другую школу, там были более лучшие условия для получения общего среднего образования. С первых дней поняла, что необходимы дополнительные занятия, иначе просто не смогу учиться. Сожалею, что поздно спохватилась, но, как говорит моя мама, лучше поздно, чем никогда.
Прошло уже почти полгода, как я занимаюсь с репетитором. Теперь уроки математики мне интересны, могу самостоятельно решать задачи и примеры. И хотя занимаемся мы с репетитором один раз в неделю, этого вполне достаточно, чтобы на уроках чувствовать себя уверенно. Галина Ивановна объясняет материал понятно, доступно. Мы можем вернуться к теме, ещё раз разобрать её. Кроме того, уже сейчас начинаем готовиться к ЕГЭ. И если раньше я панически боялась его, то теперь обрела, пусть пока маленькую, но уверенность. Считаю, что дополнительные занятия по предмету здорово помогают, особенно, наверно, тем, кто раньше ленился.
Александр, одиннадцатиклассник
– С репетитором я занимаюсь с девятого класса. Математика – профильный предмет в вузе, куда я буду поступать. Факультет вычислительной математики и кибернетики требует знаний серьёзных и углублённых. На школьном уроке я не смогу получить их, потому как школьная программа имеет цель давать базовые знания, а остальное ученик должен добывать сам, если намерен серьёзно учиться в будущем. При всём своём желании и стремлении я не сумею получить из книг, Интернета то, что требуется от меня для поступления в вуз. Выход один – дополнительные занятия с профессиональным специалистом, каковым является репетитор. В том, что он таковой, убеждаюсь, участвуя и побеждая в математических олимпиадах разного уровня.
Считаю, что мне репетитор нужен по трём причинам: помощь в подготовке к ЕГЭ, участие в олимпиадах, безстрессовое начало обучения в вузе. Конечно, приходится очень тяжело, но ведь ещё Александр Суворов наставлял солдат, повторяя: «Тяжело в учении, легко в бою».